Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Выставка в Пушкине
В переулках, изученных мною…. Акварели Роальда Мандельштама

Царскосельская коллекция, закончилась 22 августа 2021
О выставке
«Я вымершее чудо – закупоренный джинн», – писал поэт Роальд Мандельштам. Он родился в Ленинграде в 1932 году, умер в 1961, его стихи впервые в России были напечатаны в 1994 году, до этого ходили в самиздате. А его акварели появились, как джинн из бутылки, лишь в этом году. Помню свое первое впечатление: эти акварели не сливаются с его стихами, и их не спутаешь с работами друзей, художников арефьевского круга. Но, Мандельштам -художник принадлежит к ими созданному направлению, для которого характерны обращение к близлежащей к реальности, город и уличная жизнь, как главная тема. Город у Мандельштама – тема почти единственная, город не парадный, не открыточный, не как декорация, а как среда обитания, как единственное достояние отверженных художников и прóклятого поэта. Есть единичные переклички в мотивах и пластике с кем-то из друзей: вот, как у Арефьева очередь, вот, как у Васми трамвайное кольцо. Он иногда, как Васми и Шварц, сводит мотив к композиции плоскостей и объемов, приближаясь к их пластической выразительности, хотя в целом, в сравнении с ними, более реалистичен. Отличие и от арефьевцев и от собственных стихов в одном и том же качестве: сдержанности, приглушенности. Живопись арефьевцев неистова. Поэзия Мандельштама экстатична. А тут погашенный цвет и легкость акварели. Немаловажно, что это акварель, в самом существе которой воздушность, прозрачность. Она, как правило, не экспрессивна, а если и случается, то – не усилением цвета, а упрощением формы. Его же форма не условна. Приглушенность не есть отсутствие чувства, оно проявляется при вслушивании, когда перестаешь ожидать крика. Нет, несмотря на акварель, он не безмятежен, но придает драматизм или тревогу не резкими контрастами цвета, но вторжением черного: черный брандмауэр, огромный черный дом над маленьким белым. Или черный примешивается ко всему, и тут стихи все-таки вспоминаются: «опять на улицах вечерних прохожих душит темнота». А еще он достигает выразительности, делая мотивом фрагмент строения: опоры моста, подворотню; у подворотни силуэт слившихся в объятии любовников обостряет драматизм до накала его поэзии. В статье «Роальд Мандельштам как художник», помещенной в только что вышедшем полном собрании его стихов, Борис Рогинский подробно разбирает различия между живописью и поэзией и все же находит точки соприкосновения. Они, конечно, есть. Но главное, объединяет аутентичность, то есть подлинность, соответствие первоисточнику, каковым являются его чувства, отношение к миру. Для их выражения Мандельштам и в изобразительном искусстве находит собственные средства. Поэтому Мандельштам не просто рисующий поэт, что довольно распространено, но и самобытный художник, открытие которого стало событием последнего года. Любовь Гуревич
Графика, Классическое искусство

Как вам выставка?

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все