Выставка в Москве

Выставка в Москве Дмитрий Тугаринов и Валерий Архипов. Недосказки

Выставочные залы Академии художеств, закончилась 8 августа 2021

© пресс-служба Российской академии художеств
1/8
Сюжеты русских сказок, преданий и былин – одна из сокровенных тем в творчестве Валерия Архипова, представленная в его экспликациях к фильмам, книжных иллюстрациях, живописных и графических сериях, изделиях Императорского фарфорового завода. Авторский почерк этих «сказочных» произведений мастера, вне зависимости от техники исполнения и масштаба, всегда узнаваем. Каждое произведение Архипова наполнено особой драматургией, рассказывает свою историю, увлекая зрителя в мир, воздухом которого хочется дышать. В эскизах к кинофильму «Сказка о царе Салтане» и опере Н.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» художник создал удивительную иконографическую панораму красочных образов сказочных и мифологических героев. Погружаясь в поэтику русской сказки, В.В.Архипов визуализирует на своих полотнах присущую ей магическую составляющую, которую всегда подчеркивают и дополняют точно воспроизведенные исторические детали жизни Древней Руси - от шатровых колоколен и многоглавых храмов на широких панорамах русской земли до орнаментального узорочья княжеских покоев и царских одеяний, богатырских доспехов и усыпанных драгоценными камнями украшений. В результате такого слияния волшебного и достоверного выстраивается наполненный «русским духом» мир, где облик сказочных героев и их чудесные деяния воспринимаются как естественная и неотъемлемая часть окружающего пространства. Этот созданный кистью В.В.Архипова мир образует художественную параллель сказочному тексту, перекидывая изобразительный мост к истокам национального миропонимания и фундаментальным основам русской культуры. Дмитрий Тугаринов создает скульптурные портреты и фигуративные композиции с начала 1980-х годов. Каждая его работа имеет подтекст. В композициях фактически отсутствует сюжет, его замещают метафора, пластический парадокс, властвует гротеск. Скульптор нередко берет за основу своих произведений общеизвестную притчу или сказку и прочитывает ее в контексте сегодняшних проблем. Возникает пластическая формула типичной жизненной ситуации: «Золотой осел» (1987) – один персонаж попадает в полную зависимость от другого, «Жил-был царь» (1989) – человек, все имевший и все потерявший. «Золотой петушок» А.С.Пушкина стал для Тугаринова волшебным ларцом «золотых идей». Он получил возможность выразить собственные мысли, придав им вещественную форму, и создал несколько скульптурных версий пушкинского произведения. Эта сказка – не просто сказка, это метафора российского образа жизни, предупреждение и ободрение тем, кто стал жертвой собственных безумных идей и безудержных увлечений. Скульптура «Жил-был царь», представленная на выставке, – интерпретация известной притчи, согласно которой можно иметь лишь три предмета, но при этом ощущать себя царем. Каждый сам себе Царь и сам несет бремя собственных сокровищ и ошибок. Тугариновский «царь» проиграл, в его объятиях только деревянный кол, он должен все начинать сначала. Работы Тугаринова отличает остросовременный спектр образов, хотя в них угадываются и знакомые каждому традиционные черты. Образы, созданные скульптором, многозначительны и ироничны. Не случайно автора называют «Гоголем в скульптуре».
Информация предоставлена организаторами

Место проведения

Не только банка «Кэмпбелл»: 5 ключевых фильмов Энди Уорхола
Не только банка «Кэмпбелл»: 5 ключевых фильмов Энди Уорхола
14 октября 2020
Лучшие фильмы про художников
Лучшие фильмы про художников
20 августа 2020
Российские музеи на карантине: от «Гаража» до Эрмитажа
Российские музеи на карантине: от «Гаража» до Эрмитажа
22 мая 2020
10 нескучных фильмов про художников
10
нескучных фильмов про художников
1 апреля 2020