Выставка из собрания Музея-панорамы «Бородинская битва» и коллекции Александра Вихрова приурочена к 200-летию со дня смерти Наполеона на острове Святой Елены.
Наполеон Бонапарт скончался в ссылке 5 мая 1821 года. Отправляя бывшего императора Франции в изгнание, европейские монархи имели все основания надеяться, что об этом авантюристе и выскочке скоро забудут. Но он сумел напомнить о себе. За пять с половиной лет жизни на острове Святой Елены Наполеону удалось создать убедительную и привлекательную для современников и потомков легенду. Великий стратег точно рассчитал каждый свой жест, поступок, слово, каждую строку в продиктованных им мемуарах. И попал в десятку.
Для романтизма, который господствовал тогда в европейской культуре, стал настоящей находкой образ героя, обреченного на медленную смерть в ссылке на крохотном острове. О таком Наполеоне писали Байрон, Пушкин, Лермонтов. Таким его изображали художники. Для политической оппозиции, требовавшей «свободы и конституции» пригодился Наполеон – «сын французской революции» и «народный император». Те, кто сражался под «орлами» Наполеона, готовы были поверить, что в неудачах императора повинны изменники и бездарные исполнители. И в воспоминаниях своего кумира они находили множество аргументов в поддержку такого взгляда.
С его смертью эта легенда стала влиять не только на политику и литературу, но и формировать предметный мир человека в Европе и России XIX–начала XX века. Покойный стал необычайно популярен. Предприниматели, ремесленники и торговцы быстро монетизировали эту популярность. Наполеоновская легенда, завоевав сферу идей, властно вторглась в мир вещей.