Для многих советских художников Роберт Фальк стал проводником великих живописных традиций начала века и посредником между европейским и российским искусством. Он был одним из лидеров авангардистского «Бубнового валета», после революции преподавал живопись во ВХУТЕМАСе, затем десять лет работал в Париже, в 1937-м вернулся в СССР и дожил до хрущевской оттепели. За внешне спокойной по меркам ХХ века биографией стоит сложная творческая эволюция, этапами в которой стали импрессионизм, неопримитивизм, сезаннизм, кубизм, поворот «к старым мастерам», экспрессионистские тенденции и обобщение многогранного опыта в поздний период творчества. Все это разнообразие на выставке представлено двумя сотнями произведений художника из 19 музейных собраний и 24 частных коллекций. Открывается экспозиция скандально известной «Обнаженной в кресле», остро раскритикованной Хрущевым на выставке 1962 года в Манеже. История вокруг «возмутительного» шедевра, как это часто бывает, только подогрела интерес к творчеству уже почившего художника и окончательно превратила его в легенду.
Живопись, Графика, Классическое искусство |
16+ |
На выставку надо всем любителям импрессионизма, фовизма, кубизма и авангарда. Ибо все эти стили Фальк пропустил через свои полотна. Российский художник, прошедший через горнило революционных метаморфоз, которые не задел его и он прекрасно продолжал творить, уехал на 10 лет в Париж на творческие зарисовки и смену обстановки, вернулся в 1937 году и счастливо избежал влияния соцреализма. Вся выставка смотрится очень цельно, не смотря на разные периоды творчества, с удовольствием наблюдала как один стиль перетекал в другой. К сожалению, Фальк показался репликой французских мастеров, но тем не менее в творчестве одного мастера наблюдать все известные течения было здорово.
Несомненно, одной из самых сильных сторон художника является его чувство цвета, колористом он был превосходным. И, как и в любой настоящей живописи, обязательным условием является смотреть оригинал, чтобы видеть всю красочную полифонию. для меня его этапы разделили именно по цветовым гаммам- до революции это яркие цвета, хлесткость, ритм. После десятилетие его увлечение старыми мастерами эпохи средних веков и возрождения, и картины сменились по тональности на состарившиеся цвета, больше темных и землистых оттенков, то что было характерно для старых полотен, краски которые "съедаются" полотнами. Следующий период - Парижский, предстает "пыльными" оттенками, которые совсем не скучны при рассмотрении. Гаммы переливаются, играя миллионом оттенков, но общий тон становится немного тоскливым, грустным. Его тональные игры становятся особенно красивыми в последних залах. Там, где в обычной композиции начинает присутствовать космос и и диалог цвета. Наверное, вот именно в этих работах он становится по настоящему великим и у него появляется свой стиль, а не повторение чужих находок.
Интересно было наблюдать за сменой размеров картин. В самом начале экспозиции это хорошие приличные размеры картин, сразу видно, у мастера была студия и возможность писать. Начиная с парижского периода размеры мельчают, мельчают...
Для меня Фальк - художник застывший между временами. Не делающий революций своими находками, но плавно струящийся в пространстве нежной симфонией краски.
Всё понравилось! Выставка интересная, некоторые картины захватывают дух. Больше всего понравились работы Фалька во время его проживания в Париже.
Великолепная выставка, одна из лучших в Новой Третьяковке последнее время. Автор пробовал себя в стольких разных стилях, что одно удовольствие переходить из зала экспрессионизма к картинам самого классического стиля. Выставка занимает с десяток залов, очень интересно и познавательно.