Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Выставка в Москве
Пейзажи старой Москвы

Исторический музей, закончилась 16 октября 2017

Как вам выставка?

Отзывы

9
Галина Цветаева
491 отзыв, 1133 оценки, рейтинг 637
26 июля 2017

Исторический музей показывает уникальное собрание акварельных рисунков XVIII-XIX веков из собственных фондов. Меценаты, собиратели А.П.Бахрушин и П.И.Щукин завещали Историческому музею свои коллекции. Коллекция была показана только однажды в 1926 году. За эти годы коллекция пополнялась, и вот за столько лет нам представлена возможность посмотреть, какая она была наша любимица - Москва тогда, посмотреть на нее глазами очевидцев. Все акварели передают ту неповторимую, уже потерянную атмосферу нашей старой Москвы. Совсем недавно еще можно было найти "Московский дворик" в переулках Арбата, теперь уже нет. На акварелях удивительное сочетание столичного блеска и провинциальной неспешной жизни, нравы и быт горожан того времени. Много известных имен от создателя жанра городского пейзажа Ф.Я.Алексеева ("Вид в Кремле на Боровицкие ворота, Конюшенный двор, церковь Рождества Иоанна Предтечи") до А.М.Васнецова ("Новодевичий монастырь"), Маковский Н.Е. "Вид от набережной Москвы-реки на храм Христа Спасителя",Маврогордатто А."Особняк Игумновых на Якиманке" и много другого очень интересного для тех, кто любит Москву. Очень интересно посмотреть, какая она была.

4
0
9
kagury.livejournal.com
129 отзывов, 148 оценок, рейтинг 51
30 августа 2018

В школе акварели Сергея Андрияки (Гороховский пер. 17) открылась выставка, посвященная Москве. Шесть небольших залов вместили в себя более 100 акварельных пейзажей, написанных примерно за 100 лет: с 1800-х до 1900-х. Как раз к приближающемуся дню города. Между прочим, в 2018 исполняется ровно 100 лет с тех пор, как Москва снова вернула себе столичный статус. Есть, что отметить :)

Выставка проходит в школе Андрияки, однако организована она преимущественно благодаря Государственному историческому музею, который вот уже 15 лет сотрудничает со Школой, время от времени раскапывая свои архивы, извлекая на свет Божий хранящиеся там художественные произведения и делая из них тематические выставки.

Как сообщили сотрудники музея, у них порядка 560000 экземпляров всяких прекрасных вещей лежит в архивах и ждет своей очереди. Так что возможность экспонировать свои фонды на дополнительной площадке музею - в радость, а школе - в удовольствие.

Но это все была лирика. Вернемся к выставочной коллекции. Вообще говоря, она отчасти уже показывалась год назад, и теперь - повторение прошлой выставки, но в расширенном варианте. Сами работы - собраны из нескольких коллекций: Бахрушина, Щукина и музея "Старая Москва", который существовал в нашем городе с 1919 по 1926 год (фонды музея после его закрытия перешли в ГИМ) и собирал старинные фотографии, графику, живопись, посвященные преимущественно допожарной Москве. Музей даже успел организовать выставку "Москва в исторических изображениях", название которой идеально подошло бы и нынешней.

Основная идея выставки по словам ее организаторов - показать, какой Москву видели художники. Причем, речь идет как о московских живописцах - от Алексеева до Васнецова, так и о зарубежных художниках (немцах, французах, англичанах), посещавших столицу и оставивших нам довольно много ее видов, некоторые из которых и сейчас легко узнаются.

Нужно признать, что представленные работы гораздо более интересны с исторической точки зрения, чем с художественной. Задачей художников в данном случае было создать максимально точное и подробное изображение, а не выбрать идеальный ракурс или необычное цветовое решение.
Детализация большинства работ впечатляющая. Даже выражения лиц отлично читаются, не говоря уже о всяких мелких деталях, вроде завитушек на решетке или блеска цилиндров. Исключительно тонкая и кропотливая работа, между прочим. Ну и любопытно, да, разглядывать все эти мелочи. Мы прошли по выставке несколько раз - сначала смотрели на картины в целом, сравнивая впечатления с сегодняшними, а затем уже внимательно разглядывали мелкие детали. Трудно сказать, что оказалось интереснее :)

Вместе с тем, иногда значительная часть картины представляет собой скорее подробную трехмерную карту местности, чем классический пейзаж.

Интересно также наблюдать за тем, как меняются те места, которые на первый взгляд почти полностью сохранили свой, исторический облик. Например, на двух работах памятник Минину и Пожарскому стоит еще на своем первоначальном месте, и Минин указывает Пожарскому на Кремль, призывая возглавить ополчение против засевших внутри инородцев. Кстати, в 2018 у памятника тоже круглая дата - ему 200 лет.
.
Много любопытных мелочей. Напрмер, на картине Алексея Фомина Кондырева "Москва. Дом Апраксиных-Трубецких на Покровке" 1866 г. название магазинчика: "Торговля москательных товаров". Знаете, что это такое? То, что теперь мы называем бытовой химией. Краски, лаки, ядохимикаты и т.п. Вроде ерунда, но 1866 год! Видимо, уже тогда были в ходу средства для травли тараканов и прочей нечисти. :)

Что меня отдельно порадовало, так это то, что было несколько работ, изображавших виды Воробьевых гор и с них. Т.к. я здесь живу, мне всегда интересно смотреть, как выглядело это прекрасное место раньше.

Например, чудесная акварель Огюста Жан-Батист-Антуана Кадоля "Москва. Общий вид от Андреевского монастыря на Воробьевых горах". 1827 год.

Андреевский монастырь существует до сих пор. И этот конкретный вид практически не изменился. Разве что гора выглядит круче. Мы в нем обычно куличи светим на пасху. Во-первых, можно дойти пешком от дома, а во вторых этот храм имеет замечательную крытую галерею для крестного хода. Так что внутри всегда тепло. Что весьма актуально холодной весной. А вот на картине галерея пока еще открытая.

Но самый впечатляющий вид с Воробьевых гор - это огромная панорама (примерно 2,5 метра в ширину), открывающая выставку. Она привлекает всеобщее внимание в том числе и возможностью разыскать известные части Москвы. Я так и не смогла определить все монастыри, изображенные на этой картине. Справа вроде бы нашла Андреевский и Донской, а дальше - непонятно. Симонов? Слева - Новодевичий?

А вот эта картина стала для меня загадкой:
Василий Петрович Рыбинский "Посещение императором Александром II церкви Живоначальной Троицы в Лужниках 2 июня 1861 года". Москва.

Непонятно, о какой церкви идет речь. Она точно находилась в Москве. Но на церковь Троицы на Воробьевых горах она совершенно не похожа. Но тогда какая же это церковь???

В общем, если найдете время, очень рекомендую заглянуть. Ни живописи ради, но исторического любопытства для. Выставка в Гороховском переулке работает до середины октября, так что времени еще много. Билет стоит 200 руб.
Заодно можно посмотреть работы Сергея Андрияки и его учеников. В том числе - уже современную нам Москву.

Кстати, я обнаружила, что в Гороховский куда приятнее (и немногим дольше) ехать на автобусе (25 или М3 от Китай-города, а там пять минут пешком от Старой Басманной вниз по Гороховскому), чем тащиться от метро Курская. Но это, смотря откуда ехать, конечно.

0
0

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все