Выставки Москвы

Выставка Василий Кандинский и Россия, Санкт-Петербург
Русский музей, 22 сентября – 4 декабря 2016, Санкт-Петербург

7.9

Основоположник абстракционизма и русские корни его искусства

Значительную часть своей жизни Василий Кандинский провел в Германии — за обучением в Мюнхенской академии художеств и преподаванием в школе «Баухаус». Несмотря на это, его имя все равно связывают с Россией и местными авангардными течениями. К юбилейной дате — 150-летию со дня рождения художника — Русский музей создал экспозицию, посвященную именно русским истокам беспредметного искусства Кандинского. Его абстрактные полотна и графику показывают рядом с произведениями художников, которые участвовали в выставках объединения «Синий всадник», созданного Кандинским. Среди них — Казимир Малевич, Наталья Гончарова и Михаил Ларионов. Кроме того, здесь есть и народное искусство: в своих сочинениях Кандинский писал о том, как его вдохновляют лубки, вышитые узоры и резьба по дереву.

Место проведения

Русский музей

Русский музей

8.0
Крупнейшее собрание русского искусства, от домонгольских икон до авангарда
Крупнейшее собрание русского искусства — от древних икон до живописи конца XIX века — хранится в построенном архитектором Карлом Росси дворце Михаила Павловича (младшего брата Александра I). Самые крупные залы отведены художникам Императорской академии художеств первой половины XIX века, поменьше — картинам передвижников, Ильи Репина, Василия Сурикова и остальных. Собрание символистов и художников русского авангарда, которым гордится Русский, выставлено в пристройке Михайловского дворца — Корпусе Бенуа. В нее можно попасть как из основного здания (продолжая движение), так и через отдельный вход с канала Грибоедова.
телефон+7 (812) 314 34 48
адрес
ценаВход 70–350 р., для детей до 18 лет вход свободный
официальный сайт
входит в сетьРусский музей

Отзывы пользователей о выставке «Василий Кандинский и Россия»

Фото Елена Самукова
отзывы:
214
оценок:
224
рейтинг:
282
7

Название выставки «Василий Кандинский и Россия» не вполне убедительное. Красочность северорусского народного творчества – только один из источников вдохновения художника. Кандинский вдохновлялся также живописью импрессионистов и фовистов, музыкой Вагнера и Шенберга, поисками новой духовности Рудольфом Штайнером и новой выразительности немецкими экспрессионистами и т.д., учился у основоположника Мюнхенского сецессиона Франца фон Штука. Постичь его живопись невозможно без понимания того, что в его «внутреннем горении», напряженном творческом поиске переплавилось многое. Можно видеть в его картинах только эмоциональную красочность, идущую от фольклора, но при этом потерять их глубокий внутренний смысл. Можно пытаться искать в абстрактных фигурах исходные предметные изображения, но это все равно, что течь вспять. Можно увидеть в «Георгие Победоносце» коня, бедро и копье всадника, но важнее ощутить мажорное звучание ярких красок, символизирующих освобождение Света от власти Тьмы. Можно, наконец, вооружившись брошюрой Кандинского-теоретика «О духовном в искусстве», анализировать его работы, исходя из написанного им текста, и разложить его живопись на части. Но исполнится ли при этом его страстное желание, чтобы зритель оказался внутри картины, а не был сторонним наблюдателем? Не уверена. По какому бы одному пути не двигаться, оказываешься в тупике. Постичь живопись Кандинского – все равно, что постичь законы мироздания.
Выставка, где собраны несколько десятков работ из музеев Петербурга, Москвы, Омска, Тюмени, Владивостока, хороша тем, что дает возможность увидеть путь, по которому двигался сам художник – от конкретного впечатления к общей идее, от «импрессий» к «импровизациям» и «композициям». Видеофильм позволяет сопоставить реальный вид Мурнау, дом, где жили Кандинский и Габриэла Мюнтер, с живописными пейзажами. И те и другие вызывают схожие ощущения резкой контрастности освещенных и затененных частей. Художник усилил контрастность, введя дополнительные цветовые акценты, что не противоречит непосредственным впечатлениям. В «импровизациях» художник как музыкант соединяет разные мотивы: часть повозки, ладью, собаку, стрелков, меняет цвет, упрощает фигуры и предметы. В «Композиции VI» намек на ладью – Ноев ковчег еще можно найти. В картине, навеянной московскими впечатлениями, тройку в верхнем левом углу не смогла увидеть, как не пыталась. Кандинский соединяет различные абстрактные живописные элементы, чтобы выразить энергии и сущности мезо- и макро- масштаба: динамизм столичной жизни, разрушение старого мира и возникновение нового. Одни из картин сумеречные, другие сияющие выражают состояние духа и мира. Черные линии агрессивно вторгаются в цветовую гармонию, разрушая ее.
Кандинский казался художником вселенского масштаба. И вдруг совершенно неожиданно в живописных работах на стекле и фарфоре проявляется его изящество. Небольшие по формату картины на стекле вызывают нежные чувства. Вероятно, сказочные сюжеты с образом прекрасной дамы навеяны женитьбой 50-летнего художника на 20-летней Нине Андреевской.
Декоративный абстракционизм, уменьшенный до размеров фарфоровой чашки и блюдца, лишенный духовного пафоса, оказывается неожиданно изысканным благодаря точно выверенному соотношению цветных абстрактных элементов и белизны фарфорового круга. После выставки зашла в магазин ИФЗ посмотреть, что сейчас выпускается в абстрактном стиле. Нет, не то. Кандинский и в дизайне Кандинский.

2
Фото Denis Akhapkin
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
1
9

Интересно, что представлены разные периоды и можно проследитть эволюцию творческого метода Кандинского - более ранние работы обьясняют многое в более поздних

1
Фото Наталья Черных
отзывы:
63
оценок:
69
рейтинг:
41
7

Очень хорошее выставочное решение! Глубокая и разносторонняя экспозиция : истоки, среда и фон творчества художника. Интересные тексты. Ну а сам Кандинский – на любителя. «Сочетание и контраст цветовых пятен, их конфигурация, фактура…».
Может, и ничего себе местами, но почти во всех работах черное поверх всего этого – о чем это? Или таким образом маэстро «уменьшает выразительность»? И ему это удается.И если у некоторых абстракционистов и иже с ними работы красивы, богаты колористически, то нужно очень «сощуриться», чтобы у представляемого художника что-то значимое разглядеть, кроме того что маэстро оригинальничает изо всех сил, дерзнул уродовать, например, Георгия Победоносца. Это искусство «не несет в себе ни радости, ни серьезной печали, ни глубоких чувств, но лишь какие-то случайные обрывки, нагромождения того, что когда-то было душой человека…» (Архимандрит Лазарь).
Н.Ч.

0
Фото Ольга
отзывы:
4
оценок:
7
рейтинг:
8
9

Великолепная выставка. Кандински раскрылся для меня как художник. Очень понравились его ранние картины,графика,рисунка на стекле. В начале выставки можно увидеть декоративное искусство русского севера,которое оказало большое влияние на творчество Кандинского.Если вы в Питере,обязательно сходите на эту выставку! Не пожалеете! Работ представлено много(Кандинского и современников) и все определенно заслуживают внимания.Огромное спасибо организаторам! Выставка удалась!

0

Галерея