Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7.8

Выставка
Рогир ван дер Вейден. Святой Лука, рисующий Мадонну

Шедевр бельгийского художника после реставрации

Бельгийский живописец XV века Рогир ван дер Вейден создал четыре варианта картины «Святой Лука, рисующий Мадонну». Одна из них, разделенная на две половины, оказалась в Эрмитаже — части полотна поступили в музей из двух разных собраний. В XIX веке картину реставрировали трижды, но она так и не приобрела первозданный вид — верхняя часть композиции не сохранилась. Современные реставраторы очистили авторскую живопись от записей предшественников и уточнили замысел художника. Теперь восстановленную работу можно увидеть в Аполлоновом зале Зимнего дворца.

  • Рогир ван дер Вейден. Святой Лука, рисующий Мадонну – афиша
  • Рогир ван дер Вейде�н. Святой Лука, рисующий Мадонну – афиша
Живопись

Как вам выставка?

Отзывы

9
Елена Самукова
250 отзывов, 572 оценки, рейтинг 329
4 июля 2016

Еще лет десять назад сотрудники Эрмитажа, ведущие беседы на экспозициях, рассуждали о разных традициях реставрации у нас и за рубежом, о сохраняемом у нас «благородном налете старины», придающем картинам золотистый оттенок. Теперь, когда Эрмитаж овладел современными технологиями реставрации, «благородный налет старины» вместе с пожелтевшим слоем лака, пыли и грязи постепенно исчезает с поверхности эрмитажных картин.
У пожелтевшей поверхности картин все-таки было одно преимущество. Она подтверждала старинность картин. Реставрированные сейчас картины максимально приближены к первоначальному виду, и кажется, что они написаны только что. Сияет первозданной красотой венецианский краплак в «Благовещение» Чимо да Конельяно, раскрылись многие мелкие детали в «Святом Луке, рисующем Мадонну» Рогира Ван дер Вейдена, которые любили подробно писать нидерландские художники. Возникает иллюзия того, что картина увеличилась в размерах, настолько чистыми оказались раскрытые краски, отражающие свет.
Формат картины, в самом деле, изначально был больше почти на треть. В свое время с картиной поступили беспощадно, распилили ее пополам, по предположение в испанском монастыре, разделив образы Мадонны и Луки. В XIX веке обе половины приобрели для Эрмитажа, и они воссоединились. С дерева изображение перевели на холст. Для католических монахов ценность представляли образы святых, а не вся композиция в целом, проникнутая чуждым для них пантеистическим духом. При разделении картины верхняя треть с частью пейзажа оказалась утерянной. А ведь именно изображение голубой дали, пейзажа за окном, раскрытого в большой мир, имеет глубокий мировоззренческий смысл, создает определенное созерцательное настроение, втягивая во внутрь картины. Но и в таком усеченном виде картина производит сильное впечатление. После реставрации еще больше очевидно, что она написана выдающимся мастером XV века. Считается, что в образе Святого Луки, покровителя художников, Ван дер Вейден изобразил себя. Каждый образ, каждая деталь картины имеет собственную ценность как часть многообразного мира, проникнутого Богом. Все вместе создает ощущение гармонии.

3
0
9
АЛЕКСАНДР БОКМАРЕВ
14 отзывов, 52 оценки, рейтинг 13
7 сентября 2016

Совершенно потрясающая история реставрации полотна детально изложена на сайте музея, повторять ее здесь не стоит.
Но увидеть и восхититься титанический работой наших реставраторов стоит обязательно.
Множество восхитительных деталей, которые можно долго разглядывать: открытая чернильница, капля молока на груди Богородицы, серебряный карандаш Св. Луки, хозяин лавки, прислонившийся к косяку на заднем плане, там же сохнущее белье, вырезанные на подлокотнике кресла Адам и Ева, соблазняемые змием, всадники, скачущие куда-то...

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все