Живопись |
Федерико Бароччи, писавший алтарные композиции для многих итальянских церквей и считающийся предтечей болонского академизма, теперь совершенно неизвестен широкой публике. Упоминания о нем не нашла даже в «Образах Италии» Павла Муратова. С точки зрения академизма его живопись выше всяких похвал, безупречное владение средствами своего ремесла. Эту картину Бароччи писал многократно и сделал около 2000 (!) рисунков и эскизов к ней. Здесь выверено все – композиция, ракурс, позы, светотеневая моделировка, светоносный колорит. Розовое атласное платье Марии Магдалины переливается тончайшими оттенками, виртуозно передана фактура золотой парчи накидки. Тональность одеяний гармонирует с золотисто-голубыми красками рассветного пейзажа в проеме арки. Программная работа написана по канонам искусства Контрреформации, рассчитанного на непосредственное восприятие и эмоциональное воздействие. Взгляд Марии Магдалины, смотрящей на воскресшего Христа, по-детски наивен. Наиболее трогательные детали, оживляющие изображение – волосы и тонкий шарф, вьющиеся на ветру, и рука, прикрывающая ухо от сильного ветра. Но в истории искусства слишком много выдающихся живописцев, и Бароччи затерялся среди них.