«Картинка для пришпиливания на стену» на протяжении всего XX века транслировала массовому американскому зрителю идеализированную версию привлекательной женщины — флиртующую, беспечную, милую и одновременно сексуальную. Такая красота на любой вкус полюбилась обывателю и к 1950-м стала неотъемлемой частью поп-культуры. Из разряда самодельных вырезок изображения в стиле пин-ап вскоре перешли в форму плакатов, рекламных буклетов, игральных карт и разворотов первых изданий Esquire и Playboy. Экспозиция в «Арт-центре в Перинных рядах» рассказывает о том, какими были намоленные образы красоток в эпоху джаза, во времена золотого века Голливуда и Великой депрессии, в годы Второй мировой и что осталось от пин-апа сегодня.
Графика, Объект |
Удивлённо приподнятые брови, чуть лукавый взгляд, губки бантиком, купальники, короткие юбочки, чулочки, прозрачные пеньюарчики, притворное смущение и улыбки, улыбки, улыбки...
В широком смысле пин-ап это плакат, постер, прикалываемый на стену. У нас, однако, этот термин закрепился за вполне определенным стилем американской графики ХХ века. Пин-ап даже больше чем стиль, это целый жанр, с присущими ему стилистическими приемами, набором образов, сюжетным рядом. Жанр пикантный, фривольный, озорной. И очень жизнерадостный.
Идеализированные изображения красивых молодых девушек буквально дышат эротизмом и сексуальностью. Но, и в этом "но" одна из основных черт стиля, при всём этом, эти изображения в большинстве случаев нельзя отнести ни к эротике, ни к ню. Они намекают, но не показывают, заставляя работать воображение зрителя.
Хотя сами рисунки и не были плодом чистой фантазии художника. За основу обычно бралась фотография, которая творчески перерисовывалась, перерабатывалась, дополняясь новыми деталями. Реальная модель идеализировалась, приукрашалась, рафинировалась, превращаясь в обобщенный образ то ли отчаянной домохозяйки, то ли соседской девчонки. Образ манящий, весьма провокационный, но при этом недоступный и даже по-детски целомудренный. Мужские же образы, время от времени появляющиеся на рисунках, практически всегда носят юмористический, карикатурный характер. Учитывая, что художниками в основном были мужчины, и адресовались их произведения тоже мужчинам, такая трактовка мужских образов говорит о здоровой самоиронии их создателей. Юмор и ирония - это ещё одна отличительная черта жанра.
Направление пин-ап графики родилось в начале ХХ века из иллюстраций в модных журналах, обособилось, выработав свой собственный художественный язык, и достигло расцвета в 30-е - 50-е годы. Определённую роль в этом сыграл общий пуританский настрой того времени (вспомните, например, кодекс Хейса). Но постепенно, в послевоенные годы, начинают происходить изменения, как в обществе, так и мире пин-ап. Изображения становятся более сексуальными, откровенными. Юмор и озорство, изначально ему присущие, всё более уступают место эротике в её современном понимании. На смену рисункам приходят фотографии. Это быстро привело к упадку жанра. И пин-ап, который в некотором роде был провозвестником сексуальной революции, стал её жертвой.
А теперь о самой выставке.
Тут представлены работы самых известных художников, работавших в жанре пин-ан графики: Джила Элвгрена, Альберто Варгаса, Джорджа Петти, Эрла Морана и других. Оригиналы их работ, как и сохранившиеся подлинные экземпляры журналов, календарей, постеров, для которых они и создавались, давно осели в коллекционных собраниях. Аутентичность того, что представлено на выставке, может вызвать вопросы, но, надеюсь, часть объектов является подлинными свидетелями той эпохи: страницы из календарей, журналы, их обложки и развороты. Другая часть, как мне видится, является современной перепечаткой оригинальных рисунков. И их могло бы быть и больше, ведь в интернете вы можете найти работы мастеров пин-ап графики в неограниченном количестве. Однако, несмотря на это, выставку посетить всё-таки стоит. Хотя бы для того, чтобы посмотреть на пин-ап в его исходном, полиграфическом исполнении. Так, как его и должны были видеть современники.
Сопровождающие материалы весьма информативны и рассказывают как об истории направления в контексте эпохи, о его технических приема и сюжетных вариациях, так и о целой плеяде художников и их моделей, посвятивших себя этому жанру.
А ещё выставка дает превосходную возможность оценить, насколько изменились за более чем полвека представления об идеале женской красоты.
И возрастное ограничение 16+ и входная цена 350 рублей для такой скромной выставки, представляются мне завышенными. Но на это, очевидно, имеются свои причины.