Выставки Москвы

Выставка Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма, Санкт-Петербург
Эрмитаж, 10 октября 2015 – 17 января 2016, Санкт-Петербург

7

Место проведения

Эрмитаж

Эрмитаж

8.8
Главный музей страны
Несмотря на невероятных размеров коллекцию, главный музей страны устроен вполне рационально: на первом этаже — древность (отечественная археология и классическая античность), второй — искусство Ренессанса, барокко и классицизма, с картинами Рафаэля, Эль Греко, Рубенса. На третьем этаже продолжение истории европейской живописи (XIX — начало ХХ века) — Ренуар, Моне, Матисс — и экспозиции «Индия», «Иран», «Китай». В фильме режиссера Александра Сокурова «Русский ковчег» камера за полтора часа успевала побывать в 33 залах музея. Всего же их — 365.
телефон+7 (812) 571 34 65
адрес
ценаВход 400–600 р., для детей до 18 лет вход свободный. В первый чт месяца вход свободный. Доступно людям с ограниченной подвижностью
официальный сайт
входит в сетьЭрмитаж

Галерея

Отзывы пользователей о выставке «Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма»

Фото Елена Самукова
отзывы:
214
оценок:
219
рейтинг:
282
7

Эту выставку смогла осилить только со второго раза. Посетив ее в первый раз, растерялась среди изобилия скульптуры и живописный произведений и не сумела найти к ней нужный подход. Смотреть на тибетское искусство с привычной точки зрения европейской эстетики невозможно, а моих идиллически-философских знаний о буддизме оказалось явно недостаточно для полноценного восприятия. К сожалению, выставка не сопровождается видеофильмом, а описания на стендах в залах минимальные. В итоге пришлось самостоятельно подготовиться и прийти во второй раз, и, к счастью, удалось еще присоединиться к экскурсии.
Выставка очень значительная, но и сложная для восприятия. Смотреть на экспонаты с одной определенной точки зрения невозможно. Восприятие все время переводит с одного уровня на другой, от непосредственного эйдетического до эстетического и научно-познавательного. Как будто попадаешь в незнакомую экзотическую страну, не зная языка ее народа, но постепенно понимаешь смысл отдельных слов и фраз, образы становятся узнаваемыми, и начинается процесс идентификации.
В буддийском пантеоне незнающему немудрено запутаться. Одних только Будд («просветленных», достигших нирваны) около 1000, а кроме них еще учителя, Бодхисаттвы (существа, принявшие обед избавить всех живых существ от страданий и незримо присутствующие в земном мире), идамы, гневные божества – дхармапалы, дакини, локапалы, низшие божества. Изображения основных божеств каждого разряда представлены на выставке. Все они имеют особую эконографию и узнаются по цвету тела, позе, жестам, украшениям, атрибутам. Будды и учителя восседают, как правило, в алмазной позе на двойном лотосовом престоле, который одновременно является реликварием. В престолах хранятся подношения верующих – куски драгоценного шелка, листы с молитвы, зерна риса. Будда Шакьямуни узнается по жесту правой руки, касающейся земли, и характерной прическе. Его волосы собраны в пучок. Будду Майтрея («грядущего Будду») изображают стоящим. Ламы держат руки в жесте поворота колеса учения. Бодхисаттва милосердия Авалокитешвара часто изображается с одиннадцатью головами и четырьмя или тысячей рук, чтобы видеть всех страждущих и помогать им. Тибет считается его место пребыванием. Отсюда и название выставки – «Обитель милосердия». Тело Бодхисаттва врачевания синего цвета, в его руке целебные плоды дерева. Женские Бодхисаттвы Тара отличаются друг от друга по цвету. Белая Тара восседает на лотосовом престоле в алмазной позе. Зелена Тара, персонификация растительного мира, касается правой ногой лотоса. Бодхисаттвы, в отличие от Будд, украшены ожерельями, коронами, серьгами. Красная Тара – божество любви изображается с луком в руках, как и подобный ей античный Амур. Один из локапалов «охранителей мира» («охранителей сторон света») держит в руке мангусту с черной жемчужиной во рту. Эта мангуста непростая мышь, обладающая способностью изрыгать богатства. Верующие обращаются к охранителю Севера с просьбами о материальном благосостоянии. Как оказалось, если внимательно рассматривать и сравнивать скульптурные изображения, то процесс идентификации божеств может оказаться увлекательным и весьма успешным, при том что символика цвета в золоченой бронзе не выявляется.
Созерцание изображений Будд, Бодхисаттв, учителей умиротворяет, успокаивает. И совсем иные чувства вызывают полные экспрессии идамы, дакини и дхармапалы. Гневные божества дхармапалы – защитники Учения, демоны древних народных культов, давшие клятву служить Будде и вошедшие в буддийский пантеон, имеют устрашающий и подчас ужасный вид, попирают людей, животных, других божеств, олицетворяющих духовное невежество. Парные божества идамы и их спутницы дакини – небесные танцовщицы нередко изображаются в форме яб- юм, соития мужского и женского начал, что символизирует единство метода и мудрости. Их изображения используются в тантрических практиках. На визуализации идама практикующий концентрирует свое внимание.
Осмотрев экспонаты девяти залов, стало понятным, почему самую высокую ступень в буддийском пантеоне занимают не Будды, а учителя. В этом сказочном, фантастическом и в то же время реальном для верующих мире без проводника и наставника существовать невозможно. Выставка структурирована по разделам и начинается со скульптурных и живописных изображений лам. Изображения канонические, но при этом переданы индивидуальные, возрастные и этнические особенности учителей.
В каждом зале помимо скульптур находятся живописные произведения – тангка, выполненные минеральными красками на хлопчатобумажном полотне или шелке, предварительно загрунтованном смесью мела и клея. В центре тангка изображен лама или божество, сверху божество, эманацией которого является центральный образ, внизу божества, практики которых выполняет лама. На житийных тангка изображены сцены из жизни ламы или божества. Тангка развешивали в домах или храмах и закрывали сверху полотном, защищая от копоти и грязи. Изображения очень красочные, с множеством деталей. Ранее в качестве пигмента краски использовали лазурит и малахит, поэтому в фоне преобладают сине-зеленые тона, на которых выделяется красный цвет одеяний. Сохранность живописных произведений разная. Самые ранние тангка относятся к XIII-XIV веках.
В последнем зале представлены ритуальные предметы: ваджра –«алмаз» - символ мужского начала и несокрушимости учения, колокольчик – символ женского начала и интуитивной мудрости, чаши для подношений монахам, гау-реликварии, которые вешали на грудь, цаца - рельефные изображения из металла и керамики.
В центральном зале находится мандала – обитель Белой Тары, покровительствующей выставке. Мандалу возвели бурятские ламы из байкальского окрашенного песка. Мандала символизирует сферу обитания божеств - круг, в который вписан квадрат с внутренним сегментированным кругом в виде лотоса. В лепестках лотоса изображены ритуальные предметы. Квадрат ориентирован по сторонам света и соответственно имеет четыре входа для божества. Внутренний круг – измерение божества, внешний с радужным орнаментом и охранительными ваджрами символизирует Вселенную. Перед закрытием выставки будет проведен ритуал разрушения мандалы. Собранный песок опустят в Неву в качестве подношения божеству воды, другую часть раздадут прихожанам Петербургского дацана.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить