Легендарная художница-феминистка впервые в Москве

Буржуа — корифей искусства XX века, чьи работы олицетворяют собой достижения психоанализа и феминизма. Она не стеснялась рассказывать о тяжелом и травматичном опыте, не скрывала и того, что творчество помогает ей справиться с внутренними проблемами. Темы одиночества, тревожного ожидания, незащищенности-защищенности преобладают в ее огромных скульптурах. Уже известно, что первой работой, которую увидят зрители на выставке, станет произведение «Завладел ли день ночью или ночь завладела днем?» в виде огромного зеркала. Селфи точно будет много.

Место проведения

Музей современного искусства «Гараж»
Главный российский музей современного искусства
Открытия нового здания «Гаража» не ждал, кажется, только ленивый. Трехэтажный павильон, который будто бы парит над газоном в парке Горького, построил на обломках легендарного ресторана «Времена года» не менее легендарный голландский архитектор Рем Колхас. Но ждали «Гараж» не только из-за его архитектурной ценности: это действительно то место, где в ближайшие годы будут проходить все самые важные выставки современного искусства. При входе гостей встречает гигантское панно Эрика Булатова, вполне достойное кафе «Гараж» и полуразрушенная мозаика, чудом выжившая после «Времен года». А вверх по лестнице — выставочные залы, трансформируемые под любые нужды, образовательный центр с лекториями и детская комната.
телефон +7 (495) 645 05 20
адрес
подробнее
цена Вход 150–500 р., для детей до 10 лет вход свободный. Доступно людям с ограниченной подвижностью
режим работы пн-вс 11.00–22.00, касса закрывается на полчаса раньше
официальный сайт
Как вам выставка?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Лучшие отзывы о выставке «Луиза Буржуа. Структуры бытия: клетки»

Фото Даниил Конторович
Фото Даниил Конторович
отзывы: 1
оценки: 2
рейтинг: 23
3

Скажу сразу, что выставка Луиз Буржуа является для меня наглядным примером отношения кураторов выставок к развитию культурного уровня россиян.
Расставим все точки над i. Я не большой поклонник концептуального искусства, но на проходящую сейчас выставку Луиз Буржуа "Структуры бытия: клетки" в Гараже не мог не сходить - значимая фигура в искусстве. При входе вместе с билетом выдают брошюрку с советом "обязательно прочитайте, иначе ничего не поймете". Не очень люблю искусство, которое непонятно без длинной аннотации. Произведение должно говорить само за себя, нести энергетический посыл.
Выставка наполнена обособленными инсталляциями: клетки из дверей, пауки, зеркала, прутья, гобелены - все это аллегории на познание автором себя, своего детства, отношения с родителями и т.д. Каждая "клетка" имеет вход, через который можно оказаться внутри, но затем, чтобы этого не произошло, бдительно следят сотрудники Гаража, и железный прут тонко намекает, что туда нельзя. А хочется. Такое искусство должно быть контактным - зритель на собственном опыте переживает произведение и тем самым его понимает. Когда я добрался до инсталляции Dangerous Passageway ( опасный проход ), то окончательно понял, дело не чисто: внутри были зеркала, в которые даже не заглянуть со стороны, явно зритель должен быть внутри. Я поинтересовался в чем дело и выяснил, что это "специальные" условия для России, что мы с вами можем только смотреть со стороны, но не заходить, - таково постановление фонда Луиз Буржуа. Что же, нельзя их винить в этом, русский народ не предсказуем, но как такое допускают наши кураторы, искусствоведы? Они ведь должны понимать, что зритель лишь концептуально погружается в искусство, а не соприкасается с ним; что посыл художника получаем на поверхностном уровне; хоть 100 книг перечитай, но без эмпирического опыта это все нельзя прочувствовать. Ключевым словом в искусстве является чувство, ощущения, а не концепция, знание.
Даже приняв такие условия, организаторы могли бы поступить иначе: сделать выразительный точечный свет направленными источниками освещения, акцентирующим внимание зрителя на главном; атмосферный полумрак между клетками; звуковое сопровождение в виде метронома ( с помощью него Луиз находила свой ритм ) - это усилило бы эмоциональные переживания зрителя, затронуло бы не только голову, но и внутренние струны. Для реализации этого не требуется больших затрат и долгой подготовки.
Еще одним неприятным фактором выставки стал запрет на фотографирование. Почему нельзя снимать? У сделанных фотографий было бы много полезных функций как в рекламных целях, так и более глубоких: оживить впечатление от выставки, сохранить этот момент.
Учитывая эти замечания и не дешевый билет, я могу сказать, что цель этой выставки - просто заработок на зрителе, а не забота о его культурном развитии. От этого становится грустно.
Хочется добавить, что с удовольствием пойду на выставку Луиз Буржуа в европейском городе, - мне интересно познать ее эмпирическим путем. Чего и вам желаю!
Даниил Конторович


23
0
...
1 декабря 2015
Фото Саша моник
Фото Саша моник
отзывы: 7
оценки: 2
рейтинг: 33
7

Художники предшествующих эпох были ограничены рамками религии, идеологии или хотя бы моралью. У современных художников есть возможность заниматься жуткими бесчинствами - выпячивать собственное я.

Ладно бы художник был мирным пьяницей и сумасшедшим, который рисует попой (зато какие цвета!). Либо художник хочет вступить контакт со зрителем. Хуже когда искусство становится некоторой терапией и это похоже на сор (который выносят из избы).
Луиз Буржуа была определенно безумной старушкой. Прожила насыщенную жизнь с мужем-искусствоведом и когда она (жизнь) неумолимо клонилась к закату, а сама Луиз к земле, она вдруг решила что негоже пропадать таланту.

Паучиха-мать, которая сейчас расположилась на площади перед Гаражом, впечатляет. Хотя бы масштабом, идеей и реализацией (кто-нибудь знает как ее везли в Москву?).
В остальном все похоже на акт принудительного вуарьеризма. Сама идея "клеток" интересна - старушка ради них разобрала мастерскую (там серьезно использовались двери).

Наполнение "клеток" - это как заглянуть в карту больного. Ты становишься невольным зрителем психологического краха художника. Накатывает чувство жуткого неудобство, как будто слышишь ссору соседей или становишься свидетелем разборок. Ты не можешь уйти, вмешаться и остается только созерцать. И ладно бы все было скрыто за стеной глубоких символов, но Луиж была, видимо, не из робких, выпятив свои проблемы с матерью, отцом и сексуальностью на всеобщее обозрение, элегантно прикрыв это дверью, содранной с петель.

4
0
...
22 января 2016
Фото Анна  Цыганова
Фото Анна  Цыганова
отзывы: 5
оценки: 5
рейтинг: 9
7

Каждый раз прихожу на выставку современного искусства и думаю: "Зачем? Что тут вообще происходит? Сбор мусора да и только". В этот раз без исключения. Но потом...двигаясь по пространству, переходя от инсталляции к инсталляции, замечая ключевые объекты творчества Луиз Буржуа, ассоциации начинают приходить сами собой, а с ними и понимание. И думаешь...как же круто. Как же я люблю современное искусство за то, что оно такое не поверхностное и не только визуальное. Хотя у Буржуа действительно есть пару эстетически прекрасных работ на этой выставке.
Советую всем тем, кто увлекается современным искусством. И советую не брать брошюру (которую мне почему-то не дали), а пройти всё своим умом, предварительно прочитав её биографию на стенах Гаража. Ну а потом спустится за пояснительной книжкой и, может быть, пройти ещё раз)

4
0
...
12 октября 2015
Фото Elena Mamarykova
Фото Elena Mamarykova
отзывы: 24
оценки: 49
рейтинг: 28
7

Всем привет!
Мне просто повезло: первый раз я просто побродила между клетками. А потом осталась на лекцию критика и куратора Олеси Туркиной ( представьте - она была знакома с Луизой) и еще раз прошлась по выставке. Вот тут -то я и встряла, да, именно встряла. Маленькая скульптура ударила в больное место, неожиданно, и я не знала, что оно есть. Спасибо француженке, спасибо всем кто привез ее работы к нам. спасибо за то, что я сама для себя открыла этот хрупкий мир боли и надежды, откровенный и сокровенный.

4
0
...
8 октября 2015
Фото Дай Ненашев
Фото Дай Ненашев
отзывы: 62
оценки: 83
рейтинг: 194
5

Ну что ж. Наконец-то Гараж в его новом амплуа организовал что-то любопытное. Я не был близко знаком с творчеством Луиз Буржуа - поэтому можно сказать, что впечатления не замутнены весомостью имени, тем не менее, "любопытно" - максимальная похвала на которую я отважусь.

Инструкция. Если всё таки решите, что вам просто необходимо на это посмотреть, непременно возьмите на стойке буклет (описаний у самих арт-объектов нет), и идите прямо следуя его указаниям. Всё пронумеровано, но, как обычно, кто-то решил поиграть в креатив там, где ему не место, и разместил номера объектов в самых неожиданных местах: будьте упорны, номера есть везде, даже если вы не смогли отыскать их в первые 5 минут. Стоимость 400 р. НО. В 2015 году, оказывается, ещё остались выставки, где не разрешают фотографировать. В высшей степени идиотично.

Даже не пытайтесь ходить между "клеток" без буклета. Творчество художницы настолько интимно, настолько лично, что образы и ассоциации, созданные ею, даже с описанием не всегда становятся понятными, а для стороннего зрителя все объекты превратятся в груду хлама, кое как собранного воедино. По сути - они и есть груды скарба объединенные единой, эгоистичной темой - жизнью самой художницы. Она не размышляет о жизни, пространстве, культуре или конфликте: все её творения - это сплошной ассоциативный ряд её собственного прошлого, семьи, дома, отца. Она скурпулезно подбирает образы, но зачастую чересчур заигрывается, пытаясь выдумать аналогии, которые с трудом можно назвать вдохновляющими. Символизм для неё - основа творческого процесса и самоцель креатива, композиция - вторична, эстетика - отсутствует.

В итоге, мы видим только жизнь самой художницы, целую обойму эгоцентричного арта, который не находит отклика в душе, потому что всё это замкнуто на одной единственной личности - самой Буржуа. Великолепны металлические пауки и мраморные руки. За эти руки, за нежные касания, запечатленные в них, художнице можно простить и бесконечную рефлексию.

Я остался равнодушен. Арт-эксгибиционизм, как он есть, но, честно, мне он не по душе. В этом нет никакого смысла, никакого посыла: взгляд, обращенный внутрь часто порождает прекрасное, но в этом случае он не несет никакого зерна - ни смыслового, ни эстетического.

Стоит ли идти? Это, конечно, интересно. Проделана огромная работа, выставка организована очень достойно. Для специалистов и поклонников - праздник. Но если вы не штудируете книги по современному искусству, а просто любопытствуете, то, боюсь, ничего поражающего воображение вы там не найдете.

4
0
...
3 октября 2015