Достаточно бросить взгляд на автопортрет и пейзаж, чтобы понять, Томас Гейнсборо художник от Бога, талант редкой одаренности. Автопортрет восхищает свободной, легкой, разнообразной манерой письма и безупречным художественным вкусом, когда ни одно из качеств живописи не доминирует над другим. Всего ровно столько, чтобы не быть слишком многим. В выражении лица, скульптурно вылепленного плотными мазками, чувствуется характер, но психологизма ровно столько, чтобы не слишком углубиться в него, забыв о живописных качествах портрета. Взгляд движется от голубых рефлексов на сине-зеленом сюртуке к волосам, пастельно написанным в той же манере, что и в эрмитажной «Даме в голубом», от них к росчерку банта и снова к лицу. Ни одна из деталей не ускользает от внимания. Портрет вписан в овал, но фон расширен до прямоугольника.
Пейзаж сразу же захватывает свечением заднего плана. Свет ведет взгляд за собой, падает на стадо овец, становясь более приглушенным и превращаясь затем в красноватые блики на растениях и камнях, растворяет остроконечность двух каменных глыб, вместе с деревьями кулисно обрамляющих грандиозную глубину пейзажа. В фигурки людей и животных хочется всматриваться долго, но поразительный эффект освещения, меняющий краски и превращающий зелень деревьев в изумруд, снова приковывает взгляд. Великолепный Гейнсборо!