Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7.3

Выставка
Грамматика свободы/Пять уроков. Работы из коллекции Arteast 2000+

Восточноевропейское искусство последних 70 лет из собрания Люблянского музея

«Гараж» совместно с Музеем современного искусства в Любляне открывает выставку работ художников из бывших социалистических стран. Временной отрезок — с 60-х по наши дни. Основа выставки — коллекция под названием «Arteast 2000+», созданная в 2000 году. Выставка поделена на 5 разделов, которые являются уроками борьбы за свободу — художественную и гражданскую. Все художники социалистического блока исследуют одни и те же проблемы, утверждают кураторы, хоть иногда и думают, что их ситуации уникальны. Среди художников есть и Марина Абрамович, и дуэт Кабаковых, и московские концептуалисты Константин Звездочетов и Вадим Захаров, и группа «Что делать».

  • Грамматика свободы/Пять уроков. Работы из коллекции Arteast 2000+ – афиша
  • Грамматика свободы/Пять уроков. Работы из коллекции Arteast 2000+ – афиша
  • Грамматика свободы/Пять уроков. Работы из коллекции Arteast 2000+ – афиша
Видео, Живопись, Инсталляция, Объект

Как вам выставка?

Отзывы

9
Eugenia Leontyeva
3 отзыва, 86 оценок, рейтинг 14
11 февраля 2015

Новая выставка в музее современного искусства «Гараж» представляет собой весьма занятную ретроспективу послевоенного искусства стран Восточной Европы, в которой представлены такие известные художники, как Марина Абрамович, Эмилия и Илья Кабаковы, арт-группа «Что делать?», Дмитрий Пригов, а также многие другие. Всего в экспозиции представлено более чем 60 различных авторов. Сразу предупреждаю: тем, кто привык потреблять искусство исключительно как удобоваримый, развлекательный и ни к чему не обязывающий эстетический продукт, выставка может не подойти, потому что её всё-таки стоит воспринимать в первую очередь как важный инструмент мышления и общения между разными культурными общностями.

Всё пространство выставки поделено на 5 блоков-уроков, каждый по-своему рассматривает проблемы свободы и границ в искусстве, при разных исторических обстоятельствах. На мой взгляд, в сложившейся на данный момент непростой ситуации в нашей стране этот проект как никогда актуален. И многие проблемы, которые затрагивали художники-участники выставки в своих работах, и по сей день остались нерешенными, поэтому они заслуживают внимания и обсуждения.

Мне хочется отдельно упомянуть некоторые самые яркие экспонаты. Во-первых, это предметы из культового перформанса Марины Абрамович «Ритм 0». Жаль конечно, что «Гараж» не привёз саму Марину в Москву, но зато у нас появилась возможность прикоснуться к легенде и прочувствовать ту самую энергетику через эти вещи, что тоже прекрасно. Во-вторых, мне невероятно понравилась инсталляция Ильи и Эмилии Кабаковых «Двадцать способов получить яблоко, слушая музыку Моцарта» - идеально белый минималистичный интерьер с играющей музыкой погружает зрителей в особую атмосферу, возвышенную и гармоничную.

«Грамматика свободы/ Пять уроков» заставляет задуматься и предлагает огромное количество информации к размышлению. Для меня открылось много новых, незнакомых до этого имен европейских художников, которые действительно интересны для изучения. Если вы открыты новому и любознательны, любите анализировать и рассуждать, если вам не безразлична история современного искусства в целом, то эта выставка придётся вам по вкусу.

7
0
7
Надежда Молитвина
7 отзывов, 131 оценка, рейтинг 10
13 февраля 2015

Вторую неделю «Гараж» учит свободе на выставке работ из коллекции Arteast 2000+ Музея современного искусства в Любляне (Словения).
Связь восточноевропейских художников в международном, социально-политическом контексте за последние полвека имеет отрезвляющий эффект. Сложность творчества и смелость высказывания сближается с карнавальной культурой, разрушая границы обыденного и дозволенного.
Пять разделов «грамматики» о личной свободе, колективной идентичности, испытании тела, индивидуальной ответственности — акт успешной коммуникации в эпоху одержимости медиа. Что такое искусство? Справедливость и несправедливость? Гуманность и жестокость? Вызов и эпатаж?
Острые вопросы проходят проверку всеми возможными художественными техниками, разрешаясь в интерпретации зрителя.

3
0
1
Константин Нелюбин
1 отзыв, 0 оценок, рейтинг 2
13 марта 2015

Выставка - сомнительное событие даже для студентов, которым задали Восточную Европу. Вона и рецензии тут все - как школьные сочинения. "Я посетила выставку "ОБЯЗАТЕЛЬНО НАЗВАНИЕ", и мне очень понравилось, потому что "НУЖНОЕ ВСТАВИТЬ". Обычному, как я, зрителю там можно разве что убить полчасика и сбежать в недоумении.
Вот вам голый 55-летний мужик бежит по городу, потрясая животом, в приступе любви к нему. Это называется перформанс.
Вот вам чувачка азиатской внешности херачат по щам с матами - это социокультурная интеграция.
А вот вам 25% пространства занимает стол и штук 50 записок "как съесть яблоко" в центре. Это инсталляция.
Там ещё море экранов с людьми, говорящими на иностранном языке и плюшевый мишка, прижатый к черному кругу фанерой.
Очень много протеста и очень мало искусства. Почему-то считается, что если выражен протест, то это уже искусство. Это с какого перепугу-то?
В общем, если это лучшее, что было создано в Восточной Европе, то картинка безрадостна. Но такое ощущение, что кураторы просто заигрались и перестали отличать уродство от концептуальности. Не ходите, там даже селфи сделать не с чем.

2
0
1
Ненашев Дай
67 отзывов, 124 оценки, рейтинг 302
3 марта 2015

Ждал, действительно ждал, когда в Гараже откроется эта выставка. Можно сколько угодно разглагольствовать о "концептуальности", "межкультурных ассоциациях" и прочих неосязаемых материях, но объективно, на выставке нет ничего интересного. То есть, абсолютно.
Во-первых, очень много видео-инсталляций на непонятном языке. При этом аудиогид вам дадут только за дополнительную плату и (ВНИМАНИЕ!) в обмен на ваш паспорт. Каменный век какой-то. В силу отсутствия паспорта, мне не удалось получить аудиогид, и половина выставки осталась просто кривлянием людей на экранах. Зачем, скажите, вообще привозить арт-объекты, которые по-умолчанию не могут быть понятны зрителю без дополнительных средств, а средства эти выдавать только в обмен на паспорт?

Во-вторых, на старте вас встретит исключительно гадкая видео-инсталляция, где человека бьют по лицу со словами "я тебя в ж...пу вы...бу, я твою маму вы...бу, ты пи..с" и так далее, по кругу, со смакованием мата. Такое непристойно дешевое заигрывание с публикой действует удручающе. Виральный эффект, конечно, будет, и цели прозрачны, но стоит ли того соприкосновение с такой пошлостью?

В-третьих, с эстетической точки зрения ни один, НИ ОДИН экспонат не цепляет. Это какая-то дикая мешанина фото-видео-мусоро-коллажей, в которой видится лишь отчаяние бесталанности и ничем не оправданный пафос. "Концептуальность" тоже оставляет желать лучшего: ни идей, ни воплощения, ни техники, хоть сколько-нибудь интересной или оригинальной.

Вы скажете: А как же Абрамович? Она - великолепна. Но её перформансы вы можете посмотреть в любое время в Интернете. Повесить экран и крутить на нем видео - невелика заслуга, для этого не обязательно идти в Гараж.

В итоге, выставка - отличный образчик той стороны "современного искусства", которая за помпезной вычурностью топорных аналогий прячет отсутствие вкуса, а таз с какашками называет "концептуальным" только потому, что это наделал "художник" будучи обнаженным и назвал "неназванное". Я люблю современное искусство, но в который раз Гараж удивил: выставки, которые они проводят становятся всё нелепее, а жалкие попытки объединить объекты какой-то идеей или, как в этом случае "уроками" выглядят беспомощно. Последняя приличная выставка, "Личная коллекция", была превосходной. Но на эту ходить не стоит даже не потому, что времени жалко, а потому что нельзя такие выставки спонсировать своим рублем.

2
0
9
Daria M
2 отзыва, 0 оценок, рейтинг 2
19 марта 2015

Первый раз посетив выставку "Грамматика свободы. 5 уроков", я поняла, что обязательно вернусь сюда еще раз (что и сделала). Такого насыщенного и разнообразного выставочного контента, собранного в одном месте, я не видела давно (если говорить о российском современном искусстве).
Выставка представляет собой очень глубокий и подробный анализ творчества художников в период с 60-х годов 20 века до 00-х и далее. Рассматривая арт-объекты, безумно интересно прослеживать развитие искусства того времени, накладывая его на политико-экономическую ситуацию стран бывшего СССР. Многообразие техник и подходов в преподнесении мыслей и переживаний художников, дало мне огромную порцию вдохновения и ненадолго утолило мой эстетический голод.
Данная выставка стоит потраченного на нее времени. Всем советую!

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все