Выставки Москвы

Выставка Тео Фрай. Фотографии, Санкт-Петербург
Музейно-выставочный центр «Росфото», 19 декабря 2014 – 15 февраля 2015, Санкт-Петербург

8.1

Классика репортажной фотографии из Швейцарии

Тео Фрай — один из ключевых репортажных фотографов Швейцарии, при этом довольно малоизвестный у нас. Снимать он начал в 1930-е — и ключевым периодом в его работе как раз и стали 1930–1940-е, когда он преимущественно фотографировал сцены швейцарской сельской жизни. Свою задачу Фрай формулировал как создание современных исторических документов. Видимо, поэтому от его работ веет какой-то архивной отрешенностью: смотря на то, как крестьяне мирно сажают картофель, или разглядывая натюрморт из кастрюль на деревенском столе, сложно представить, что совсем рядом идет война.

Место проведения

Музейно-выставочный центр «Росфото»
История и актуальное состояние фотографии в просторных залах дома на Большой Морской
Один из пионеров музейного подхода к фотографии в России, центр «Росфото» занимается коллекционированием и научно-исследовательской деятельностью. В его выставочных залах в красивом доме в стиле модерн на Большой Морской регулярно проходят фотовыставки, рассказывающие об истории фотографии и ее нынешнем состоянии. Барбара Клемм, Владимир Антощенков, Франко Фонтана, Борис Смелов — лишь небольшая часть известных авторов, показанных в «Росфото» за последние годы. Активная выставочная деятельность зачастую подкрепляется образовательной программой, а посещение экспозиции нередко заканчивается в музейном магазине с хорошей подборкой книг по визуальным искусствам.
телефон+7 (812) 314 12 14
адрес
ценаВход 100–300 р., для детей до 16 лет вход свободный. В последнюю ср месяца вход свободный
официальный сайт

Отзывы пользователей о выставке «Тео Фрай. Фотографии»

Фото Наталья Черных
отзывы:
63
оценок:
69
рейтинг:
41
9

Все-таки как многогранно воздействие искусства на человека! Оно может застаивть сердце замереть от колористических изысков, смелый композиций, может пробудить мировоззренческие откровения… Последнее произошло с нами на выставке Тео Фрая.
Я не знаток новейшей истории. Про Швейцарию знаю: часы, банки. Еще Цветочную улицу и воздух свободы, сыгравший злую шутку с профессором Плейшнером. Но стоп! На фото женщины, обтачивающие снаряды в 1941 г. – для кого? Пленные французы и поляки – кто их взял в плен? Курсанты ВВС – куда они отучившись летали? И вообще – кто был нейтральным? Миф?
Оборванная старуха чистит обувь на вокзале. Девочки-подростки скрючившись ножницами подстригают зубные щетки на фабрике. А моя приятельница-сибирячка остолбенела перед картинкой, где дети сажают картошку. «У нас дети трудились. Но в таком возрасте их так не нагружали!» А таких ободранных интерьеров у нас в деревнях не было (и нет) даже у одиноких алкоголиков. Где же та сытая и благополучная страна, которую мы сейчас знаем? Еще один миф? А просто некие силы вбухали в «нейтральную» Швейцарию (и ряд других стран после войны) огромные деньги. Если такие же суммы дать Сомали, то там года через три исчезнут пираты и все будут политкорректны и белозубо улыбаться.
Тео Фрай, добросовестный бытописатель, может быть, сам того не желая, развенчивает мифы о изначально добропорядочном и благополучном Западе. Его искусство для тех, кто не хочет быть болванкой, которую обтачивают разными хитрыми технологиями, превращая людей в тупое стадо, готовое насмехаться над святынями, убивать и умирать за чьи-то деньги по чьей-то указке. Настоящий, честный художник всегда служит Истине и через нее Добру.
Н.Ч.

2
Фото Кирилл Титков
отзывы:
53
оценок:
71
рейтинг:
93
7

Когда я шел на выставку, то ожидал увидеть там нечто иное. О Тео Фрае до этой выставки я не знал ровным счетом ничего. Прочитал аннотацию. А там написано, что Тео Фрай является одним из самых известных представителей швейцарской репортажной фотографии. Репортаж - так репортаж, подумал я.
Однако увидев репортажные снимки Тео Фрая, понял, что это не совсем тот фоторепортаж, к которому привык.
Привычный фоторепортаж пытается поймать ускользающее мгновение, запечатлеть единичное событие, выделить неповторимый момент. И не важно, переломный ли это момент в истории или рутинное родительское собрание в школе. Привычная для меня репортажная фотография пытается сохранить мгновение, но сохранив при этом всю динамику процесса, а возможно даже сообщив фиксируемому событию большую динамику, чем есть в действительности.
Но не таковы фотографии Тео Фрая. Они ближе к фотопортрету, к постановочным художественным снимкам. Они лишены суетности, репортажной суетливости. Зафиксированные мгновения как бы извлечены из потока времени. Даже сигаретный дым кажется каким-то неподвижным, нерушимым, как гранитный утёс. И ты рассматриваешь снимки, будто это и не снимки вовсе, а живописное полотно. Не правда ли, необычно для репортажной фотографии?
Но это именно репортаж. Даже подписи говорят нам об этом. Вот, например, фото подписанное «Работница табачной фабрики, Бриссаго, 1947». Другой назвал бы её «Современная Кармен» (и облик девушки, и антураж вполне соответствую такому названию), но нет, названо просто и незамысловато: Работница табачной фабрики – и всё! Ведь это репортаж, тут нет места фантазиям, ассоциациям и полёту воображения - это фиксация реальности. Реальности, в которой Тео Фрай удивительным образом мог находить эстетическую красоту.
Мне выставка запомнилась еще несколькими моментами.
Во-первых, для меня было откровенной неожиданностью увидеть фотографии последствий бомбардировки Цюриха в 1940 или интернированных франко-польских дивизий. Не знал, что мировая война и в такой форме проникала в тихую, спокойную, нейтральную Швейцарию. Такой вот пробел в моих исторических познаниях.
А во-вторых, меня поразила жуткая бедность на целом ряде фотографий. Замызганная одежда, стоптанная обувь, неприхотливый домашний скарб – всё это никак (даже учитывая нелегкое военное время) не ассоциировалось мной с сытой, богатой Швейцарией, со Швейцарией ювелиров и банкиров.
Вот такая выставка, полная маленьких сюрпризов, изменяющая привычные представления, шаблоны и клише.
Всем советую сходить.

1
Фото Kristina Sokolova
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
9

Удивительную энергетику несут фотографии интерьеров, ландшафтов, людей, предметов обихода, орудий труда...
То, как жили, чем питались, что использовали для жизни, как работали, заставляет задуматься над ценностями настоящего мира.
Увы, настоящего не в смысле такого, каким он должен быть, примера, идеала, образца, а в смысле того, какой он есть сейчас.
Вера в лучшее, в добро и искренность, в любовь и красоту дает нам силы жить и трудиться, дает силы сохранять нас такими, какими мы должны быть, и пусть не идеальными, но настоящими!

0

Галерея

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить