Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7.5

Выставка
Тео Фрай. Фотографии

Классика репортажной фотографии из Швейцарии

Тео Фрай — один из ключевых репортажных фотографов Швейцарии, при этом довольно малоизвестный у нас. Снимать он начал в 1930-е — и ключевым периодом в его работе как раз и стали 1930–1940-е, когда он преимущественно фотографировал сцены швейцарской сельской жизни. Свою задачу Фрай формулировал как создание современных исторических документов. Видимо, поэтому от его работ веет какой-то архивной отрешенностью: смотря на то, как крестьяне мирно сажают картофель, или разглядывая натюрморт из кастрюль на деревенском столе, сложно представить, что совсем рядом идет война.

  • Тео Фрай. Фотографии – афиша
  • Тео Фрай. Фотографии – афиша
  • Тео Фрай. Фотографии – афиша
  • Тео Фрай. Фотографии – афиша
  • Тео Фрай. Фотографии – афиша
Фотография

Как вам выставка?

Отзывы

9
Наталья Черных
63 отзыва, 69 оценок, рейтинг 41
15 января 2015

Все-таки как многогранно воздействие искусства на человека! Оно может застаивть сердце замереть от колористических изысков, смелый композиций, может пробудить мировоззренческие откровения… Последнее произошло с нами на выставке Тео Фрая.
Я не знаток новейшей истории. Про Швейцарию знаю: часы, банки. Еще Цветочную улицу и воздух свободы, сыгравший злую шутку с профессором Плейшнером. Но стоп! На фото женщины, обтачивающие снаряды в 1941 г. – для кого? Пленные французы и поляки – кто их взял в плен? Курсанты ВВС – куда они отучившись летали? И вообще – кто был нейтральным? Миф?
Оборванная старуха чистит обувь на вокзале. Девочки-подростки скрючившись ножницами подстригают зубные щетки на фабрике. А моя приятельница-сибирячка остолбенела перед картинкой, где дети сажают картошку. «У нас дети трудились. Но в таком возрасте их так не нагружали!» А таких ободранных интерьеров у нас в деревнях не было (и нет) даже у одиноких алкоголиков. Где же та сытая и благополучная страна, которую мы сейчас знаем? Еще один миф? А просто некие силы вбухали в «нейтральную» Швейцарию (и ряд других стран после войны) огромные деньги. Если такие же суммы дать Сомали, то там года через три исчезнут пираты и все будут политкорректны и белозубо улыбаться.
Тео Фрай, добросовестный бытописатель, может быть, сам того не желая, развенчивает мифы о изначально добропорядочном и благополучном Западе. Его искусство для тех, кто не хочет быть болванкой, которую обтачивают разными хитрыми технологиями, превращая людей в тупое стадо, готовое насмехаться над святынями, убивать и умирать за чьи-то деньги по чьей-то указке. Настоящий, честный художник всегда служит Истине и через нее Добру.
Н.Ч.

2
0
7
Кирилл Титков
55 отзывов, 274 оценки, рейтинг 111
23 января 2015

Когда я шел на выставку, то ожидал увидеть там нечто иное. О Тео Фрае до этой выставки я не знал ровным счетом ничего. Прочитал аннотацию. А там написано, что Тео Фрай является одним из самых известных представителей швейцарской репортажной фотографии. Репортаж - так репортаж, подумал я.
Однако увидев репортажные снимки Тео Фрая, понял, что это не совсем тот фоторепортаж, к которому привык.
Привычный фоторепортаж пытается поймать ускользающее мгновение, запечатлеть единичное событие, выделить неповторимый момент. И не важно, переломный ли это момент в истории или рутинное родительское собрание в школе. Привычная для меня репортажная фотография пытается сохранить мгновение, но сохранив при этом всю динамику процесса, а возможно даже сообщив фиксируемому событию большую динамику, чем есть в действительности.
Но не таковы фотографии Тео Фрая. Они ближе к фотопортрету, к постановочным художественным снимкам. Они лишены суетности, репортажной суетливости. Зафиксированные мгновения как бы извлечены из потока времени. Даже сигаретный дым кажется каким-то неподвижным, нерушимым, как гранитный утёс. И ты рассматриваешь снимки, будто это и не снимки вовсе, а живописное полотно. Не правда ли, необычно для репортажной фотографии?
Но это именно репортаж. Даже подписи говорят нам об этом. Вот, например, фото подписанное «Работница табачной фабрики, Бриссаго, 1947». Другой назвал бы её «Современная Кармен» (и облик девушки, и антураж вполне соответствую такому названию), но нет, названо просто и незамысловато: Работница табачной фабрики – и всё! Ведь это репортаж, тут нет места фантазиям, ассоциациям и полёту воображения - это фиксация реальности. Реальности, в которой Тео Фрай удивительным образом мог находить эстетическую красоту.
Мне выставка запомнилась еще несколькими моментами.
Во-первых, для меня было откровенной неожиданностью увидеть фотографии последствий бомбардировки Цюриха в 1940 или интернированных франко-польских дивизий. Не знал, что мировая война и в такой форме проникала в тихую, спокойную, нейтральную Швейцарию. Такой вот пробел в моих исторических познаниях.
А во-вторых, меня поразила жуткая бедность на целом ряде фотографий. Замызганная одежда, стоптанная обувь, неприхотливый домашний скарб – всё это никак (даже учитывая нелегкое военное время) не ассоциировалось мной с сытой, богатой Швейцарией, со Швейцарией ювелиров и банкиров.
Вот такая выставка, полная маленьких сюрпризов, изменяющая привычные представления, шаблоны и клише.
Всем советую сходить.

1
0
9
Kristina Sokolova
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
15 февраля 2015

Удивительную энергетику несут фотографии интерьеров, ландшафтов, людей, предметов обихода, орудий труда...
То, как жили, чем питались, что использовали для жизни, как работали, заставляет задуматься над ценностями настоящего мира.
Увы, настоящего не в смысле такого, каким он должен быть, примера, идеала, образца, а в смысле того, какой он есть сейчас.
Вера в лучшее, в добро и искренность, в любовь и красоту дает нам силы жить и трудиться, дает силы сохранять нас такими, какими мы должны быть, и пусть не идеальными, но настоящими!

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все