С 25 декабря 2025 года по 13 января 2026 года в наполненном удивительной энергетикой зимних праздников Петербурге будут звучать концерты VIII органного фестиваля «Венок Рождества». Фейерверк стилей, калейдоскоп эпох и вдохновение лучших музыкантов наших дней — все это оставит долгое послевкусие органного празднества. Концерты Фестиваля пройдут на семи петербургских площадках с богатой историей и эксклюзивными интерьерами, а также в городах России.
Теплая и дружественная обстановка, чудесная музыка, уникальные интерьеры храмов в атмосферных исторических локациях Северной столицы и семь разных органов — более, чем на неделю Петербург наполнится неповторимым многоголосием короля инструментов. Именно поэтому, наш Рождественский органный марафон проходит под девизом «Орган над городом»!
Дорога в Рождество — от Баха до Jingle Bells. Голос и орган. Преамбула к ежегодному масштабному органному фестивалю, который охватывает период от европейского Рождества до новогодних праздников. Великолепный дуэт Марьи Черниковой и Анджея Диковича погрузит вас в неповторимую атмосферу ожидания грядущих праздников. Рождество — торжество обновления, время, исполненное радости, света и любви. Семейные посещения церкви и неспешные разговоры за праздничным столом. Сюрпризы и подарки. Радостное ожидание гостей и ответные визиты. Катание на санях, игра в снежки, и, конечно же, много прекрасной музыки. Все эти дороги встречаются пересекаются, сливаясь в одну, ведущую в Рождество.
Вечер откроется грандиозным органным циклом Баха, арией из Magnificat — евангельского славословия Девы Марии — и продолжится различными версиями Ave Maria.
Ave Maria — искренняя и великая молитва, обращённая к Пречистой Деве, вечный и неиссякаемый источник вдохновения для композиторов разных эпох и стран. Пожалуй, ни один из великих композиторов не обошёл эту тему. Каждый из мастеров «услышал» молитву по-своему, создав шедевр, проверенный веками. В многочисленных музыкальных версиях Ave Maria не всегда использовался канонический текст. Одна из самых популярных Ave Maria Шуберта была положена на фрагмент текста нашумевшей поэмы Вальтера Скотта «Дева озера». Совсем иная история у Ave Maria, написанной властелином танго Астором Пьяццоллой. В оригинале музыка создана для солирующего гобоя с оркестром и предназначена для фильма итальянского режиссёра Марко Беллоккьо «Генрих IV». Оригинальное название пьесы — Tanti anni prima (Много лет назад). Позднее, уже после смерти Пьяццоллы, стал известен ее вокальный вариант, который исполнила знаменитая певица Мильва.
Яркие ноты вечера — красивейшие барочные арии Перголези и Скарлатти.
Известно ли вам, что популярнейшая музыкальная заставка десятилетиями озвучивавшая советскую передачу «В мире животных, не что иное, как обработка фрагмента «Паломничество» из кантаты «Рождество Христово» аргентинского композитора Ариэля Рамиреса. Сначала ее спел как эстрадный хит шансонье Жиль Дрё, а светский текст под названием «Жаворонок» написал поэт-песенник Пьер Деланоэ. Песня стала во Франции настоящим шлягером, а Поль Мориа сделал ее аранжировку для своего оркестра.
Предрождественское настроение вечера дополнится одним из самых популярных в западном мире рождественских песнопений «Тихая ночь». Его написал немецкий органист и композитор Франц Грубер на текст священника Йозефа Мора. Самая старая из сохранившихся авторских партитур (около 1820 года) хранится в зальцбургском музее Каролино-Августеум. Вот уже третий век она прославляет рождение Иисуса на разных языках во всем мире.
Рождество и Новый год — время волшебства, чудес, самых негаданных сюрпризов. Вот один из них. Знаменитый рождественский хит Jingle Bells, завершающая вечер, на самом деле был предназначен совсем для другого праздника. Джеймс Пьерпонт сочинил песню в 1857 году ко Дню благодарения. Она называлась One Horse Open Sleigh, речь шла о зимних забавах и шалостях и ни разу не упоминалось о Рождестве! Скорее всего «рождественской» она стала из-за образа саней, мчащихся по белоснежному насту под веселый перезвон колокольчиков. Песня переведена на множество языков и исполняется по всему миру. В разных странах существуют свои собственные версии, которые адаптированы под местные традиции и культуру, что делает Jingle Bells поистине международным хитом.
Дорога в Рождество — чудеса уже начались!
Петербург – это не только Невский проспект, Дворцовая площадь и Летний сад. Белоснежный шпиль римско-католического храма Посещения Пресвятой Девой Марией Елизаветы, возведенный по проекту выдающегося зодчего Николая Бенуа, устремляется в небеса в потаенном уголке города, где нет шумных толп туристов. Именно здесь в ноябре 2025 года открыта новая точка органного притяжения. Лучшие органисты наших дней поразят вас разнообразием программ в серии концертов «Незнакомый Петербург: орган в церкви Бенуа».
Но это еще не все! Перед каждым концертом настоятель храма лично проведет для вас экскурсию, на которой вы узнаете интереснейшие факты из истории храма и посетите семейное захоронение великой творческий династии Бенуа, расположенное в церковной крипте.
Архитектурный шедевр Николая Бенуа находится на территории бывшего католического кладбища на Выборгской стороне. На нем нашли последнее пристанище многие известные петербуржцы-католики. Здание было спроектировано и воплощено зодчим в неороманском стиле в период 1856–1859 годов. В 1877–1879 годах по желанию прихода Бенуа дополнил архитектурный ансамбль колокольней. Сам зодчий был этим фактом крайне недоволен, так как его замысел утратил изначальную гармонию и целостность. В советское время кладбище было уничтожено, а церковь закрыта. В начале XXI века храм был возвращён верующим.
Внимание! В продаже билеты двух категорий — с экскурсией и без экскурсии. Экскурсия начинается за 30 минут до концерта.
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия до мажор BWV 553
Ария из кантаты Magnificat BWV 243
Алессандро Скарлатти (1660–1725) Ария Son tutta duolo
Джованни Баттиста Перголези (1710–1736) Ария Se tu m’ami
Ария сопрано Vidit suum из Кантаты Stabat Mater
Иоганн Себастьян Бах Хоральная прелюдия Ich ruf’ zu dir BWV 639
Франц Шуберт (1797–1828) Ave Maria
Гастон Белье (1863–1938) Токката ре минор
Ариэль Рамирес (1921–2010) La Peregrinacion («Паломничество») из духовной кантаты «Рождество Господне»
Астор Пьяццолла (1921–1992) Ave Maria
Джон Уильямс (1932*) Somewhere in my Memory (из к/ф «Один дома»)
Франц Грубер (1787–1863) Рождественский гимн «Тихая ночь»
Джеймс Пьерпонт (1822–1893) Jingle Bells
Исполнители:
Лауреаты международных конкурсов
Марья Черникова, сопрано
Анджей Дикович, орган
Электронный орган Johannus
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.