Москва

Концерт в Санкт-Петербурге
Концерт органной музыки «Из глубины веков»

3 сентября в 19:30, Евангелическо-лютеранская церковь Святой Екатерины
ФестивалиТелеграм АфишаРестораны рядом
О концерте
Джироламо Фрескобальди и Ян Питерсзон Свелинк, чьи сочинения составляют основу этой программы, — две крупнейшие фигуры в истории клавирной музыки. Значимость их в европейском клавирном дискурсе рубежа XVI–XVII веков сопоставима со значимостью Иоганна Себастьяна Баха полутора веками позже. В это время инструментальная музыка, и в частности музыка для клавишных, решительно выступает на первый план — параллельно с обогащением и совершенствованием возможностей инструмента. Выбор между органом и клавесином был достаточно условным; исключения из этого правила были связаны с имплицитным указанием на его те или иные примечательные свойства. Гармоническая терпкость токкат di durezze e ligature («жёсткостей и связностей»), построенных на непрерывно перетекающих друг в друга диссонантных задержаниях, раскрывающихся в бесконечно длящемся органном звуке, способна поведать современному слушателю многое об особенностях раннего итальянского органа — таких как среднетоновая темперация, разделённая хроматика или короткая октава. Фактура эхо в фантазии Свелинка, с её облигатным чередованием коротких структур, подобным образом указывает нам на то, насколько важной частью северного органного мышления был двухмануальный инструмент. Органная музыка раннего барокко показана здесь в максимальном разнообразии жанров — как более архаичных, своей линеарностью напоминающих о полифонических традициях Ренессанса, так и собственно барочных, близких к свободной импровизации за инструментом в духе «взволнованного стиля». Отдельное место в ней занимают вариации на песенные темы — испанская La dama le demanda, принадлежащая перу Антонио Кабесона, и знаменитая Mein junges Leben hat ein End, созданная Свелинком. В этих сочинениях мы можем наблюдать тонкость вариационного письма, основанного на диминуциях — разнообразных и весьма многочисленных фигурах, создающих связки между нотами мелодического контура темы. У Кабесона, творившего на заре клавирной музыки, они более нейтральны, у Свелинка, спустя полвека пользующегося этим средством гораздо смелее, — более риторичны и насыщенны. Исполнитель: Ольга Котлярова (орган) В программе: Джон Булл (1563?–1628) Прелюдия на тему Laet ons met herten Reijne Джироламо Фрескобальди (1583–1643) Токката di durezze e ligature из сборника Toccate e partite d'intavolatura, Libro 2 Ян Питерсон Свелинк (1562–1621) Вариации на тему Mein junges Leben hat ein End, SwWV 324 Антонио де Кабесон (1510?–1566) Вариации на песню La dama le demanda Джироламо Фрескобальди Токката in G из сборника Toccate e partite d'intavolatura, Libro 2 Джон Булл Voluntary in a Ян Питерсон Свелинк Эхо-фантазия in d Джироламо Фрескобальди Capriccio pastorale из сборника Toccate e partite d'intavolatura, Libro 1 Антонио де Кабесон Fabordon in F Ян Питерсон Свелинк Fantasia cromatica, SwWV 258 Джироламо Фрескобальди Canzona IV
Классика
6+

Евангелическо-лютеранская церковь Святой Екатерины, 3 сентября в 19:30

Все