В XX и XXI веках можно выделить две тенденции развития органного искусства. Первая из них напрямую связана с музыкой предшествующих эпох: композиторы обращаются к старинным жанрам, пишут произведения, стилистически приближенные к образцам барочной или романтической органной музыки.
Немецкий композитор Вольфганг Фортнер в качестве основы для своего произведения взял барочный жанр преамбулы и фуги. Преамбулами раньше называли вступительные пьесы импровизационного характера: слово «преамбула» было синонимично слову «прелюдия». Норвежский композитор Конрад Баден в финале сонаты си минор обращается к старинному жанру чаконы — вариациям на повторяющуюся тему.
Вторая тенденция связана с поиском новых тембровых сочетаний. Яркий тому пример — произведения для органа и тубы. Туба — самый низкий по звучанию медный духовой инструмент. Современный вид она приобрела только в XIX веке и сразу стала неотъемлемой частью симфонического оркестра. В произведениях для органа и тубы орган заменяет собой целый оркестр: этому способствуют тембровое разнообразие регистров и широкий диапазон их звучания.
Особый интерес в программе привлекает музыка норвежского композитора-органиста Иоганна Непомука Давида. Его стиль письма разнообразен: в некоторых случаях Давид опирается на технику Баха и мастеров строгого стиля, в других — приближается к додекафонному методу сочинения.
Исполнители:
Александр Петров (туба)
Михаил Мищенко (орган)
В программе:
Вольфганг Фортнер (1907–1987)
Преамбула и фуга
Генрих Эман (1938–1996)
Три пьесы для тубы и органа:
I. Ruhig
II. Bewegt
III. Etwas breite Viertel, frei im Tempo
Иоганн Непомук Давид (1895–1977)
Hölderlin («Гёльдерлин»), ор. 70:
Ode — Elegie — Hymne
Конрад Баден (1908–1989)
Соната си минор для органа, ор. 7
I. Allegro deciso
II. Allegretto tranquillo
III. Quasi Fantasia — Chaconne
Штефан Адам (род. 1954)
Дивертисмент для тубы и органа
I. Вечерняя песнь
II. Эпизод
III. Комическая песня
IV. Быстрая пьеса