Программа концерта знакомит слушателя с вокальной и инструментальной музыкой разных стран и столетий: от эпохи барокко до XX века.
Пассакалия до минор Иоганна Себастьяна Баха — единственный образец обращения композитора к этому жанру в столь масштабном варианте. На основе неизменно повторяющейся темы, первоначально изложенной в педали, Бах пишет 20 вариаций и двойную фугу, идущих друг за другом без цезур и вследствие чего образующих монументальное органное полотно.
Жанр мотета возник еще в XII веке во Франции и изначально представлял собой вокальное многоголосное произведение полифонического склада. С развитием жанра в мотетах стали появляться сольные вокальные номера, а также полностью сольные мотеты. Как и другие подобные вокальные сочинения, сольный мотет требует от исполнителя виртуозной вокальной техники и искусного владения собственным голосом. Мотет Laudate pueri («Хвалите, отроцы, Господа») Вивальди и Exsultate, jubilate! («Радуйтесь, ликуйте») Моцарта — хвалебные песни, отличающиеся торжественным и ликующим характером.
Вторая часть программы посвящена музыке отечественных композиторов.
Благодаря деятельности Александра Гедике начиная с 1920-х годов в России постепенно стал возрастать интерес к органу и органному искусству в целом. Гедике — один из первых исполнителей, который начал давать сольные органные концерты. Его творческое наследие включает в себя не только произведения для органа соло, но и многочисленные транскрипции сочинений Грига, опер Чайковского и Вагнера. Прелюдию и фугу ми-бемоль мажор, изначально написанную для органа, композитор позже транскрибировал для симфонического оркестра.
Вокализ — произведение для голоса без слов, состоящее только из гласных звуков. На концерте прозвучат жемчужины вокального репертуара: вокализы Рахманинова и Бабаджаняна.
Исполнители:
Екатерина Десятникова (сопрано)
Егор Колесов (орган)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Пассакалия до минор, BWV 582
Die Seele ruht in Jesu Händen… Ария из кантаты Herr Jesu Christ, wahr' Mensch und Gott, BWV 127
Антонио Вивальди (1678–1741)
Мотет Laudate Pueri, RV 601
I. Laudate Pueri
II. Sit nomen
VI. Excelsus super omnes
VII. Gloria Patri et Filio
Георг Фридрих Гендель (1685–1759)
Andante из Концерта № 1 соль минор, op. 4, HWV 289 (транскрипция для органа Марселя Дюпре)
Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791)
Alleluia из мотета Exultate, Jubilate, KV 165
Александр Гедике (1877–1957)
Прелюдия и фуга № 2 ми-бемоль мажор, op. 34
Сергей Рахманинов (1873–1943)
Вокализ, op. 34
Владимир Рябов (род. 1950)
Два сонета Шекспира (перевод С. Маршака)
Арно Бабаджанян (1921–1983)
Вокализ