Расселл Т.Дэвис и Дэвид Теннант ушли на пике популярности сериала, оставив следующему шоураннеру Стивену Моффату очень успешный проект. Из забавной британской диковинки он превратился в международный феномен и приобрел поклонников не только за океаном, но и в России. Зрители полюбили Одиннадцатого Доктора в исполнении Мэтта Смита («хувианы» увидели в актере звезду еще до того, как он завоевал интернет в «Доме дракона»). Но к концу эры Моффата рейтинги сериала заметно снизились. Несмотря на отличную актерскую работу Питера Капалди, сыгравшего Двенадцатого Доктора, появилась усталость от постоянных приемов Моффата. Они напоминали обычные фишки Кристофера Нолана: запутанные сюжеты, нарезанные в салат временные линии и особо любимые Моффатом фальшивые смерти (погибший персонаж мог ожить в следующем эпизоде или даже через пять минут). Моффат также начал переписывать существующий канон. Родину Доктора — планету Повелителей Времени под названием Галлифрей, которую Дэвис разумно уничтожил еще в 2005 году, — вернули и начали то уничтожать, то снова возвращать.
BBC
Вселенная «Доктора Кто» зашаталась — и следующий шоураннер Крис Чибнелл только сильнее погнул подпорки. При нем Доктора впервые сыграла женщина, но Тринадцатая в исполнении Джоди Уиттакер не понравилась большинству зрителей. За три сезона о героине можно было сказать только то, что она была социально неловкой. У Доктора было слишком много спутников, которым чаще всего было нечем заняться. Помимо раздражающего проговаривания экспозиции, главной приметой эры Чибнелла стало то, что политический и социальный посылы начали превалировать над приключениями. Из сериала исчезла британская эксцентричность, юмор и фирменная дурь. Все чаще казалось, что мы слушаем смертельно серьезные лекции об экологии, расизме и правах меньшинств. В самом отталкивающем, абсолютно карикатурном злодее, которого сыграл закэнселенный Крис Нот (мистер Биг из «Секса в большом городе»), без труда читался экс-президент США Дональд Трамп.
Гнев зрителей прорвался, когда в эпизоде «Вечные дети» Чибнелл покусился на святая святых — канон классического сериала. Доктор — безымянный инопланетянин, шатавшийся по Вселенной и влипавший в неприятности, — превратился в высшее существо из другого мира. От него Повелители Времени узнали секрет регенерации — перерождения, благодаря которому в сериале можно сколько угодно менять актеров титульной роли (ограничение в двенадцать регенераций отменил Моффат). Первый классический Доктор, сыгранный еще в черно-белом сериале Уильямом Хартнеллом, оказался вовсе не первым. Вместо него Чибнелл показал темнокожую девочку и прибавил еще одного неизвестного Доктора в исполнении актрисы Джо Мартин. Заодно Чибнелл снова уничтожил Галлифрей, что уже откровенно выбешивало.
Подробности по теме
Фанаты начали требовать реткон этих событий, но Чибнелл, словно назло, продолжал развивать линию с другим происхождением Доктора, которая не привела ни к чему хорошему. В конце его эры телерейтинги упали до минимума, став почти такими же низкими, как в 1980-е, когда классический сериал был закрыт. Опасаясь той же судьбы, руководство Би-би-си привлекло тяжелую артиллерию в полном составе. Вместе с возродившим сериал в нулевые Расселлом Т.Дэвисом анонсировали возвращение Дэвида Теннанта, композитора Мюррея Голда, а также комедийной актрисы Кэтрин Тейт, игравшей Донну — спутницу Доктора с самой печальной и необычной судьбой. Донна впитала знания Повелителей Времени и превратилась в гибрид человека и представителя расы Доктора. Девушка спасла Вселенную, но дорогой ценой: ее человеческий разум начал сгорать, и Доктору пришлось стереть ей память. Она забыла путешествия с ним и вернулась к жизни лондонской обывательницы, которая валяется на диване и читает сплетни в таблоидах, не помня о собственном славном прошлом.
Трейлер «Звездного зверя», в котором Донна со слезами на глазах говорит о том, что из ее жизни пропало что-то прекрасное, заставил фанатов поверить в то, что Дэвис совершит чудо и спасет сериал, вернув ему прежний блеск. Случилось ли чудо? Нет.
Сериал времен Дэвиса был семейным, но не вполне детским. В нем хватало страшных моментов, поднимались серьезные темы (например, о психологии паникующей толпы в блестящей серии «Полночь»), а также шла деликатная и поэтому успешная нормализация негетеронормативных отношений. Драматург никогда не тыкал месседж зрителям в лицо, а подавал его тонко и с умом. Он не читал лекции о вреде патриархата, а создавал целую плеяду великолепных женских персонажей — от открывших в себе способность спасать миры обывательниц до харизматичных злодеек и морально неоднозначных героинь.
Ничего этого в «Звездном звере» нет.
По сюжету это типичная история о вторжении инопланетян на Землю, взятая из комиксов о приключениях Четвертого Доктора. Эпизод начинается с того, что Теннант рассказывает историю Донны. Это имело бы смысл для новых зрителей, не знакомых с предыдущими событиями, если бы через десять минут ту же историю не повторили для нового персонажа — ученой в инвалидном кресле. Организация, занимающаяся инопланетянами, посылает ее на место крушения космического корабля. Разумеется, она ничего не может предпринять, когда какое-то психоделическое солнце проникает в солдат организации, превращая их в рабов злого пришельца. Потом, правда, она стреляет из гаджетов, вмонтированных в ее кресло, словно Джеймс Бонд.
BBC
Репрезентация людей с инвалидностью — это здорово, но разве не было бы логичнее, если бы ученая сидела в штабе и принимала решения? Как все чаще бывает, крутизна женских героинь сводится к способности применять насилие. Хотя людей с ограниченными возможностями так редко показывают на экране, что придираться, возможно, не стоит.
Встреча Доктора и Донны омрачена чередой удобных для сценария случайностей. Сразу после «холодного начала» Доктор видит на Земле бывшую спутницу, ее мужа и дочь. Потом появляется симпатичный злодей (радует, что монстр сделан вручную, а не с помощью осточертевшего CGI), а Лондон спасает небинарная сила. Но поскольку истории как таковой в эпизоде мало, кажется, что его писали ради теплого чувства узнавания «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Когда появилась информация о том, что дочь Донны с ностальгическим для фанатов именем Роза (так звали первую спутницу Доктора в обновленном сериале) сыграет трансгендерная актриса Ясмин Финни, Дэвис на пресс-конференции заявил о людях, которые «полны ненависти, яда, разрушения и насилия, они бы хотели, чтобы подобные вещи полностью исчезли с экрана», а завершил пассаж шеймингом: «Как вам не стыдно, и удачи вам в вашей одинокой жизни».
В свежем эпизоде Дэвис с удовольствием показывает консерваторам средний палец и пинает собственного Доктора. Теннант, отдувающийся за весь патриархат, выглядит уставшим, грустным мужчиной на грани нервного срыва. Донна смеется над его внешностью. Роза учит правильно определять гендер других инопланетян. Ученая в инвалидном кресле, которую мы видим в первый раз, с самодовольной ухмылкой подводит итог всей его жизни: «Доктор — везунчик!» Это продолжается вплоть до кульминации. «Жаль, что ты больше не женщина, она бы поняла», — говорит Донна Доктору. Роза описывает его как существо, которое в силу своей мужской ограниченности ничего не понимает, тогда как она, будучи трансгендерной и в высшем смысле небинарной персоной, понимает все. Теннант выглядит как человек, который смотрит на то, как догорает дом, но ничего с этим поделать не может. Муж Донны выразительно молчит: ему слова не давали.
В следующем эпизоде Дэвис обещает нечто более мрачное и увлекательное, чем среднестатистическая беготня, но рейтинги сериала уже упали до минимума. Возможно, с меньшим количеством лекционного материала и сексистских оскорблений у «Доктора Кто» есть шанс снова завоевать любовь публики. Но на сегодня это уже кажется неважным. Обиднее всего, что в 2023 году, когда раскол между людьми дошел до апофеоза, Дэвис создал еще больше разобщенности и ненависти, хотя мог бы объединить разных фанатов любовью к одному персонажу. И вот из этой точки, кажется, уже нельзя вернуться.