Главный российский музей современного искусства
Открытия нового здания «Гаража» не ждал, кажется, только ленивый. Трехэтажный павильон, который будто бы парит над газоном в парке Горького, построил на обломках легендарного ресторана «Времена года» не менее легендарный голландский архитектор Рем Колхас. Но ждали «Гараж» не только из-за его архитектурной ценности: это действительно то место, где в ближайшие годы будут проходить все самые важные выставки современного искусства. При входе гостей встречает гигантское панно Эрика Булатова, вполне достойное кафе «Гараж» и полуразрушенная мозаика, чудом выжившая после «Времен года». А вверх по лестнице — выставочные залы, трансформируемые под любые нужды, образовательный центр с лекториями и детская комната.
Все, что нужно знать о русском искусстве
Если ребенок никогда не видел настоящей картины, выберите любую на свой вкус (только не «Черный квадрат») и объясните, где рама, а где холст. Потом, постепенно усложняя, можно переходить, например, к сказкам: показывать васнецовских «Богатырей» или «Аленушку». Потом Сурикова, Репина, Верещагина и Врубеля — одним словом, реализм с интересными сюжетами. В залах с иконописью сразу же отправляйтесь к многометровой доске «Благословенно воинство Небесного Царя» с сотнями фигурок воинов. Посмотрите маленькие картины художников школы Венецианова и самую большую — «Явление Христа народу» Александра Иванова. Главное не перестараться, пытаясь посмотреть всю экспозицию от XI до начала XX века за один раз. Если же ребенок начал с закрытыми глазами отличать Михаила Лебедева от Сильвестра Щедрина, выучил все сюжеты евангельского цикла, знает разницу между парадным портретом и портретом дезабилье, переходите к авангарду (объясните тот же «Черный квадрат»). Для этого можно отправиться в Третьяковку на Крымском Валу. Если на собственные силы в проведении экскурсий рассчитывать не приходится, стоит обратить внимание на специальную экскурсионную программу для детей. При музее работают творческие мастерские для дошкольников.
Пикассо, Моне, Дега, Ван Гог, Ренуар и другие
Cамый академичный музей Москвы, в постоянной экспозиции которого можно по слепкам и копиям изучить всю историю мирового искусства, от портика Парфенона и Давида Микеланджело до целого готического портала и конных статуй отважных людей Возрождения, все в натуральную величину. Кроме копий — значительная, хотя, конечно, не эрмитажная, коллекция живописи старых мастеров, где и Рубенс, и Боттичелли, а также регулярные выставочные хиты, привозные и российские.
Все о фотографии
Выставки от Родченко до Нан Голдин, обязательные «Мода и стиль в фотографии» и Фотобиеннале, удачные заходы на территорию современного искусства вроде Кабакова или AES+F, школа фотографии и мультимедиа — все это в красивом современном музее Ольги Свибловой.
Авангард и соцреализм
«Бубновый валет» и «Синие носы», оказавшись под одной крышей, позволяют составить вполне подробное представление о русском искусстве прошлого века.
Интерактивная экспозиция с 4D-кинотеатром и детские мастерские
Мультимедийный музей, который занял все просторное здание гаража. Есть и история еврейства в 3D-картинках, и Центр толерантности, который собирается заниматься образовательными программами, и залы под современное искусство.
Главные сокровища страны
В музей удобно водить родственников-провинциалов — если времени на знакомство с богатствами столицы у тех в обрез, хватит одной Оружейной. Билет в Оружейную палату строит дороже, чем в другие музеи Кремля, но оно того стоит: сплошь драгоценные камни и благородные металлы. В двухэтажном здании, построенном архитектором Константином Тоном, девять залов. На первом этаже — собрание вещей лично царского пользования: венцы, державы, скипетры, бармы и т.п. Здесь хранится и шапка Мономаха (к князю Владимиру Мономаху никакого отношения не имеющая, поскольку сделана она была двумя веками позже). По коллекции тронов в Оружейной можно судить о перемене вкусов российских самодержцев: трон Ивана Грозного, облицованный пластинами слоновой кости с европейской резьбой, сменили золотые — Бориса Годунова и Михаила Романова, а затем алмазный Алексея Михайловича. Недоросли Петр и Иван Алексеевичи обходились серебряным, двойным. Здесь же, на первом этаже, почти два десятка царских карет, коронационные платья императриц и ботфорты Петра I. На втором — изделия из золота и серебра.
Самый известный памятник московского модерна
Самый известный памятник московского модерна. Построен Федором Шехтелем в 1902 году для миллионера Сергея Рябушинского. В интерьере — знаменитая «тающая» лестница, витражи. Наверху — старообрядческая часовня. Мозаики по рисунку Шехтеля выполнены петербуржской фирмой Владимира Фролова; его самая известная работа — мозаики «Маяковской» и «Новокузнецкой». В 1931 году в доме поселили вернувшегося из Италии писателя Горького. Горький, к счастью, почти не занимался переустройством интерьера — сохранилась даже молельня купца-старообрядца под самой крышей. Изменился кабинет — но без этого писатель не мог. У него было три совершенно одинаковых кабинета: в Питере, в Крыму и вот в Москве.