Тему земли как живого культурного скрепа задает масштабная инсталляция, собранная куратором совместно с участниками биеннале. Эта гора с землей, камнями и песком, привезенными из разных республик Северного Кавказа, для кого-то отражает тоску по малой родине, а для кого-то — буквальное желание прикоснуться к земле предков.
Словно напоминая, что Кавказ — это не только горы, но и песок морского побережья и барханов, известная дагестанская художница Ирина Гусейнова использует его в своей серии работ 90-х годов «Обереги». Сложные коллажированные композиции с элементами старинных тканей, осколков керамики, гербариев и дневниковых записей создают узор — воспоминание о народной культуре.
Продолжая тему песка, молодая дагестанская художница из Санкт-Петербурга Заира Гусейнова увлеклась необычным, скорее строительным, а не художественным материалом — цементом. Начиналось все с цементных отпечатков на бумаге, напоминающих пятна из теста Роршаха (психодиагностический тест для исследования личности), а продолжилось сериями арт-объектов и даже художественных ювелирных изделий. Так, на биеннале можно увидеть ее цементные кольца из песка, тоже привезенного с малой родины.
Еще один автор, который буквально вмешивает землю, специально привезенную из Кабардино-Балкарии, в краску на своих полотнах — черкесский художник из США Зак Кахадо. Также работая в технике ассамбляжа, он добавляет в композиции подлинные элементы черкесской материальной культуры: музыкальные инструменты, традиционные костюмы и даже оружие.
А вот соль Кабардино-Балкарии, можно сказать, соавтор в инсталляции Керима Аккизова «Наследство». Это авторское прочтение темы духовных скреп как формы притяжения, эмоциональной связи семьи, рода, нации. Работа посвящена трагическому периоду в истории балкарского народа — принудительной депортации в Среднюю Азию. Художник использовал в инсталляции около 38 тысяч стальных скоб: примерно столько балкарцев были вынуждены покинуть родину 8 марта 1944 года. Часть скоб, использованная в образах старшего поколения, обработана солью и медленно ржавеет, словно от слез в памяти народа.
Молодой художник Артур Мижев в своей серии работ, специально подготовленной к биеннале, использует глину из родной Карачаево-Черкесии. Он уже много лет изучает фольклор и разрабатывает авторские шрифты для карачаевского языка. Возрождая родную письменность, он словно возвращается в далекое прошлое, когда писали на глиняных дощечках. А также привносит в нее новые приемы из каллиграфии, которой художник увлекся во время работы в Китае.
Благодаря молодому дагестанскому NFT-художнику Арсену Чачу кусочек кавказской земли можно увидеть и в метавселенной. Он проектирует фантастический мир парадоксальной архаичной антиутопии, населенный новыми кавказскими персонажами. Первыми из них стали метагорянки, созданные в 3D на основе традиционных костюмов.