Зачем идти на выставку «Виктор Цой. Путь героя»

Как устроена экспозиция
manege.spb.ru
Экспонаты для выставки предоставили около 100 правообладателей. «Это практически все материальное, вещественное, оригинальное и аутентичное, что осталось в этот мире от Цоя», — говорит куратор выставки Дмитрий Мишенин. К предложениям о различных проектах, которых за 30 лет поступало немало, семья Цоя относилась избирательно. И все же сын музыканта Александр Цой поддержал идею бюро Planet 9 и даже стал креативным продюсером выставки. «Меня интересуют взрывы, блокбастеры и эксперименты с форматами, — признается он. — Для меня в принципе то, что удалось собрать вещи, принадлежащие наследникам и коллекционерам в одном месте, — это круче, чем ”Мстители”». В выставке также участвовали отец музыканта Роберт Цой, гражданская жена Наталья Разлогова, подруга и популяризатор советской музыки в США Джоанна Стингрей и режиссер Рашид Нугманов.
Первый зал построен по принципу таймлайна: из биографических текстов, концертных афиш, документальных фото и видео здесь можно узнать ключевую информацию о жизни Цоя. Следующие десять интерактивных залов посвящены отдельным темам: например, альбомам группы «Кино», окружению, стилю и рисункам музыканта, съемках в кино и фанатской любви. В них историю Цоя обыграли с помощью тематических инсталляций: например, создали гастрольную карту и пустили бегущую строку с знаменитой фразой Цоя «Если бы я мог выбирать гражданство, я бы выбрал паспорт Диснейленда». Также перед входом выдают большие наушники с шумоподавлением и смартфон. Его нужно подносить к специальным значкам, чтобы послушать песни, воспоминания и фрагменты концертов и фильмов.
Гитары, кассеты и костюмы
manege.spb.ru
В зале «Фонотека» впервые с 1990-го года воссоединились три концертные гитары Цоя — Kramer, Alvarez и Washburn. Также здесь можно познакомиться со всеми альбомами группы «Кино» и увидеть кассеты с подписью музыканта. Когда подходишь к ним, в наушниках начинают звучать «Алюминевые огурцы» или «Звезда по имени Солнце», и возникает ощущение, что песни проигрываются прямо оттуда. В другом зале можно послушать трек из альбома «Именно сегодня и именно сейчас» группы «Новые композиторы», который Виктор Цой слушал в автомобиле перед смертельной аварией 15 августа 1990 года. Ту самую кассету для экспозиции передал биограф музыканта Виталий Калгин.
manege.spb.ru
Для выставки восстановили концертные образы Цоя, которые он придумывал сам. Вещи хранили в коробках 30 лет и, подчеркивают кураторы, ни разу не стирали после гибели музыканта. Здесь можно увидеть культовый черный образ с полурасстегнутой курткой и штанами-бананами, кимоно, купленное во время поездки в Японию в 1990 году, и пальто из фильма «Асса». А еще реплики непривычных ранних костюмов с белыми рюшами, красным пиджаком и серебристыми сапогами, которые не прижились в Ленинграде 80-х. Также на выставке представлена гастрольная косметичка с бритвой, черной подводкой, тенями и тональником — красил себя музыкант тоже сам.
Рисунки Виктора Цоя
manege.spb.ru
Многие на выставке узнают Цоя с новой стороны: он был не только музыкантом, поэтом, кинозвездой, но и художником. В самом большом зале, который называют «выставкой внутри выставки», показывают 76 работ Цоя. Вместо бумаги и холстов музыкант часто писал на кухонной клеенке, целлофановых пакетах и упаковочном поролоне. В своем творчестве он сочетал экспрессионистскую стилизацию неолитических знаков в духе А.Р.Пенка и яркие примитивистские граффити Кита Харинга: Цой часто изображал квадратных человечков, которые играют в теннис, ужинают или ловят рыбу. На выставке группы «Новые художники» в 1989 году он представил холст с фразой «Картину написать не успел», потому что из-за гастролей действительно не успел подготовить картину. Получилось вполне в духе Марселя Дюшана и Ива Кляйна, о которых советская публика тогда, конечно, не знала. А вот о Цое на Западе знали — благодаря Джоанне Стингрей, которая не только продвигала там его музыку, но и вывозила на продажу рисунки. Однажды она показала работы Энди Уорхолу — тот был впечатлен и подписал для Цоя банку супа «Кэмпбелл». Нетронутая она хранится у Стингрей и сейчас представлена на выставке.
От котельной до планетария
manege.spb.ru
Выставка подкупает не только собранием вещей, но и необычным оформлением. Авторами идеи и продюсерами выступили Александр Кармаев и Агния Стерлигова, известная своими необычными сценографическими работами. Здесь воссоздали «Камчатку» — котельную, где Цой в начале карьеры работал кочегаром. График «сутки через трое» позволял ему и зарабатывать на жизнь, и заниматься творчеством, к тому же именно здесь прошли первые сольные концерты группы «Кино». В имитированные кучи угля воткнуты лопаты и гитары, а на стене проецируется выступление музыкантов.
Зал, посвященный окружению героя, оформили в космическом стиле. Метафора довольно проста: одна планета во вселенной Цоя — один человек или связанный с ним артефакт. Например, в них вмонтированы интервью с гитаристами группы и шуба из чернобурки и енота, которую в 1889 году Цой купил своей возлюбленной Наталье Разлоговой на первый большой гонорар. В зале «Игла» в прозрачном пузыре воссоздали знаменитую сцену из фильма Рашида Нугманова: Цой в роли Моро опускается на колени и зажигает сигарету. Именно после этой картины музыкант получил всенародную любовь и группа отправилась в гастроли по городам страны. Кроме того, на выставке пофантазировали, как бы выглядел павильон для съемок киберпанк-боевика «Цитадель смерти» с Цоем в главной роли, не снятого из-за его смерти.
Цой жив
manege.spb.ru
Сразу после того как по всем теле- и радиостанциям объявили о гибели музыканта, на стене дома №37 на Старом Арбате фанаты написали: «Сегодня погиб Виктор Цой. Мы будем уважать тебя!» В ответ кто-то приписал: «Цой жив». Несмотря на то что граффити множество раз закрашивали, они появлялись вновь и вновь и уже стали достопримечательностью Москвы. Такую стену воссоздали в последнем зале выставки. Она исписана цитатами из песен, признаниями в любви и портретами Цоя. Еще здесь можно послушать кавер-версии песен, которые музыканты исполняют перед стадионами, и примеры народного исполнения, опубликованные в социальных сетях. Так Цой стал героем, который объединил несколько поколений. И, по словам куратора Дмитрия Мишенина, эта выставка и есть визуализация фразы «Цой жив».