Зачем идти на выставку «Виктор Цой. Путь героя»

15 января 2022
Дарья Мартыненко
15 января 2022
15 января в московском «Манеже» открылась выставка-байопик «Виктор Цой. Путь героя» — первая масштабная экспозиция о творчестве легендарного музыканта. В этом году ему бы исполнилось 60 лет. На выставке собрали множество личных вещей Цоя, дополнили их большими инсталляциями и оригинальными интервью. И, пожалуй, главное — показали, как он стал всеми любимым героем. Рассказываем о концепции и самых интересных экспонатах.

Как устроена экспозиция

Экспонаты для выставки предоставили около 100 правообладателей. «Это практически все материальное, вещественное, оригинальное и аутентичное, что осталось в этот мире от Цоя», — говорит куратор выставки Дмитрий Мишенин. К предложениям о различных проектах, которых за 30 лет поступало немало, семья Цоя относилась избирательно. И все же сын музыканта Александр Цой поддержал идею бюро Planet 9 и даже стал креативным продюсером выставки. «Меня интересуют взрывы, блокбастеры и эксперименты с форматами, — признается он. — Для меня в принципе то, что удалось собрать вещи, принадлежащие наследникам и коллекционерам в одном месте, — это круче, чем ”Мстители”». В выставке также участвовали отец музыканта Роберт Цой, гражданская жена Наталья Разлогова, подруга и популяризатор советской музыки в США Джоанна Стингрей и режиссер Рашид Нугманов. 

Первый зал построен по принципу таймлайна: из биографических текстов, концертных афиш, документальных фото и видео здесь можно узнать ключевую информацию о жизни Цоя. Следующие десять интерактивных залов посвящены отдельным темам: например, альбомам группы «Кино», окружению, стилю и рисункам музыканта, съемках в кино и фанатской любви. В них историю Цоя обыграли с помощью тематических инсталляций: например, создали гастрольную карту и пустили бегущую строку с знаменитой фразой Цоя «Если бы я мог выбирать гражданство, я бы выбрал паспорт Диснейленда». Также перед входом выдают большие наушники с шумоподавлением и смартфон. Его нужно подносить к специальным значкам, чтобы послушать песни, воспоминания и фрагменты концертов и фильмов.

Гитары, кассеты и костюмы

В зале «Фонотека» впервые с 1990-го года воссоединились три концертные гитары Цоя — Kramer, Alvarez и Washburn. Также здесь можно познакомиться со всеми альбомами группы «Кино» и увидеть кассеты с подписью музыканта. Когда подходишь к ним, в наушниках начинают звучать «Алюминевые огурцы» или «Звезда по имени Солнце», и возникает ощущение, что песни проигрываются прямо оттуда. В другом зале можно послушать трек из альбома «Именно сегодня и именно сейчас» группы «Новые композиторы», который Виктор Цой слушал в автомобиле перед смертельной аварией 15 августа 1990 года. Ту самую кассету для экспозиции передал биограф музыканта Виталий Калгин. 

Для выставки восстановили концертные образы Цоя, которые он придумывал сам. Вещи хранили в коробках 30 лет и, подчеркивают кураторы, ни разу не стирали после гибели музыканта. Здесь можно увидеть культовый черный образ с полурасстегнутой курткой и штанами-бананами, кимоно, купленное во время поездки в Японию в 1990 году, и пальто из фильма «Асса». А еще реплики непривычных ранних костюмов с белыми рюшами, красным пиджаком и серебристыми сапогами, которые не прижились в Ленинграде 80-х. Также на выставке представлена гастрольная косметичка с бритвой, черной подводкой, тенями и тональником — красил себя музыкант тоже сам.

Рисунки Виктора Цоя

Многие на выставке узнают Цоя с новой стороны: он был не только музыкантом, поэтом, кинозвездой, но и художником. В самом большом зале, который называют «выставкой внутри выставки», показывают 76 работ Цоя. Вместо бумаги и холстов музыкант часто писал на кухонной клеенке, целлофановых пакетах и упаковочном поролоне. В своем творчестве он сочетал экспрессионистскую стилизацию неолитических знаков в духе А.Р.Пенка и яркие примитивистские граффити Кита Харинга: Цой часто изображал квадратных человечков, которые играют в теннис, ужинают или ловят рыбу. На выставке группы «Новые художники» в 1989 году он представил холст с фразой «Картину написать не успел», потому что из-за гастролей действительно не успел подготовить картину. Получилось вполне в духе Марселя Дюшана и Ива Кляйна, о которых советская публика тогда, конечно, не знала. А вот о Цое на Западе знали — благодаря Джоанне Стингрей, которая не только продвигала там его музыку, но и вывозила на продажу рисунки. Однажды она показала работы Энди Уорхолу — тот был впечатлен и подписал для Цоя банку супа «Кэмпбелл». Нетронутая она хранится у Стингрей и сейчас представлена на выставке.

От котельной до планетария

Выставка подкупает не только собранием вещей, но и необычным оформлением. Авторами идеи и продюсерами выступили Александр Кармаев и Агния Стерлигова, известная своими необычными сценографическими работами. Здесь воссоздали «Камчатку» — котельную, где Цой в начале карьеры работал кочегаром. График «сутки через трое» позволял ему и зарабатывать на жизнь, и заниматься творчеством, к тому же именно здесь прошли первые сольные концерты группы «Кино». В имитированные кучи угля воткнуты лопаты и гитары, а на стене проецируется выступление музыкантов.

Зал, посвященный окружению героя, оформили в космическом стиле. Метафора довольно проста: одна планета во вселенной Цоя — один человек или связанный с ним артефакт. Например, в них вмонтированы интервью с гитаристами группы и шуба из чернобурки и енота, которую в 1889 году Цой купил своей возлюбленной Наталье Разлоговой на первый большой гонорар. В зале «Игла» в прозрачном пузыре воссоздали знаменитую сцену из фильма Рашида Нугманова: Цой в роли Моро опускается на колени и зажигает сигарету. Именно после этой картины музыкант получил всенародную любовь и группа отправилась в гастроли по городам страны. Кроме того, на выставке пофантазировали, как бы выглядел павильон для съемок киберпанк-боевика «Цитадель смерти» с Цоем в главной роли, не снятого из-за его смерти.

Цой жив

Сразу после того как по всем теле- и радиостанциям объявили о гибели музыканта, на стене дома №37 на Старом Арбате фанаты написали: «Сегодня погиб Виктор Цой. Мы будем уважать тебя!» В ответ кто-то приписал: «Цой жив». Несмотря на то что граффити множество раз закрашивали, они появлялись вновь и вновь и уже стали достопримечательностью Москвы. Такую стену воссоздали в последнем зале выставки. Она исписана цитатами из песен, признаниями в любви и портретами Цоя. Еще здесь можно послушать кавер-версии песен, которые музыканты исполняют перед стадионами, и примеры народного исполнения, опубликованные в социальных сетях. Так Цой стал героем, который объединил несколько поколений. И, по словам куратора Дмитрия Мишенина, эта выставка и есть визуализация фразы «Цой жив».

  • Выставка
    Виктор Цой. Путь героя
    Костюмы, гитары и рисунки Цоя в экспериментальном оформлении
    1000
После «Семи»: зарубежные и российские триллеры про маньяков на советском пространстве
После «Семи»: зарубежные и российские триллеры про маньяков на советском пространстве
После «Семи»: зарубежные и российские триллеры про маньяков на советском пространстве
Екатерина Мурашова: что делать, если ребенок не хочет учиться?
Екатерина Мурашова: что делать, если ребенок не хочет учиться?
Екатерина Мурашова: что делать, если ребенок не хочет учиться?
Фантастический триллер «Клон»: Карен Гиллан из «Стражей Галактики» сражается сама с собой
Фантастический триллер «Клон»: Карен Гиллан из «Стражей Галактики» сражается сама с собой
Фантастический триллер «Клон»: Карен Гиллан из «Стражей Галактики» сражается сама с собой
Сериал «Amore More»: эротическая трагикомедия против полиамории
Сериал «Amore More»: эротическая трагикомедия против полиамории
Сериал «Amore More»: эротическая трагикомедия против полиамории
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость