Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
27 января 2019

Русские танцы 90-х

«Афиша» продолжает публиковать серию подкастов Тагира Вагапова «Weird Radio». Новый выпуск — особенный: на сей раз в качестве героини и объекта исследования выступает русская танцевальная музыка позапрошлого десятилетия, о которой многие предпочли забыть, а зря.

 

Пора оправдывать название: новый выпуск «Weird Radio» посвящен теме, которую вряд ли кто-нибудь мог себе вообразить, а именно российской клубной электронике 90-х. Причем не каким-нибудь достойным внимания эстетствующих меломанов (простите) экспериментам, а самому что ни на есть танцевальному мейнстриму. С той, конечно, оговоркой, что ни в какой мейнстрим русское рейв-движение так и не попало, и большинство песен, составляющих микс, слышало три с половиной человека. По касательной я задевал эту тему во всех трех выпусках «Interlunation», а также в невозможной подборке «LOUD!», но давно хотел остановиться на ней подробнее.

Чем же интересна здешняя клубная сцена девяностых, кроме того, что лично автор подкаста в детстве почти ничего другого не слушал? Я бы назвал это свойство самостийностью. Отличие этой нехитрой музыки от нынешней нехитрой музыки, звучащей в эфире какого-нибудь DFM, в том, что пятнадцать лет все хоть и оглядывались на Запад (куда без этого), но не имели в виду никаких особенных меркантильных интересов — ну, скажем, попасть в эфир того же DFM или стать резидентом клуба «Рай». Не было этого пресловутого путинского гламура и желания под копирку передрать какого-нибудь Бенасси или Гетту, чтобы немедленно прославиться. Условно говоря, тогдашний гопник (а большинство песен в подборке относится скорее к проявлениям низовой культуры) с компьютером и синтезатором не равняется сегодняшнему; главные отличия — ему было интересно и он не был ограничен рыночными клише. Да и настоящие гопники, в общем-то, подоспели чуть позже — поначалу нишу осваивали по большей части профессиональные музыканты, многие — с богатым прошлым. Сейчас область электронной музыки в стране (да и в мире) сильно сегментирована — условный поп-хаус-продюсер просто не пересекается с человеком, пишущим IDM, или каким-нибудь вдохновенным юным битмейкером. Тогда же продюсеры без проблем переключались между жанрами, условно модная музыка во многом коррелировала с условно массовой. Все медленно затихло в начале нулевых — кто-то из фигурантов данной подборки окончательно переключился на студийное продюсирование поп-проектов, кто-то (как, например, Мотор из тогда еще группы Triplex) нашел себя в андеграунде, большинство же и вовсе исчезло со всех радаров.


Первая (и самая продолжительная) часть «Interlunation Dance» — это единый микс из сочинений как относительно известных представителей эпохи, так и не известных вовсе (несколько песен после тщетных поисков в интернете было оцифровано с кассет). Вторая — более дикая и смешная. Здесь есть ремикс на популярную в середине 90-х балладу, который нелегко представить себе звучащим в эфире поп-радиостанции, есть редчайший диско-трек ставшей впоследствии культовой группы «Нож для фрау Мюллер», есть песни про Бориса Ельцина и Шамиля Басаева, есть коллектив под названием «Персик и Ваня», про который ничего не известно, есть пафосный уральский евродэнс и мультяшный хеппи-хардкор из Уфы. Самый ранний трек датирован 1994-м, самый поздний — 2001-м, большая часть была записана в конце 90-х. Продолжительность (почти полтора часа, как у кассеты) и обложка — дань эпохе. В обозримом будущем — продолжение дискотеки, но уже с местным полуподпольным дэнс-попом тех же времен. Тем, кто бережет собственный рассудок, прослушивание не рекомендуется.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все