Если «Пятьдесят оттенков серого» Э.Л.Джеймс выросли из фанфика на «Сумерки», то «После» Анны Тодд — из фанфика о поп-группе One Direction и ее фронтмене Гарри Стайлзе, изначально выходившего на сайте для начинающих авторов Wattpad. Собственно, в первой версии главного героя американской писательницы так и звали: Гарри Стайлз. В Хардина его во избежание претензий пришлось переименовать, когда речь зашла о публикации бумажной книжки и ее последующих экранизациях.
Феноменальный успех «После» — тема для большого культурологического исследования, но если вкратце: Тодд удалось попасть в запрос, витавший в воздухе. После этот успех апроприировали киношники. Молодежные мелодрамы — вымирающий в кинотеатрах вид, а «После» удалось стать чем-то наподобие «Оттенков серого» для зумеров. Секс, ссоры, абьюз, сложные отношения — это облако тегов не могло не превратиться в грозовую тучу, накрывшую собой кинопрокат. Первая часть при бюджете в 14 млн долларов собрала 69,5. Большой успех! Сиквелы не могли заставить себя долго ждать, особенно учитывая то, что книжный цикл Тодд состоит из четырех романов (последний по традиции было решено разделить на два фильма). Таким образом, с 2019 года выходило по картине в год — заключительная часть релизнулась на российских экранах в прошлый четверг.
Voltage Pictures
Сейчас понятно, почему так выстрелила первая лента. Авторы не придумали ничего нового, но остроумно проапдейтили находки подростковых мелодрам конца 1990-х, когда про тинейджеров стал снимать не только Джон Хьюз. В основе любовного романа тихони Тэсс (Джозефина Лэнгфорд) и бунтаря Хардина (Хиро Файнс-Тиффин из династии Файнс) лежит романтический хит 1999 года «Это все она» (лучше знакомый отечественному зрителю по кинопародии «Недетское кино»), а если копнуть еще глубже: миф о Галатеи и Пигмалионе. Только если в «Это все она» популярный школьник брался сделать из серой мышки красавицу, то в «После» студент колледжа намерен раскрепостить прилежную ученицу, как Кристиан Грей Анастейшу Стил.
Впрочем, ближе к финалу выяснилось, что Хардин заключил с друзьями на этот счет пари. Иначе говоря, если в «Это все она» мы с самого начала знали о похожем пари, то в «После» оно превращается в настоящий сюжетный финт, который, возможно, шокирует людей, родившихся после 1999 года. Все остальные и в особенности выросшие на таком кино миллениалы только недоуменно пожмут плечами и спросят: «Кого они пытаются обмануть, ведь в ключевой сцене авторы даже нарядили главную героиню в такой же синий комбинезончик, как у Рейчел Ли Кук из «Это все она»?»
Voltage Pictures
Надо сказать, что первая часть «После» в постановке Дженни Гейдж — один из лучших эпизодов франшизы (недаром он заработал больше всего денег!). В фильме хватает кринжа, но вместе с тем авторы остроумно деконструируют многие сюжетные тропы подростковых мелодрам про колледж, а заканчивается картина и вовсе расставанием главных героев. Где такое видано? Окей, в фильме «500 дней лета»! Но в ромкоме Марка Уэбба сразу читалась постироничная интонация, а «После» — кино все-таки попроще и поглупее, поэтому было неожиданно увидеть такой фортель от него в финале.
В режиссерское кресло «После. Глава 2» продюсеры позвали тяжелую артиллерию в лице Роджера Камбла — постановщика другого молодежного хита 1999 года: «Жестоких игр» с Сельмой Блэр, которая в «После» сыграла маму главной героини. Но это не сильно помогло франшизе. Сиквел оказался тем еще позорищем: конфликты теперь были совсем высосаны из пальца, лучшее боролось с хорошим, герои чуть что, сразу снимали штаны, а второстепенный актерский состав начал меняться буквально на глазах (например, сложно было узнать мачеху Хардина Карен!).
Voltage Pictures
В общем, из «Оттенков серого» для зумеров «После» стало превращаться в какую-то «Санта-Барбару» — без БДСМ и ролевых игр, но с книжным издательством и Диланом Спраусом во френдзоне (попробуйте, кстати, отличить его от брата-близнеца Коула из «Ривердэйла»!). Потом Камбл правда снял Спрауса в отличной романтической комедии «Мое прекрасное несчастье», а в «После» наступили темные времена. Сборы фильмов начали падать, а сами картины — становиться все хуже и хуже. При этом «После», как и поттериана (смешно, что Файнс-Тиффин до этого играл юного Волан-де-Морта), нашло наконец свою режиссерку, которая должна была довести франшизу до победного конца — им стала Кэстил Лэндон.
Voltage Pictures
Скажем прямо, третью и четвертую части («После. Глава 3» и «После. Долго и счастливо») можно было бы смонтировать в один фильм, потому что там ничего толком не происходит! Герои достигли таких высот томления, что им позавидуют даже персонажи «Сумерек», а вся драматургия была буквально высосана из пальца. «Ах, Хардин, мы не можем быть вместе!» — «Ах, Тесса, мы действительно не можем быть вместе!» — говорили друг другу главные герои, после чего сразу же начинали заниматься сексом, что интересно, никогда не забывая предохраняться. От смонтированной встык с кипящим чайником сцены соития вытекали глаза, а от латиноамериканской по накалу истории с отцами Хардина и Тесс вяли уши. К тому же внезапно выяснилось, что Хардин все это время писал книгу про отношения с Тесс — и издательство готово оторвать рукопись с руками.
Voltage Pictures
Короче говоря, в финале четвертого фильма «После» попыталось превратиться в «Перед...» (то есть в романтическую трилогию Ричарда Линклейтера: «Перед рассветом», «Перед закатом» и «Перед полуночью»), но произошло это так натужно, что, право слово, было страшно представить, что будет в пятой части. Казалось, франшиза окончательно провалилась в бездны звенящей пошлости и ничто ее уже не способно спасти. Однако «После. Навсегда» внезапно оказалось приличным кино. Авторы пошли на радикальный шаг: сняли фильм не про Хардина и Тесс, а про Хардина, точнее, про то, как он переживает свое расставание с Тесс (Джозефина Лэнгфорд не появляется в картине вплоть до финала).
Такой ход подействовал освежающе. Так, по сюжету у Хардина писательский блок: он не может взяться за написание второй книги, Тесс игнорирует его сообщения, поэтому он отправляется на португальский курорт, чтобы извиниться перед другой девушкой, Натали (Мими Кин), которой когда-то сделал больно. Понятно, что, только разобравшись с призраками прошлого, можно двигаться дальше, но в «После. Навсегда» подкупает не эта навязчивая мораль, а пляжный вайб имени Патриции Хайсмит. Кажется, еще чуть-чуть, и Хардин превратится в талантливого мистера Рипли — неслучайно франшиза изначально затевалась как фанфик. В ней оказалось намешено столько всего, что в пятой (самой взрослой и спокойной) части этот кросс-культурный коктейль начал по-настоящему бить в голову.
Voltage Pictures
Не обошлось, конечно, и без метаюмора: девушки на пляже говорят Хардину, что в кино его мог бы сыграть Гарри Стайлз (хотя сам актер пугающе стал похож на Пола Уокера), а вторая книжка Хардина называется «До». «До» и «После» — название почти как у сериала Дарьи Мороз! И пусть от сахарного финала «Навсегда» может начаться диабет, стартовавшая за здравие франшиза все-таки умудрилась не закончиться за упокой.
«Слава богу, это закончилось!» — произнесла одна зумерка на сеансе, когда пошли титры. Лучше и не скажешь.