Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
11 июня 2023

«Шумахеркат»: какой фильм про Бэтмена мы потеряли?

Евгений Ткачёв
На днях режиссер и известный гик Кевин Смит похвастался, что видел расширенную версию фильма Джоэла Шумахера «Бэтмен навсегда», так называемый Preview Cut One. И не просто видел, а у него есть копия полного издания «Бэтмен навсегда». «Наверное, мне не следовало бы об этом говорить, а то Warner Bros. отберет у меня билет на премьеру „Флэша“», — пошутил режиссер. А 19 июня он пообещал разобрать картину в своем подкасте. Не дожидаясь этого события рассказываем про режиссерскую версию фильма «Бэтмен III: Навсегда» Джоэла Шумахера, которая пока, к сожалению, так и не увидела свет.

Посмотрели «Снайдеркат»? Так знайте, что нам дико повезло, что HBO Max решил увеличить число своих подписчиков за счет «Лиги справедливости Зака Снайдера», ведь этой режиссерской версии могло бы не быть, если бы власть в кино (в том числе благодаря пандемии) не захватили стриминги. Когда-то режиссерки выходили в специальных подарочных VHS, DVD и Blu-Ray-боксах, и ни о каких досъемках (помимо 300 млн долларов, «Уорнеры» потратили на фильм еще 70 млн) и речи не шло. А могли и вообще не выйти. Так, режиссерская версия «Бэтмена: Навсегда» (1995) Джоэля Шумахера так и не увидела свет.

О ее существовании заговорили летом 2020 года, после смерти Шумахера и после того, как студия дала зеленый свет «Снайдеркату». Был запущен флешмоб #ReleasetheSchumacherCut, который призывал выпустить фильм и который поддержал Кевин Конрой, официальный голос Бэтмена в анимационных фильмах по комиксам DC. После сценарист Марк Бернандер и режиссер Кевин Смит подтвердили существование режиссерской версии Шумахера общей длительностью 170 минут (кинотеатральная, напомним, длится 129 минут). Также ее существование подтвердила студия, однако киноиндустриальный вестник Variety поставил под сомнение релиз режиссерской версии (дескать, Warner Bros. не заинтересована в ее выпуске, к тому же компания не уверена, что она сохранилась спустя последние 25 лет).

Фантазия на тему того, как бы выглядел «Шумахеркат», если бы его решили выпустить на HBO Max.

Откуда взялся «Шумахеркат»? Дело в том, что режиссер изначально хотел сделать гораздо более мрачное кино, такое же, как у Тима Бертона, который на третьем фильме выступил лишь в качестве продюсера (в то время как исполнитель роли Темного рыцаря Майкл Китон и вовсе покинул проект, его заменил Вэл Килмер). Однако студия была против: она уже наелась депрессивной второй частью «Бэтмен возвращается», поэтому хотела чего-то повеселее, чтобы увеличить продажи игрушек и мерчендайза (затем все это вылилось в адский треш под названием «Бэтмен и Робин», который создавался исключительно как промо коллекционных фигурок). В итоге из «Навсегда» было вырезано около 40 минут. О том, каким бы мог быть фильм, можно судить по удаленным сценам, которые просочились в сеть. 

Например, картина начиналась не с переодевания Брюса Уэйна в костюм Темного рыцаря в бэт-пещере, а с довольно жуткой сцены побега Харви Дента из психиатрической лечебницы «Аркхэм»:

Интересно, что ее также можно обнаружить в официальной комикс-адаптации фильма, написанной сценаристом Деннисом О’Нилом и вышедшей в том же 1995 году (на русском — в 1996-м):

Помимо этого, «Шумахеркат» сильнее концентрировался на внутреннем мире Брюса Уэйна и его кошмарах, связанных со смертью родителей. Бэтмен должен был найти дневник отца, из которого бы узнал, что он не виноват в смерти родных, их бы все равно рано или поздно убили. Также он должен был встретиться со своими материализовавшимися страхами — антропоморфным монстром в виде летучей мыши:

Кроме того, у Брюса было еще больше совместных сцен с дворецким Альфредом (Майкл Гоф) и своим будущим напарником Робином (Крис О’Доннелл):

Схватка Темного рыцаря с Двуликим (Томми Ли Джонс) на вертолете была длиннее, а Харви Дент обвинял Брюса в том, что он «тоже убийца»:

Была даже кэмповая, совершенно в духе Шумахера сцена в глэм-парикмахерской, где Бэтмену предлагают подравнять ушки:

Также на производственных кадрах со съемок видно, как Загадочник (Джим Кэрри) усыпляет докторку Чейз Меридиан (Николь Кидман) с помощью огромного шприца. Этот эпизод также можно найти в комиксе:

Говорят, битва между Робином и Двуликим на острове Когтя была длиннее, а оригинальный финал содержал более триумфальную концовку: Бэтмен и Робин по зову бэт-сигнала стоят на крыше у гаргульи:

К слову, этот финал сохранился и в комиксе:

С большей частью вырезанных сцен можно ознакомиться здесь.

Заметим также, что «Бэтмен: Навсегда» должен был стать завершающей частью трилогии Бертона и Шумахера, а Шумахер надеялся экранизировать «Бэтмена: Год первый» — один из самых впечатляющих комиксов про Темного рыцаря, но ему не удалось этого сделать. Экранизация состоялась только спустя 16 лет, но в виде мультфильма. Впрочем, в какой-то степени адаптацией «Года первого» можно назвать «Бэтмена» Мэтта Ривза и нолановскую картину «Бэтмен: Начало».

Как написано в книге Рида Таккера «Marvel vs DC: Великое противостояние двух вселенных», она состоялась «после того, как критики закидали камнями предыдущие два фильма — «Бэтмен навсегда» 1995 года и «Бэтмен и Робин» 1997 года, а студия решила двигаться в другом направлении. Больше никаких бэт-сосков и никаких «холодных» шуточек в исполнении Шварценеггера. Франшизе Бэтмена нужно было новое позиционирование, чтобы убрать из образа героя театральность, так же как фильм Тима Бертона 1989 года стер из памяти бестолковый телесериал 1966 года». Нолан сделал ставку на суровый и мрачный реализм — и не прогадал! Его трилогия про Темного рыцаря стала суперуспешной, как в коммерческом смысле, так и в плане паблисити.

Однако критика в адрес «Бэтмена: Навсегда» все же не совсем справедлива. Если «Бэтмен и Робин» — действительно кино за гранью добра и зла (перед смертью Шумахер, впрочем, успел извиниться за бэт-соски), то третья часть, даже в таком компромиссном виде, совсем не плохой фильм. Да, Шумахеру пришлось уйти от мрачной бертоновской атмосферы к более яркой и взрывной стилистике, но вместе с тем у него получилось цельное, осмысленное высказывание с цитатами из Айн Рэнд, сатирой на телепропаганду и исследованием природы дуальности.

В «Бэтмен: Навсегда» просочились либертарианские идеи Айн Рэнд (см. «Атлант расправил плечи») по поводу того, что «мир держится на плечах бизнесменов» даже на уровне архитектурных сооружений.

Например, в финале Бэтмен говорит Загадочнику, что он Бэтмен не потому, что обязан, а потому что хочет им быть: от этого у героя Джима Кэрри взрывается мозг, да и у зрителей, признаться, тоже. Фильм Шумахера ставит жирную точку в плане того, как в Брюсе Уэйне спокойно уживаются два человека. Бэтмену удается принять обе свои сущности, чего не скажешь про Двуликого, который в итоге погибает. Жаль, конечно, что, в отличие от «Снайдерката», мы вряд ли увидим «Шумахеркат», но, даже несмотря на это, третий «Бэтмен» все равно останется в наших сердцах навсегда.  

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

В этой статье

6.2
Бэтмен III: Навсегда
1995, Боевик
Бэтмен и Робин против Двуликого и Человека-Загадки

Подборки Афиши
Все