Москва
17 января 2022

Режиссеры, ставящие спектакли для семейного просмотра. Продолжение

Алексей Гончаренко
Продолжение представления режиссеров, которые ставят спектакли для детей и подростков. Повторимся, что это не рейтинг.

Почитать первая часть 

Валерий Баджи

Главный режиссер Московского детского камерного театра кукол Валерий Баджи ставит спектакли на известные сюжеты, повышая степень уюта в пространстве и без того душевных сказок. В «Серебряном копытце» Даренка и Кокованя в исполнении трогательных марионеток находят друг друга. В «Знакомьтесь: Винни-Пух!» все домочадцы, только что проводив Кристофера Робина на учебу, собираются вместе, чтобы уже для себя сыграть его любимую историю. В «Ухти-тухти и компании», поставленном в МТК, главная героиня сказок Беатрис Поттер возвращается в дом своего детства, место силы.

 

Женя Беркович

Женя Беркович называет себя режиссеркой, не сдерживает эмоции на свой странице в фейсбуке и умеет работать с подростками. Именно им адресованы ее спектакли на острые темы. Всемирный потоп — время и место действия «Пингвинов» в МТЮЗе, где заглавные персонажи и Голубка — нелепые, способные на эмпатию недотепы — рассуждают о Боге. 90-е годы прошлого века, грузино-абхазская война — время и место действия «Считалки», спектакль команды «Дочери Сосо» идет в сводчатом пространстве Боярских палат СТД РФ. Главным героиням — 13 лет, и актрисы играют прозаический текст Тамты Мелашвили словно музыкальное произведение, эмоционально и технично. 

 

Владимир Богатырев

Владимир Богатырев — режиссер классической школы, ему важны в первую очередь отношения персонажей, даже если это карандаши, метелки и скрипучая дверь из произведений Евгения Клюева. Спектакль «Сказки на всякий случай» вышел в РАМТе в 2006 году, справедливо получил много премий и до сих пор ценен в репертуаре. Действие двух других постановок в том же театре — «Зимний лед» по книге «Зима, когда я вырос» Петера ван Гастела и «В добрый час!» по пьесе Виктора Розова — происходит после Второй мировой войны, в них молодые главные герои, выбирая свой жизненный путь, принципиально придерживаются нравственных идеалов.

 

Марфа Горвиц

Без спектаклей Марфы Горвиц «Бесстрашный барин» в РАМТе и «Золушка» в театре «Практика» трудно представить себе современный российский театр для детей. Не случайно каждый из них был удостоен в той или иной номинации премии «Золотая маска». Русская народная сказка из сборника Афанасьева и пьеса Жоэля Помра на известный сюжет — чрезвычайно смешные спектакли с терапевтическим эффектом, зрители вслед за персонажами могут избавиться от заблуждений.

 

Филипп Гуревич

Филипп Гуревич любит работать с современными пьесами, а к его спекqтаклям подходит булгаковское определение «из музыки и света». «Ганди молчал по субботам» в «Школе современной пьесы», «Василисса» в РАМТе, «Мам, а кто это на фото?» в «Современнике» — истории о, как ни странно, созидательных подростковых бунтах, во время которых происходит самопознание. Если вам «зайдут» спектакли Гуревича в Москве, можно съездить в Тверской ТЮЗ на «Хлебозавод», в котором пьеса в стихах Алексея Олейникова монтируется с вербатимом.

 

Мария Литвинова и Вячеслав Игнатов

Создатели театра «Трикстер» сотрудничают с разными театрами. В Центре драматургии и режиссуры зрители вместе с актерами разделяют ответственность за повороты сюжета, решая, кто будет главными героями («Сказка, которая не была написана»), и активно лежат под одеялом на семинаре светилы Храпаняна («Школа сна»). Невероятно красивые оперы с куклами «Дидона и Эней», «Китаянки», «Король Артур» появляются в афише нечасто, еще их надо искать в разных пространствах, как выслеживают эльфов персонажи и зрители интерактивного спектакля Марии Литвиновой и Вячеслава Игнатова «Осторожно, эльфы!» в Театре Наций.

 

Георгий Исаакян

В спектаклях для взрослых режиссер Георгий Исаакян возвращает в программу барочный оперный репертуар. В спектаклях для детей его внимание в первую очередь отдано современным композиторам, которые тем не менее в основном работают в классическом ключе. Но вместе со спектаклями на музыку Михаила Броннера и Александра Чайковского в Театре им. Наталии Сац идут «Любовь к трем апельсинам» Сергея Прокофьева и «Красная Шапочка» Цезаря Кюи, в которых сказочные сюжеты поданы глазами ребенка, который является хотя и не главным действующим лицом, но важным персонажем-наблюдателем.

 

Александра Ловянникова

Александра Ловянникова — художник по образованию, окончившая мастерскую Дмитрия Крымова в ГИТИСе и вслед за мастером пришедшая в режиссуру. Но она не делает, как можно ожидать, красивые спектакли со сменой декораций и костюмов, а, напротив, обнаруживает возможность для театральной игры в повседневных предметах и материалах — бумаге и картоне, одна из постановок в «Домике Фанни Белл» так и называется — «Я делаю мир».

 

Ольга Устюгова и Юрий Устюгов

Созданный Устюговыми «Первый театр» — единственный в Москве, работающий исключительно и принципиально для зрителей от 1 года, представляя так называемый беби-театр, в котором нет разделения на сцену и зал, а зрители активно подключают все свои возможные коммуникации с произведением искусства, в том числе тактильные. Также в Московском театре кукол, согласно календарю, идут спектакли Устюговых «Театр на ладошке», посвященные временам года.

 

Ольга Шайдуллина и Антон Калипанов

«Таратумб», «Кук Lab» — это все они — композитор и режиссер Ольга Шайдуллина и актер и режиссер театра кукол Антон Калипанов. Поэтому в их работах важны и органично дополняют друг друга визуальная и аудиальная составляющие. Действие сказок русских писателей «Аленький цветочек» (по Сергею Аксакову) и «Как найти Вифлеем» (по Валерию Брюсову) тактично связано с современными реалиями и ритмами. Для подростков must see — спектакль — лауреат «Золотой маски» «И дольше века длится день», в котором реальные предметы из фондов Музея истории ГУЛАГа играют на равных с актерами и куклами.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все