Москва
«Пиноккио» Маттео Гарроне: возвращение сказки с большим носом
На открытии кинофестиваля «Дух огня» в Ханты-Мансийсике показали новый фильм современного итальянского классика Маттео Гарроне — «Пиноккио» по знаменитой сказке Карло Коллоди. Редактор «Афиши» Евгений Ткачёв нашел в нем много всего поучительного.
Евгений Ткачёв
Редактор «Афиши»
8 марта 2020

Столяр Джеппетто (Роберто Бениньи) был беден, но трудолюбив. Однажды он решил сделать из куска полена куклу, которая ожила и стала ему сыном. Джеппетто назвал куклу Пиноккио (Федерико Иелапи). Та оказалась любопытной и непоседливой и убежала от своего создателя, несмотря на все предупреждения Говорящего Сверчка (Давиде Маротта). По пути Пиноккио встретились хозяин театра марионеток Манджафуоко (Джиджи Пройетти), прохиндеи Лис и Кот (шикарные Массимо Чеккерини и Рокко Папалео), а также синеволосая фея-богиня (Марина Вакт), которая в большей степени поспособствовала превращению куклы в настоящего мальчика.

Большинству зрителей сказка Карло Коллоди знакома по диснеевской анимационной экранизации, хотя фильмов про деревянного человечка на самом деле было великое множество (один из самых жутких — «Пиноккио и Император Тьмы», один из самых нелепых — «Пиноккио» Роберто Бениньи, который в новом фильме реабилитировался за тот промах). В отечественное же сознание этот персонаж и вовсе проник благодаря толстовскому ремейку, в котором его звали Буратино (и который тоже обзавелся собственной экранизацией, на ней выросло не одно поколение российских зрителей). Возможно, есть что-то такое в этом герое, что заставляет возвращаться к нему снова и снова. Главным образом то, что в Пиноккио оказался воплощен хрестоматийный и вечный архетип одушевленной марионетки, которая так привыкла, что ее дергают за невидимые ниточки, что никак не может взять судьбу в свои руки и стать настоящим человеком (знакомая картина, да?). Пиноккио — ходячее воплощение лености и глупости, которые можно преодолеть только ответственностью и упорным трудом, даже если в твоей голове одни опилки.

Режиссер Маттео Гарроне («Гоморра», «Догмэн») в этом смысле не стал изобретать велосипед и честно экранизировал Коллоди. Однако, несмотря на то, что фильм предельно конгениален сказке (и отступает от ее фабулы лишь в деталях), в нем все равно есть узнаваемая авторская интонация, которая визуально вырастает из того, что Гарроне отлично понимает: сказка — это история не только для и про детей. Еще в своем предыдущей, будоражащей картине «Страшные сказки» (на самом деле «Сказки сказок») режиссер отлично ухватил ее истинный смысл: настоящая сказка не сахарная вата. Она жестока, кровава и универсальна. В ней на каком-то физиологическом уровне защиты не только мораль и урок, но и настоящий ужас, который Гарроне удается удачно ретранслировать (несмотря на возрастной рейтинг 6+, в фильме есть несколько гран-гиньольных моментов, которые украсили бы любой хоррор). А еще в сказке по обыкновению оказывается спрятан (золотой) ключик ко многим тайнам мироустройства. Режиссер бесстрашно отпирает эту дверь, за которой прячется конформизм и приживательство, унижение и достоинство, деньги и власть, скверный капитализм и тоталитарная судебная система (обезьяноподобный судья резонно замечает, что нынче сажают не тех, кто виновен, а тех, кто не виновен), а также абьюз над детьми.

Во всем этом, конечно, можно легко найти отголоски современности, но только потому, что Гарроне, как и Коллоди, работает не с сиюминутными, а с вечными вещами, которые никогда не перестанут быть актуальными. Вообще в новом «Пиноккио» такая концентрация смыслов, которая превосходит любой диснеевский фильм. За счет накопительного эффекта этих смыслов в финале картина обрастает каким-то важным высказыванием про то, что ложь растет так же быстро, как и нос, и когда она становится совсем огромной, ее уже невозможно не замечать. Про то, что Поле чудес, на котором растет денежное дерево, — это сладкий сон, мираж (растет только курс евро). Про то, что стать настоящим человеком — это не Поле чудес перейти, а многие и поныне добровольно предпочитают жить в Стране дураков.


В российский прокат «Пиноккио» выйдет 12 марта.