Москва

Могут ли животные выдыхать огонь, есть ли жизнь на дне океана — ученые из Политеха отвечают на вопросы детей

24 апреля стартует новый офлайн-сезон «Университета детей» Политеха, на выездных занятиях ученики побывают в МИСиС, Сколтехе, Лаборатории нейробиологических основ когнитивного развития НИУ «ВШЭ», МГУ имени Ломоносова и вместе с учеными ответят на вопросы, которые их волнуют. Несколько вопросов мы уже задали, и вот ответы.
16 апреля 2021

В «Университете детей» есть три направления для студентов разного возраста: «Энергия» — для детей 7–8 лет, «Импульс» — для детей 9–10 лет и «Вектор» — для детей 11–14 лет. Выбрали вопросы для каждого из них.

«Энергия»

Может ли хоть одно животное выдыхать огонь, как это делают драконы? 

Ярослав Резчиков, ординатор Медицинского института РУДН по специальности «Сердечно-сосудистая хирургия», куратор и преподаватель медицинского отделения Летней экологической школы

Если животное начнет дышать огнем, оно столкнется с двумя проблемами: необходимостью топлива и очень высокими температурами горения топлива, которое тело и внутренние органы животного каким-то образом должны будут выдерживать. Бензин или, например, ракетное топливо не найти в природе, а газ горит при температуре около 900°С. При этом температура ожога кожи человека начинается от 45°С.
Огнеупорных животных природа еще не придумала, но есть существа, которые способны выпускать из своих тел очень горячие и едкие вещества! 

Например, жук-бомбардир умеет выстреливать саморазогревающейся токсичной смесью химических веществ. Если на жука нападает большой противник, например мангуст, то он брызгает из брюшка струей кислоты со скоростью 10 м/с, которая в полете разогревается до 100°С.

Внутри брюшка у жука-бомбардира расположены 3 камеры. В одной — каталаза, во второй — пероксидаза, и еще одна камера для смеси этих реактивов. Чтобы выстрелить, жук смешивает каталазу и пероксидазу в третьей камере, где в результате химической реакции выделяется много газа. Давление в камере нарастает, после чего открывается специальный клапан, и жидкость под напором выстреливает в окружающую среду. Реактивы поступают небольшими порциями, поэтому камера успевает остыть перед следующим выстрелом. Этот процесс продолжается по кругу до тех пор, пока не истощаются запасы жидкостей. Такая удивительная механика выстрела защищает камеру от повреждений и дает ей время на охлаждение.

Как победить в любой игре?

Никита Дешин, аналитик «Тинькофф»

На выигрыш в разной степени и в разных играх могут влиять ваш опыт, мастерство, талант и удача. Но везде одинаково важно знание выигрышных стратегий. Стратегия — это обобщенный план действий в разных ситуациях, возникающих в игре. В некоторых играх, как, например, в футболе, составить точно выигрышный план сложно. Там слишком много случайных факторов. Но в других играх — вполне возможно.

Выигрышная стратегия при игре в рулетку называется удвоением ставок. Правда, чтобы ее реализовать, нам нужно иметь огромное количество денег для бесконечного повышения ставок, а казино должно быть готово вернуть нам все наши деньги и заплатить столько же сверху.

Давайте рассмотрим упрощенную игру в рулетку. На колесе может выпасть 1 или 2. Если 1 не выпало, мы потеряли одну монетку. Если вы проиграли монетку, можно схитрить и поставить не одну монетку, а две на следующий бросок. Если вы выиграете, вы все отыграете. Получается, мы либо выигрываем, либо удваиваем ставки. Но нам может не повезти, тогда мы все проиграем!

Кроме удвоения ставок есть другие способы, которые могут помочь нам не проигрывать. В крестиках-ноликах, например, — ходить первым. Если играют два человека и оба знают, как ходить, получается ничья. Никто не допустит победы другого игрока. В этой игре важно умно играть, но важно и быть первым игроком. У второго игрока практически нет шансов. Таким образом, в зависимости от типа игры мы можем просчитывать шаги, ходить первым или вторым и управлять исходом игры.

«Импульс»

Когда нас заменят роботами?

Нафиков Айнур Марсович, тьютор Робоцентра НИТУ «МИСиС», аспирант НИТУ «МИСиС»

С одной стороны, однозначно ответить на данный вопрос пока невозможно, так как вопрос довольно-таки комплексный и требует более глубокой проработки. С другой стороны, замена человека роботами подразумевает полное отсутствие людей, например, в промышленности, что в текущих реалиях недостижимо. Если рассматривать динамику плотности роботизации, то даже при позитивных оценках в ближайшие 50 лет количество роботов будет меньше рабочих, задействованных в промышленности. В-третьих, не все отрасли полностью прошли через этап автоматизации, а некоторые даже еще не «механизированы».

«Вектор»

Кто проживает на дне океана?

Геннадий Борисенко, океанолог, научный сотрудник лаборатории геохимии Института океанологии имени П.П.Ширшова РАН

Те, кто проживает на дне океана, называются донными животными и относятся к экологической группе бентос. Чтобы их изучать, океанологи запускают особые устройства ROV — с английского это означает «управляемый подводный аппарат». С помощью них можно посмотреть на представителей этой экологической группы: кораллов, морских огурцов, моллюсков, губок, морских ежей и звезд. У донных организмов особый внешний вид. Взгляните на себя: ваша левая половина тела похожа на правую. То же и с прибрежными обитателями: например, с крабом или дельфином. У донных организмов все наоборот. У кораллов или морских ежей есть центр и лучи — такое строение помогает организму захватывать пищу со всех сторон. Такая симметрия называется лучевой. 

Донные обитатели могут быть и хищниками, и илоедами — это те, кто питается мелкими частичками органики, падающей на дно сверху. Среди них есть даже фильтраторы — очень важная экологическая группа. Двустворчатые моллюски, например мидии и устрицы, таким образом очищают водоемы. При этом классификация донных обитателей постоянно дробится, постоянно открываются новые виды. Правильно говорят, что океан — это настоящий космос, который до сих пор полностью не изучен. Посмотреть на подводных обитателей вы можете тут, а еще мы очень рекомендуем ютьюб-канал Национального агентства океанических и атмосферный исследований США.

Как понять себя и других?

Татьяна Шульц, психолог

Люди пока не придумали способ понять себя и других абсолютно объективно. Психологи для решения этой задачи используют разные методы: чаще всего что-нибудь внешнее. Например, тест: человек отвечает на вопросы либо рисует картинку, а в конце получает описание какой-либо части себя. Или в беседе психолог наводит человека на мысль о самом себе в более объективном смысле, задавая вопросы и наблюдая за собственными реакциями: он старается быть таким «зеркалом», чтобы помочь человеку разглядеть себя в тех местах, куда он раньше не заглядывал. Правда, чтобы психологу быть «гладким зеркалом», нужно долго учиться и долго работать над собой.

Самый доступный способ понять себя и других — общение и взаимодействие с другими. Если бы человек жил на необитаемом острове и вокруг него никого бы не было, ему было бы сложно оценить или описать себя, так как почти всегда это что-то сравнительное. Например, он знал бы, что он сильный, но не знал, какими являются другие, как еще бывает. При общении вы все время сталкиваетесь с какими-то особенностями — себя и других. Поэтому важно наблюдать и задавать вопросы, когда происходит что-то, чего вы не понимаете или не принимаете. Посмотрите, например, что говорит человек, и, если вам что-то непонятно, спросите его: «Почему ты так говоришь?» Так вы не только лучше узнаете человека, но и самого себя, сравнивая его ответ с вашими представлениями.


«Университет детей» — образовательный проект Политехнического музея для детей от 7 до 14 лет. Организаторы предлагают детям не слушать скучные лекции, а знакомиться с научным методом на практике и исследовать мир вокруг. Здесь нет экзаменов, детей не делят на гуманитариев и технарей, а формат занятий очень разнообразен: участники работают самостоятельно и в группах, готовят проекты, участвуют в экспериментах и обсуждениях.

Занятия будут проводиться в группах до 15 человек. Офлайн-семестр состоит из четырех выездных занятий по субботам — 24 апреля, 15, 22 и 29 мая. Абонементы доступны на сайте проекта до 17 апреля. Полную программу можно посмотреть здесь.