Иван Константинович Айвазовский. К 200-летию со дня рождения
Несколько сотен полотен самого известного отечественного мариниста
Поводом к масштабной экспозиции стало 200-летие со дня рождения главного и самого известного отечественного мариниста. Насколько фигура Айвазовского важна для русской культуры, говорит то, что выставка заняла оба крыла корпуса Бенуа. Несколько сотен полотен привезли из нескольких музеев, в том числе из Третьяковской галереи, а также частных собраний. Хотя выставка частично повторяет большую летнюю экспозицию в московском музее, она отличается составом произведений. Количество полотен, представленных в Русском музее, красноречиво говорит о том, что Айвазовский был сверхплодотворным автором, за что его критиковали и одновременно любили современники. Погрузиться в каждую картину едва ли получится, а вот проникнуться разными состояниями моря Айвазовского точно стоит.
Русский музей, до 20 марта
Ян Фабр. Рыцарь отчаяния — воин красоты
Ученики важнейшего отечественного художника XX века
Отправная точка экспозиции в Русском музее — преподавательская деятельность Кузьмы Петрова-Водкина. Сменив в 1910 году на учительском посту Льва Бакста в частной школе Званцевой, Петров-Водкин собрал вокруг себя несколько десятков учеников. Когда он был профессором в Академии художеств, число его последователей в разы увеличилось. При этом художник был строгим педагогом, во многом довлеющим над подопечными и однажды заметившим: «Я не плодил дилетантов». Выставка впервые собрала произведения тех авторов, кто сохранил свою индивидуальность, переосмыслив установки учителя, — Александра Самохвалова, Герасима Эфроса, Владимира Малагиса и других..
Эрмитаж, до 30 апреля
Матильда. Костюм к фильму Алексея Учителя
Семьдесят костюмов, созданных специально для исторической драмы
Фильм Алексея Учителя «Матильда» только готовится к выходу — премьера ленты об отношениях балерины Матильды Кшесинской с императором Николаем II запланирована на октябрь этого года. Самые яркие костюмированные сцены этой исторической мелодрамы снимали в Юсуповском, Елагином и Екатерининском дворцах. Именно в Большом зале Царскосельского дворца сейчас можно увидеть около 70 костюмов, отшитых специально для фильма. Коронационные и бальные платья, военные мундиры, униформа прислуги, церковные облачения и аксессуары — всего около 7000 предметов создавались по историческим источникам и образцам конца XIX века. Избранные вещи из «царского» гардероба представлены в барочном интерьере Франческо Бартоломео Растрелли.
Музей-заповедник «Царское Село», до 17 апреля
Из сервизных кладовых. Убранство русского императорского стола XVIII — начала XX века
Нарядные столы российских императоров
Сервизные кладовые — это дворцовые комнаты, в которых хранили императорский фарфор. Оттуда его доставали по особым случаям для украшения самых важных приемов и торжеств. Оберегались предметы не как посуда, а как произведения искусства: среди личных приобретений монарших особ и дипломатических поднесений были фарфоровые сервизы, посуда из серебра и бронзы, а также настольные скульптуры. Масштабная экспозиция в Зимнем дворце собрала более тысячи предметов, которые украшают десятки столов так, что можно представить, как выглядели роскошные императорские приемы при Екатерине II, Павле I и Николае II.
Эрмитаж, до 20 марта
Мариано Фортуни. Волшебник из Венеции. Коллекционер. Художник. Кутюрье
Роскошные ткани и изделия прославленного итальянского дизайнера
Роскошные ткани с восточными орнаментами, парчовые и шелковые платья и эскизы к ним — работы Мариано Фортуни привезли в Эрмитаж из венецианского музея-палаццо, где испанский дизайнер жил долгое время. Сын художника-ориенталиста Мариано Фортуни-е-Марсала прославился собственными наработками по нанесению рисунка на ткань — эффектные градации цвета и фактуры можно в деталях изучить на экспозиции. Кроме того, в дополнение к произведениям Фортуни Эрмитаж достал из хранилищ итальянские средневековые и ренессансные ткани, античную скульптуру и восточную керамику, которые служили вдохновением для художника.
Эрмитаж, до 13 марта
Иван Горшков. Гиперпрыжок и муравьед
От Маяковского до Агузаровой: эпатажные образы русских художников
Выставка, собравшая вещи из нескольких российских музеев и частных коллекций в Шереметевском дворце в рамках театрального фестиваля «Дягилев P.S.», посвящена связи искусства прошлого века с этническими традициями: рядом с манифестом будетлян «Почему мы разукрашиваемся?» расположены костюмы и маски из коллекции Этнографического музея. Начиная с эпохи авангарда костюм стал неотъемлемой частью художественных акций. Русские футуристы разрисовывали свои лица, Маяковский носил желтую блузу — все это напоминает о древних обрядах с ритуальными переодеваниями. Кроме того, здесь представлены эпатажные образы современных художников, которые экспериментировали над своими обличьями в 1980–1990-е годы — Андрея Бартенева, Влада Мамышева-Монро, Жанны Агузаровой и других.
Галерея Марины Гисич, до 20 апреля
Михаил Шемякин. Художник и театр
Костюмы, эскизы и декорации для нескольких балетных постановок
В «Эрарте» собрали около сотни объектов, которые ассоциируются с именем едва ли не главного итальянского режиссера XX века Федерико Феллини. Центральное место занимают оригинальные костюмы из его кинолент. Здесь и платье, в котором героиня Аниты Экберг Сильвия купалась в фонтане Треви в фильме «Сладкая жизнь», и барочные одеяния героев «Казановы», и цирковые наряды персонажей «Дороги». Костюмы дополнены фотографиями режиссера на съемочной площадке, киноафишами и фрагментами декораций. Вся творческая биография Феллини представлена здесь через оригинальные объекты середины XX века.
Музей театрального и музыкального искусства, до 16 апреля
Best of West. Лучшие фотографии Дина Уэста
Сказочные рекламные снимки прославленного австралийца
34-летний австралиец Дин Уэст дважды получал титул лучшего рекламного фотографа мира: он работал над рекламными кампаниями для Bombay Sapphire и Disney, телеканалов MTV и Fox. Каждый его снимок — это композиция с множеством бутафории, декораций и персонажей, которых Уэст выстраивает часами — и то только после многомесячной подготовки. В итоге перед зрителем оказывается красочный и вылощенный снимок со сказочным или фантастическим сюжетом, который можно подолгу рассматривать. На выставке в «Эрарте» представлены четыре фотосерии Уэста — от пейзажной «Олимпии» с ярко-зелеными джунглями до сюрреалистических «Измышлений» со сказочными персонажами-девушками.
Эрарта, до 21 мая