Девять пианистов исполняют все фортепианные сонаты Прокофьева
Сонатно-фортепианный цикл Прокофьева — это синопсис всего творчества великого композитора. Вот в Первой сонате перед нами красуется Прокофьев-мирискусник, ловко жонглирующий жанрами и стилями. В военной тройчатке, 6-7-8-я, Прокофьев уже советский классик, который разрабатывает большие формы соцреалистической музыки. А в меланхоличном спокойствии и прекрасной простоте последней, Девятой он вдруг становится будто бы отстраненным наблюдателем. В Большом зале Филармонии все прокофьевские музыкальные метаморфозы можно услышать за один вечер. Каждую из сонат исполнят разные пианисты не в хронологическом порядке (однако Девятая все равно останется красноречиво последней).
Большой зал Петербургской филармонии, пт 13 мая
Бах, финские композиторы и орган в четыре руки
В Мариинском предлагают редкую возможность послушать сразу двух органистов на одном концерте. Выпускница Петербургской консерватории Марина Вяйзя выступит с финном Вилле Урпоненом, который в довесок к обязательным прелюдиям и фугам Баха привезет большую национальную программу — собственную органную транскрипцию партитуры Яна Сибелиуса, произведения романтика Оскара Мериканто и сверкающие Токкату и фугу современника Ярмо Парвиайнена. Завершит вечер орган в четыре руки: Вяйзя и Урпонен вместе исполнят Французскую токкату Ральфа Белтинга.
Концертный зал Мариинского театра, пт 20 мая
Русская музыка в национальном прочтении
Темирканов, Мацуев, Третий фортепианный концерт Рахманинова и Шестая симфония Чайковского — все это ровно в тех же сочетаниях в Петербургской филармонии уже не раз случалось. На такой концерт нужно идти, как в любимый ресторан, за удовольствием от повторения: чтобы услышать, как маэстро дирижирует своим коронным репертуаром (его интерпретации Шестой и сегодня довольно высоко ценятся во всем мире), а по-русски запальчивый Мацуев дает громогласные крещендо, вплетенные в красочное мелодическое кружево рахманиновского концерта.
Большой зал Петербургской филармонии, вс 22 мая
Как современная музыка превратилась в шум
Этот концерт можно назвать кратким пособием о том, как полюбить шумовую музыку. Вступительная «Tria ex uno» Георга Фридриха Хааса напряженно колеблется между неустойчивыми чистыми тонами и тянущимися диссонансами. В «Triple Duo» Эллиотта Картера три дуэта сжимают классические инструментальные фактуры в диссонансный концентрат, а «Dike Wall» Пьерлуиджи Биллоне и вовсе обходится одними лишь редкими намеками на привычное звучание инструментов: главная партия здесь принадлежит металлическим перкуссионным шумам. Информативную экскурсию по распаду гармонии устроит нью-йоркский ансамбль современной музыки Talea Ensemble.
Концертный зал Мариинского театра, ср 25 мая
Концерт для контратенора и баса-профундо
Контратенор и бас-профундо не просто самый высокий и самый низкий голоса, это два противоположных эстетических полюса. Контратеноровые партии часто встречаются в барочной опере и песнях, а утробно-низкий, пробирающий профундо — визитная карточка русской вокальной музыки. На концерте противоположности станут дуэтом — китайский контратенор Ка Бо Чан и бас-профундо Владимир Миллер совместно исполнят известные вокальные номера из музыки Моцарта, Шуберта, Баха, Брамса, Франка (и это даже не половина программы) под аккомпанемент эстонского ансамбля, органиста Андреса Уйбо, скрипачки Мари-Лиис Уйбо и виолончелиста Ааре Таммесалу.
Большой зал Петербургской филармонии, сб 28 мая