Москва
Лучшие концерты классической музыки в мае в Санкт-Петербурге
На лучших классических концертах Петербурга в мае много дуэтов: Темирканов аккомпанирует Мацуеву, два органиста играют на одном инструменте, контратенор и бас-профундо совместно исполняют известные вокальные номера. Помимо любопытных музыкантских и тембровых сочетаний — марафон из всех фортепианных сонат Прокофьева и концерт современной музыки с академически последовательной программой.
18 апреля 2016

Ника Мельникова, Александр Маслов, Дмитрий Павлий, Михаил Бенедиктов, Елизавета Украинская, Александр Пироженко, Олег Вайнштейн, Сергей Редькин, Николай Мажара

Девять пианистов исполняют все фортепианные сонаты Прокофьева

Сонатно-фортепианный цикл Прокофьева — это синопсис всего творчества великого композитора. Вот в Первой сонате перед нами красуется Прокофьев-мирискусник, ловко жонглирующий жанрами и стилями. В военной тройчатке, 6-7-8-я, Прокофьев уже советский классик, который разрабатывает большие формы соцреалистической музыки. А в меланхоличном спокойствии и прекрасной простоте последней, Девятой он вдруг становится будто бы отстраненным наблюдателем. В Большом зале Филармонии все прокофьевские музыкальные метаморфозы можно услышать за один вечер. Каждую из сонат исполнят разные пианисты не в хронологическом порядке (однако Девятая все равно останется красноречиво последней). 

Большой зал Петербургской филармонии, пт 13 мая

 

Вилле Урпонен и Марина Вяйзя

Бах, финские композиторы и орган в четыре руки

В Мариинском предлагают редкую возможность послушать сразу двух органистов на одном концерте. Выпускница Петербургской консерватории Марина Вяйзя выступит с финном Вилле Урпоненом, который в довесок к обязательным прелюдиям и фугам Баха привезет большую национальную программу — собственную органную транскрипцию партитуры Яна Сибелиуса, произведения романтика Оскара Мериканто и сверкающие Токкату и фугу современника Ярмо Парвиайнена. Завершит вечер орган в четыре руки: Вяйзя и Урпонен вместе исполнят Французскую токкату Ральфа Белтинга. 

Концертный зал Мариинского театра, пт 20 мая

 

ЗКР АСО Филармонии. Дирижер Юрий Темирканов. Солист Денис Мацуев 

Русская музыка в национальном прочтении

Темирканов, Мацуев, Третий фортепианный концерт Рахманинова и Шестая симфония Чайковского — все это ровно в тех же сочетаниях в Петербургской филармонии уже не раз случалось. На такой концерт нужно идти, как в любимый ресторан, за удовольствием от повторения: чтобы услышать, как маэстро дирижирует своим коронным репертуаром (его интерпретации Шестой и сегодня довольно высоко ценятся во всем мире), а по-русски запальчивый Мацуев дает громогласные крещендо, вплетенные в красочное мелодическое кружево рахманиновского концерта.

Большой зал Петербургской филармонии, вс 22 мая

 

Talea Ensemble

Как современная музыка превратилась в шум

Этот концерт можно назвать кратким пособием о том, как полюбить шумовую музыку. Вступительная «Tria ex uno» Георга Фридриха Хааса напряженно колеблется между неустойчивыми чистыми тонами и тянущимися диссонансами. В «Triple Duo» Эллиотта Картера три дуэта сжимают классические инструментальные фактуры в диссонансный концентрат, а «Dike Wall» Пьерлуиджи Биллоне и вовсе обходится одними лишь редкими намеками на привычное звучание инструментов: главная партия здесь принадлежит металлическим перкуссионным шумам. Информативную экскурсию по распаду гармонии устроит нью-йоркский ансамбль современной музыки Talea Ensemble.

Концертный зал Мариинского театра, ср 25 мая

 

Владимир Миллер и Ка Бо Чан

Концерт для контратенора и баса-профундо

Контратенор и бас-профундо не просто самый высокий и самый низкий голоса, это два противоположных эстетических полюса. Контратеноровые партии часто встречаются в барочной опере и песнях, а утробно-низкий, пробирающий профундо — визитная карточка русской вокальной музыки. На концерте противоположности станут дуэтом — китайский контратенор Ка Бо Чан и бас-профундо Владимир Миллер совместно исполнят известные вокальные номера из музыки Моцарта, Шуберта, Баха, Брамса, Франка (и это даже не половина программы) под аккомпанемент эстонского ансамбля, органиста Андреса Уйбо, скрипачки Мари-Лиис Уйбо и виолончелиста Ааре Таммесалу.

Большой зал Петербургской филармонии, сб 28 мая