Ольга Лоянович
Продюсерка фильма «Русский рейд»
— На протяжении уже нескольких десятилетий после «Пиратов XX века» в нашей стране не снимали настоящих боевиков. Конечно, были фильмы вроде «Бумера» или «Параграфа 78», в которых были элементы этого жанра, но нам казалось, что в целом эта ниша пуста и мы можем в нее зайти. Еще несколько лет назад дистрибьюторы смеялись, услышав, что будет снят первый российский хоррор, а сейчас их снимают по десятку в год. Поэтому мы решили попробовать снять первый российский боевик и увлечь им аудиторию.
Как видно из этого комментария перед авторами «Русского рейда» стояла амбициозная задача снять «первый настоящий российский боевик». Говоря иначе, каскадерский экшен о боевых искусствах. Однако тут они опоздали лет на сорок. За это время жанр в российском кино несколько раз пережил расцвет и упадок: от начавшегося еще в Советском Союзе увлечения карате («Пираты XX века», «Фанат») до полулюбительских фильмов о русских ушуистах с Джамалом Ажигиреем («Монах», «Удар Лотоса»).
Подробнее об этом читайте в нашем материале «Краткая история отечественных кунг-фу-фильмов»
Тогда мы поставили точку на «Пути» — дорогом и амбициозном, но, к сожалению, с треском провалившемся в прокате боевике Владимира Пасичника, в котором снялась целая плеяда звезд российского спорта, а сюжет рассказывал о судьбе простого русского спецназовца, волею судьбы превратившегося в суперсолдата. Теперь же особенно интересно, куда после одиннадцатилетнего молчания жанр двинется дальше и удастся ли «Русскому рейду» сказать новое (веское) слово в боевике?
компания «Централ Партнершип»
Симптоматично, что в мировом кинематографе в последние годы наметился ренессанс каскадерского боевика (из последних работ можем отметить нетфликсовский хит «Тайлер Рейк: Операция по спасению»). Главным спасителем жанра стал режиссер-трудоголик Чад Стахелски. Его студия 87eleven сегодня снимает самый бодрый экшен на свете (взять хотя бы «Хищных птиц: Потрясающую историю Харли Квинн»), в то время как сам Стахелски с упоением ставит уже четвертого «Джона Уика» с Киану Ривзом, которого когда-то заразил любовью к единоборствам, работая его дублером в «Матрице». Кстати, соавтор Стахелски — Дэвид Лейтч — тоже зря времени не теряет: помимо «Взрывной блондинки» с Шарлиз Терон, он успел снять второго «Дэдпула» и «Хоббса и Шоу». Однако первой ласточкой возрожденного кино высокого мордобоя в начале десятых стал все же индонезийский хит «Рейд» Гарета Эванса, открывший миру местное боевое искусство пенчак-силат, а заодно продемонстрировавший доселе невиданный уровень экранной жестокости и насилия (апогеем метода индонезийских мастеров стала картина «Ночь идет за нами» на том же «Нетфликсе»). Очевидно, что само название «Русский рейд» — прямая отсылка к нашумевшему фильму с целью похайпиться, а может, и в чем-то поспорить с уже заслужившим культовый статус боевиком.
Картина повествует о рейдерском захвате завода, в цехах которого льют водку, в то время как раньше это было важное оборонное предприятие, занимавшееся строительством ракет (нехитрая злободневная метафора на тему того, как упали нравы, ведь ракеты взлетают, а водка приземляет). Начинается все с того, что во время заседания совета директоров на завод заходит группа бойцов, заручившаяся поддержкой местной полиции. Им предстоит обезвредить охрану и заставить акционеров переписать предприятие на своего нанимателя, которого все кличут Решалой (Илья Антоненко). Однако оказывается, что полупустые цеха — лишь прикрытие для тайного бизнеса по торговле оружием, и теперь горстке рейдеров предстоит бороться не на жизнь, а на смерть с вооруженными до зубов военными. При этом главному герою — молчаливому и таинственному наемнику Никите (Иван Котик), который, собственно, и заварил всю эту кашу, — наконец выпадет возможность отомстить.
компания «Централ Партнершип»
Проект родился из творческого союза продюсерки Ольги Лоянич, когда-то работавшей следовательницей и не понаслышке знающей о незаконных поглощениях, и Дениса Крючкова — режиссера и художника, стоявшего у истоков творческого объединения Gazgolder, одноименного клуба и галереи Gazgallery. Помимо различных театральных и арт-проектов, он давно и всерьез увлекается боевыми искусствами — в частности, китайским багуачжан. Он же привел на проект оператора Алексея Седова, а также главную звезду фильма — Ивана Котика, с которым был знаком в тусовке единоборцев (тот много лет практикует другую традиционную ветвь ушу — синъицюань). Актер по образованию и воспитанник основателя театра «Школа драматического искусства», легендарного режиссера Анатолия Васильева, Котик уже много лет живет в Китае и работает каскадером в команде Джеки Чана (на его счету такие картины, как «Доспехи бога-3: Миссия Зодиак», «Меч дракона», «Русалка» и «Тайна печати дракона»).
Под стать ему подбирали и остальных исполнителей. Ставку сделали на свежие и незаезженные лица. При этом учитывались не только актерские способности кандидатов, но и их боевая и каскадерская подготовка. Добрая половина артистов в кадре — бывшие или практикующие спортсмены. Например, роль отца героя играет экс-боец ММА Андрей Семенов, главу банды — уже нынешний чемпион Владимир Минеев, главного антагониста — каскадер и рукопашник Александр Красовский, и даже эпизодическая роль рабочего-богатыря, дающего отпор рейдерам, досталась президенту ассоциации пауэрлифтинга Кириллу Сарычеву.
компания «Централ Партнершип»
Впрочем, такие серьезные профессиональные сборные мы уже видели во многих каскадерских или околоспортивных фильмах (в том же «Пути»). Но кое в чем создатели «Русского рейда» действительно пошли дальше других. Еще на этапе подготовки команда Крючкова решила, что главный герой должен обладать собственной уникальной и узнаваемой боевой пластикой. Но в отличие от, к примеру, Стивена Сигала, Тони Джаа или того же Ико Ювайса из «Рейда», ему нужно было продемонстрировать не какое-то существующее направление или систему, а создать с нуля новую, которую они определи как «стиль фантастического русского солдата».
Стоит сказать, что, вопреки многочисленным мистификациям, никаких следов исконных и древних отечественных единоборств до нас не дошло. А многочисленные школы разнообразных русских стилей — сплошь новодел (самой известной и проработанной из них считается система Алексея Кадочникова). Поэтому Крючков вместе с Котиком решили не использовать чужие наработки, а создать что-то свое, оригинальное.
Денис Крючков
Режиссер фильма «Русский рейд»
— Мы хотели, чтобы хореография главного героя была очень органичной: он дерется как деревенский парень, который может с плеча дать кому-то очень вовремя и очень точно, но у него есть специфика подготовленного бойца. При этом он не каратист, не боксер, не ушуист. Хотя мы взяли за основу китайские принципы, нам с Ваней удалось использовать, например, движения народного танца казачок и в итоге получить уникальный русский стиль.
При этом фильм не превращается в демонстрацию новой техники и историю про русского Сорвиголову, который дубасит нескончаемых статистов. Уникальной пластикой здесь наделили почти каждого персонажа, участвующего в потасовках, а также дали немало возможностей ее продемонстрировать. К примеру, в банде рейдеров, помимо кикбоксера Минеева, отчетливо выделяются диковатый боксер, самбист, миксфайтер-самоучка, и даже пожилому взломщику с характерным зэковским говором сочинили этакий «тюремный» вин-чун.
Вообще, экшена в картине не просто много: он поставлен с фантазией, выстроен драматически и обоснован сюжетно. Обилие рукопашных боев объясняется тем, что завод берут без оружия, чтобы не создавать лишнего шума (у охранников его накануне изымают купленные проверяющие). Бои один на один чередуются с четко простроенными массовыми драками, а для экзотики есть даже один шоу-стоппер со средневековым оружием. Каждому бойцу тут предоставляется своя минута славы, чтобы потом столкнуть всех героев между собой. Все это повышает градус конфликта и вместе с тем заражает зрителей почти спортивным азартом.
Надо сказать, что такой сногсшибательный эффект — результат огромной работы постановщика трюков Константина Адаева и всей команды, кропотливо подобранной Крючковым. По его словам, на день съемок приходилось почти по два дня репетиций — редкий темп для российского кино. Поддерживать его из-под палки просто нельзя, и сразу бросается в глаза, что вся команда была заряжена и работала с энергией, которая так и прет с экрана. Это, наверное, лучшее, что есть в картине, которую в этом смысле можно назвать по-хорошему любительским кино.
компания «Централ Партнершип»
Но можно назвать фильм любительским и в плохом смысле. В изобразительном плане картина выглядит довольно бюджетно. Отчасти визуал вытягивает работа арт-директора и модельера Дениса Симачева: благодаря его стараниям кино выглядит на удивление стильным. И все же сам фильм снят скучно и без выдумки, местами он напоминает криминальные сериалы телеканала НТВ. Также бледновато на фоне драк смотрится финальный экшен со стрельбой и взрывами. В кадре остро ощущается нехватка размаха, а постановка перестрелок лишена индивидуальности и запоминающихся фишек. Заметно, что, несмотря на все старания, родной стихией для постановщиков остается рукопашная. По стрелковой части авторам «Рейда» есть чему поучиться даже у отечественных коллег — взять хотя бы «Аванпост» Егора Баранова (при очевидной, конечно, разнице бюджетов).
Сюжет тоже вызывает вопросы. Американский сценарист Роберт Орр («Спаситель», «Другой мир-3: Восстание ликанов», «Ловушка»), которому российская команда предоставила исчерпывающее досье по рейдерским захватам, собрал ровный, но уж очень механистичный сценарий-конструктор. В самой истории нет ничего собственно русского, поэтому самобытность приходится нагонять специально — при помощи дедушки с баяном и демонстративного набивания кулаков о бревенчатую избу. Такие «квасные» маркеры легко могут отпугнуть определенную часть аудитории, при этом любители патриотического кино тоже, скорее всего, выйдут с фильма с легкой оторопью, ведь тут нет ничего патриотического.
Спорным можно назвать и выбор темы. Русское рейдерство интересное и не слишком исследованное в нашем кино явление. Однако оно выглядит уже не таким злободневным, а для разбора с ностальгической дистанции еще не достаточно созревшим. Что касается заявленного Крючковым разговора о ПТСР и поиске военными своего места в мирной жизни, то не лучшим образом подходит сам материал. Финальный месседж, заключающийся в том, что честный парень должен отомстить, а потом умереть или сесть, скорее напоминает вырванную из песни «Харакири» строчку Егора Летова, чем внятную этическую позицию. Так что, стараясь угодить всем и сразу, кино в итоге рискует не попасть ни в кого. Кроме разве что узкого круга настоящих любителей фильмов о боевых искусствах. Что очень обидно, ведь во многом (особенно с точки зрения постановки) фильм вышел крайне самобытным, живым и даже в чем-то революционным для нашего кино.