Мультфильмы — это не просто развлечение. Это истории, которые можно обсуждать и осмыслять. Они помогают начать диалог с ребенком, становятся поводом поговорить на сложные темы, узнать, что волнует малыша, и лучше его понять.
Но для этого необходимо смотреть мультфильмы вместе с детьми.
Kevin Woblic / Unsplash
Во-первых, так родители смогут объяснить ребенку непонятные моменты и повороты сюжета ― и убедиться, что ребенок делает правильные выводы из увиденного.
Во-вторых, у ребенка могут возникнуть вопросы, которые он просто забудет к финалу. А если рядом будет взрослый, он сможет остановить просмотр и тут же ответить на вопрос.
В-третьих, мамы и папы далеко не всегда ориентируются в детских мультиках. А если вы не знаете, кто такая Шпуля и что она сказала Симке, вы не сможете поддержать разговор.
А еще смотреть мультики с детьми — это просто приятно, ведь не так часто нам выпадает возможность отвлечься от серьезных взрослых дел и окунуться в сказочные миры.
Вот несколько критериев, на которые стоит обратить внимание.
Официальная маркировка (0+, 6+, 12+, 16+, 18+) ― это всего лишь рекомендация, на которую родители могут ориентироваться при выборе. Если мультик помечен как 6+, это не значит, что он будет совершенно непонятен ребенку 5 лет или неинтересен второкласснику. Более того, я вообще не советую детям до 2–3 лет смотреть мультики, хотя маркировка 0+ вроде бы разрешает это.
ВОЗ и Американская академия педиатрии вообще рекомендуют детям в возрасте до 2 лет воздерживаться от любого взаимодействия с экранами ― разве что можно помахать бабушке во время видеозвонка. Роспотребнадзор увеличивает этот возраст до 3 лет. Детям до 5 рекомендовано проводить за мультиками и видеоиграми не более часа в день (а лучше ― еще меньше).
Для совсем маленьких детей любая картинка на экране ― мельтешение ярких пятен. Они практически не понимают действий героев, не идентифицируют персонажи и не могут уследить за сюжетом. Это мельтешение может завораживать, но никакой пользы для развития оно не принесет. А вот привычка бездумно глядеть на экран вполне может возникнуть, причем очень быстро.
О чем этот мультфильм? О дружбе, взрослении, отношениях в семье? Насколько эта тема будет близка и понятна вашему ребенку? Даже самый прекрасный и высокохудожественный мультик может быть слишком взрослым и сложным. Или говорить о том, что ребенка сейчас совсем не интересует. Чем младше ребенок, тем проще должна быть тема: малышам подходят простенькие бытовые сюжеты. А с младшеклассниками уже можно смотреть мультики, которые рассказывают об абстрактных понятиях: дружбе, поисках цели и призвания, чувствах и эмоциях, отношениях в семье.
Лучше остановить выбор на том, что интересно самому ребенку. Если он увлечен машинками, истории про говорящих жуков или супергероев его вряд ли заинтересуют. Зато мультфильм про дружбу мальчика и грузовика точно привлечет внимание.
Эстетические предпочтения у всех разные, но анимация для детей должна соответствовать некоторым параметрам. Хороший развивающий мультик не должен перегружать ребенка. Излишняя стимуляция вызывает нервное напряжение, которое может вылиться в истерики и вспышки гиперактивности.
Заметить признаки перегрузки достаточно легко. Если ребенок во время просмотра мультика грызет ногти, постоянно ерзает и не может даже секунды посидеть спокойно, не реагирует, когда вы к нему обращаетесь, а после окончания мультика начинает носиться по комнате, ломать игрушки, хохотать или рыдать без причины ― значит, шоу было слишком насыщенным и психика ребенка не может справиться с такой интенсивной стимуляцией.
Isumi Daizy / Unsplash
Чтобы избежать нервных перегрузок, выбирайте мультфильмы, где картинка не пестрит излишне яркими, простыми цветами. Лучше выбирать те, где используются сложные и приглушенные оттенки. Для примера можно привести «Блуи», «Домовенка Кузю: Приключения домовенка», «Простоквашино», «Дашу-путешественницу».
Кроме того, ритм мультика должен быть не слишком быстрым. Лучше избегать шоу, где сцены длятся менее 4–5 секунд, картинка мелькает, камера наезжает и отъезжает, персонажи делают множество резких движений и все это сопровождается звуковыми эффектами. Ребенок просто не может обрабатывать информацию настолько быстро. Мультики такого типа могут плохо повлиять на способность к концентрации.
Какие ценности заложены в мультфильме? Близки ли они вам? Тут каждому родителю самостоятельно придется определить, какую модель мира он хочет показать своему ребенку. Однако есть несколько общих правил.
Во-первых, мультфильм не должен побуждать ребенка к опасным или агрессивным действиям. Поэтому я не советую мультики, где герои постоянно дерутся, делают друг другу гадости, выполняют всякие рискованные трюки. Во-вторых, мультик должен показывать ребенку важность общечеловеческих ценностей: взаимопомощи, честности, доброты, самостоятельности, — а еще стимулировать интерес к познанию.
И совсем хорошо, если он развивает гибкие навыки, в частности умение считывать эмоции и сопереживать. Эти навыки так важны, что мы в Skysmart включаем упражнения на их проработку во многие учебные программы. У нас даже есть игра для самых маленьких «Галактика Эла», где дети могут научиться различать чувства персонажей. В будущем детям придется очень много общаться с людьми, сотрудничать, искать компромиссы. И эмоциональный интеллект для этого необходим.
skysmart.ru
И последнее: не полагайтесь вслепую на репутацию мультика. Если он популярен, это еще не значит, что он хорош. Например, многие родители даже не знают, что в «Свинке Пеппе» главный персонаж постоянно шутит над лишним весом своего папы и безнаказанно показывает неуважительное отношение к окружающим. А о том, насколько жесток мультик про Тома и Джерри, и так уже сказано немало. Так что посмотрите несколько серий, прежде чем предлагать мультфильм ребенку. Возможно, вы решите, что проказливая Маша из «Маши и Медведя» ― не такая уж хорошая ролевая модель.
Здесь большинство родителей делится на два лагеря. Одни считают, что старые отечественные мультики были умнее, добрее и интереснее, чем нынешние яркие, но бессодержательные сериалы. Другие, наоборот, уверены, что классика из нашего детства устарела, дети ее совершенно не понимают, эти мультики слишком тягучие и скучные.
На самом деле хорошие мультфильмы делали во все эпохи и во всех странах. «Мой сосед Тоторо» великого мультипликатора Миядзаки, наши «Снежная королева», «38 попугаев», «Винни-Пух», «Котенок по имени Гав», диснеевский «Король Лев» ― все эти мультики достаточно старые, однако они увлекают современных детей точно так же, как в свое время и их родителей. И их гуманистический посыл ничуть не устарел: они учат детей дружбе, ответственности, смелости, эмпатии, бережному обращению с природой.
Советская школа анимации известна и ценима во всем мире, но важно понимать, что многие мультфильмы того времени вовсе не предназначались для детей. Существует целый пласт анимации для взрослых, рассчитанной скорее на жюри фестивалей, а не на юных зрителей ― от гениального «Ежика в тумане» до авангардной армянской анимации вроде «Ух ты, говорящая рыба!».
Союзмультфильм
Многие мультфильмы той поры слишком абстрактны и непонятны, они могут расстроить или напугать ребенка. Вряд ли стоит показывать дошкольнику «Северную сказку», где по вине заигравшихся детей мама заболевает и улетает на небо, «До свидания, овраг» про бездомных собак или «Гору динозавров», где умирают вообще все.
При этом не стоит отметать современные мультики как безусловно легкомысленные. Много красивых и глубоких полнометражных мультиков выпустила студия Pixar. Французский сериал «Эрнест и Селестина» и ирландский полнометражный мультик «Песнь моря» напомнят лучшие образцы анимации из нашего детства. Словом, не стоит отметать мультфильм исходя только из года выпуска.