Все развлечения Москвы
Как помочь ребенку найти свое призвание?
Каждому родителю хочется, чтобы его дети выросли хорошими, умными, добрыми… Список можно продолжать бесконечно. А еще — чтобы играли в шахматы и освоили фортепьяно, чтобы выучили английский и попробовали программирование. Только вот у детей редко спрашивают, чего хотят они сами. Вместе с «Альпина.Дети» расспросили известных родителей и экспертов в современном образовании. Теперь мы готовы поделиться секретами о том, как говорить с ребенком о будущем, не навязывая свое мнение, а, напротив, помогая ему утвердиться в своих желаниях. Что делать, если он совсем не знает, в какую сторону думать? Рассказываем в статье.
31 октября 2019

Если детей оставить в покое на какое-то время, то они понимают, чего они хотят

Рассказывает Ольга Соломатина, литературный коуч, писатель, создатель курса «Писать легко», мама троих детей

Мои дети совсем не похожи на меня. Мне всегда казалось, что нужно хорошо учиться в школе, поступить в университет и далее по списку. А дети оказались другими. Когда им было лет 10–12, муж сказал: «Слушай, они не интеллектуалы». Для меня это было настоящим открытием. Но самое интересное — я была с ним согласна. 

Дети плохо учились, прогуливали школу. Но при этом все было хорошо в наших отношениях, когда дело не касалось школы. Начиналась школа — начинался ад. В Испании, куда мы переехали в их школьные годы, этот вопрос легко решился: плохая успеваемость не становится проблемой ни для школы, ни для самой семьи: учишься плохо — бывает, учишься хорошо — тоже бывает, ничего особенного.

Со временем я смирилась с происходящим, оставила детей в покое. И вот тогда они начали проявлять себя. Старший сын с детства любил готовить и решил быть поваром: в колледже, куда он ушел из школы, сразу начал хорошо учиться. 

Младшему ничего не нужно было, кроме компьютера и компьютерных игр. В один момент мы решили проверить, сможет ли он быть настоящим геймером, купили ему скоростной компьютер и дали пару месяцев поиграть без ограничений. В результате стало очевидно, что он не геймер. Здесь как с футболом — или есть талант, или его нет. Мы вместе пережили это разочарование. Но согласились с тем, что ему нужно работать в этой индустрии, поэтому сейчас он учится в колледже на робототехнике, ему интересно.

Если в ребенке развивать мягкие навыки, он легко преуспеет в любой отрасли 

Рассказывает Виктория Шиманская, ведущий российский специалист в области развития эмоционального интеллекта, автор книги для подростков «Коммуникация», активная мама

В современном мире технологии развиваются куда быстрее, чем мы только можем себе представить. Искусственный интеллект уже поддерживает разговор («Сири, скажи…»), управляет финансами и выполняет рутинную работу за человека. Специалисты говорят, что уже в этом десятилетии роботы заменят человека в ряде профессий. И, кажется, это только начало. Поэтому профессиональные навыки (так называемые hard skills) устаревают быстрее, чем когда-либо. Это приводит к тому, что родители теряются, не понимая, к чему именно готовить детей. 

Самим детям такой выбор сделать тоже сложно: вот тебе 10 или даже 15 лет, ты только-только перестаешь быть ребенком, а тебя уже спрашивают, кем ты хочешь быть всю оставшуюся жизнь. Сложно? Не то слово! А между тем ошибаться в этом выборе можно и нужно, а чтобы делать это было проще, нужно развивать у подростков мягкие навыки (soft skills). К ним относятся эмоциональный интеллект и коллаборация, коммуникация и креативность, медиаграмотность и системное мышление. 

Мягкие навыки помогут ребенку в будущем: они пригодятся, чтобы поменять при необходимости выбранную специальность, легко адаптироваться к переменам и оставаться здравомыслящим в любой непростой ситуации. А кроме того, люди с хорошо развитыми мягкими навыками владеют собой, имеют высокий уровень самомотивации и четко выражают мысли и желания. А это уже похоже на описание профессионала, в какой бы сфере он ни работал, а также просто счастливого человека, не правда ли

Начните с малого — научите ребенка принимать повседневные решения самостоятельно

Рассказывает Лана Богомаз, главный редактор издательства «Альпина.Дети», создатель серии книг для ранней профориентации «Уроки из жизни», мама мальчика 12 лет

Из книги «Наказания бесполезны» я узнала, что характер у ребенка формируется до 15 лет. Моему сыну, на тот момент ребенку, исполнилось 10 лет, и у меня в запасе было еще 5. 
Первое, с чего я начала, — это воспитание самостоятельности: уроки он делал сам, решение, на какие кружки ходить, принимал сам, я только предлагала и ни в коем случае не настаивала. Старалась не воспринимать даже самые необычные идеи сына в штыки только потому, что они не нравятся мне, — в этом возрасте можно легко отбить желание.

Потом начала показывать профессии изнутри: принесла сыну всю серию книг «Уроки из жизни» — это графические биографии известных людей из разных сфер деятельности. Через какое-то время мы побеседовали и выделили трех героев, которые произвели впечатление. Ими оказались Анна Ахматова, Стив Джобс и создатель IKEA Ингвар Кампрад. 

Мы с сыном начали прокачивать навыки, которые необходимы для каждой из этих профессий. Я записала его в литературный кружок «Как написать крутой комикс», чтобы он смог развить талант писателя, как у Анны Ахматовой. Вдохновившись примером Джобса, сын начал заниматься дистанционно на курсах по программированию. А чтобы стать предпринимателем, как Ингвар Кампрад, он придумал идею создать мастерскую по ремонту велосипедов и даже написал бизнес-план. 
Принимать решения нам приходится постоянно, каждый день — если научить ребенка делать это осознанно, вопрос с профессией перестанет быть таким трудным. Каждый раз, когда стоит какой-то выбор, мы с сыном используем вот такой чек-лист:

  • Остановись — прежде чем сделать выбор, необходимо освободиться от привычного хода мыслей и прислушаться к себе. К чему ты склоняешься интуитивно?
  • Исследуй — ребенку необходимо проанализировать себя и мир вокруг. Понять свои сильные и слабые стороны, что ты любишь и можешь делать с удовольствием. А затем разобраться, где это может быть полезно людям.
  • Выбери. Выдели несколько вариантов из множества, к которым больше лежит душа.
  • Сделай. На этом этапе случаются первые реальные шаги, связанные со сделанным выбором. Попробуй себя в выбранных сферах, хоть в мелочах.
  • Поделись. Мало просто сделать, нужно поделиться результатами с другими, например с мамой.

 
Родителю нужно показать ребенку все многообразие выбора и направить интерес ребенка

Рассказывает Игорь Намаконов, креативщик, создатель креативного агентства, автор книг о развитии креативного мышления «Кроссфит мозга» для взрослых и «Креативность» для подростков

Чтобы ребенок что-то выбрал, надо ему не мешать — это первично. Но при этом обязательно поддерживать его намерения. Родитель выполняет роль прожектора: есть некая темнота вокруг ребенка, и родитель высвечивает в этой темноте какие-то области, куда и отправляется вместе с ребенком. Например, вот он подсветил ему какой-то вид спорта: футбол, или плавание, или конный спорт. И они туда пошли, у ребенка появляется возможность на базовом уровне понять, как это работает, почувствовать себя в этом. 

Задача родителя — не давить, не давать установок, а наблюдать, светить до тех пор в это место, пока там есть живой интерес. А как только этот интерес пропадает — посветить в другую сторону. Так шаг за шагом будут проявляться области, в которых он захочет себя проявить. 

Но есть вещи, которыми нужно заниматься априори: прививать чувство прекрасного, учить справляться со сложностями, развивать способность фокусироваться и дисциплину. Это не всегда напрямую касается того, где ребенок может раскрыться, но является важной частью воспитания. Вместе с тем родитель не должен ничего навязывать и заставлять делать насильно. Напротив, эти навыки должны откликнуться в ребенке, чтобы он почувствовал: «Классно, мне это нравится» — и в этот момент его и нужно поддержать.