Москва
Что смотреть на «Золотой маске-2017»
За прошедший год эксперты «Золотой маски» посмотрели около тысячи премьер в более чем ста городах России. В шорт-лист вошли 74 спектакля. Теперь избранные драматические, оперные, балетные, кукольные, танцевальные и экспериментальные постановки со всей страны на три месяца оккупируют главные театральные площадки Москвы.
13 января 2017

В середине апреля жюри фестиваля определит победителей по 37 номинациям. Полный список номинантов можно изучить здесь. А расписание постепенно растет и обновляется вот тут. Тем временем «Афиша» подготовила для вас удобный путеводитель по жанрам, выбрав наиболее ожидаемые спектакли в каждой категории.

 

Драма — Большая форма

«Гамлет» Льва Додина в МДТ (Санкт-Петербург)

«Большой» форма спектакля считается, если в зрительном зале помещается больше 400 зрителей. На звание лучшего драматического спектакля большой формы в 2017 году претендуют 10 спектаклей, среди которых более всего интригует «Дядя Ваня» норильского Заполярного театра. Из Перми едет нашумевший спектакль Бориса Мильграма «На всякого мудреца довольно простоты» («Театр-театр»). Из Твери впервые участвующей в фестивале— «Пустота» Талгата Баталова. Ярославль представлен новой работой выдающегося режиссера Евгения Марчелли — «Чайка. Эскиз». Главный претендент от Москвы — эпохальный «Русский роман» Миндаугаса Карбаускиса (Театр им. Маяковского). Петербургская тройка — тяжелая артиллерия: экспериментальный «Ворон» Николая Рощина (Александринский театр), рече-музыкальная «Гроза» Андрея Могучего (БДТ им. Товстоногова) и — хедлайнер номинации и рекордсмен «Золотой маски» маэстро Лев Додин с «Гамлетом», заглавную роль в котором исполняет Данила Козловский (МДТ — Театр Европы).

 

Драма — Малая форма

«Три сестры» Тимофея Кулябина в «Красном факеле» (Новосибирск)

В номинации «Драма — Малая форма» представлено почти вдвое больше спектаклей. И здесь сразу несколько театров-дебютантов и очень редких гостей: Хабаровский ТЮЗ («Дознание»), Кемеровский театр им. Луначарского («Мирение. Телеутские новеллы»), Шарыповский театр («Жили-были») и Глазовский театр «Парафраз» («Процесс»). Снова в списке номинантов крошечный театр «Грань» из Новокуйбышевска, совершенно удивительная команда Дениса Бокурадзе («Корабль дураков»). Два спектакля едут из Воронежского камерного театра: «Ак и человечество» Дмитрия Егорова и «Дядя Ваня» Михаила Бычкова. Москва представлена сразу несколькими великолепными авторскими театрами: здесь и новая вещь Юрия Погребничко в театре «Около» («Магадан/Кабаре»), и Сергея Женовача в «Студии театрального искусства» («Кира Георгиевна»), и Дмитрия Крымова в «Школе драматического искусства» («Последнее свидание в Венеции»). Самый нашумевший спектакль в этом огромном списке — «Три сестры» Тимофея Кулябина («Красный факел», Новосибирск), исполненный на жестовом языке в сопровождении субтитров.

 

Опера

«Травиата» Роберта Уилсона в Пермском театре оперы и балета

Судя по количеству представленных в оперной номинации спектаклей и городов, в стране наблюдается небывалый подъем музыкального театра. Из Уфы едут «Геракл» и «Орлеанская дева», из Екатеринбурга «Кармен», из Астрахани «Осуждение Фауста» (которое оказалось в списке рядом с «Осуждением Фауста» Большого театра), из Самары «Леди Макбет Мценского уезда». Главные ожидания традиционно связаны с Пермским театром оперы и балета. Тем более что в этот раз речь о первой в России оперной постановке пионера визуального театра, культового американского авангардиста Роберта Уилсона — «Травиата» Верди; дирижер — Теодор Курентзис.

 

Балет

«Ромео и Джульетта» Натальи Касаткиной и Владимира Васильева в Екатеринбургском театре оперы и балета

В номинации «Балет» всего пять участников, и три из них — постановки Большого театра («Вариации на тему Франка Бриджа», «Совсем недолго вместе», «Ундина»). Другие два — на музыку Сергея Прокофьева. Мариинский театр покажет «Скрипичный концерт №2» — балет под музыкальным руководством Валерия Гергиева, хореограф — Антон Пимонов. Екатеринбургский театр оперы и балета представит на суд жюри «Ромео и Джульетту» Прокофьева в хореографии экс-премьера Мариинки Вячеслава Самодурова.

 

Современный танец

«The Marusya» Александра Андрияшкина и компании Dialoque Dance (Кострома)

Среди участников номинации «Современный танец» привлекают внимание в первую очередь вологодская команда O’She TheARTe с трепетным танцем «На кончиках пальцев», омичи «нОга» с феминистской вещью под названием «Five» и Казанский ТЮЗ с пластическим фантазмом на тему Ван Гога «Из глубины…»; все они дебютируют в конкурсной программе. Хедлайнер номинации тем временем — из Костромы: это стендап «The Marusya», в котором пиар-менеджер костромской арт-площадки «Станция» Маруся Сокольникова рассказывает и показывает, как устроен маленький независимый театр современного танца изнутри.

 

Оперетта/мюзикл

«Биндюжник и король» Романа Феодори в Красноярском ТЮЗе

На награду в номинации «Оперетта/Мюзикл» претендуют всего четыре спектакля, что говорит о некотором отставании жанра от всех прочих. Из петербургского Театра музкомедии, который взял «Золотую маску» в прошлом году, приезжает мюзикл «Белый. Петербург» по мотивам романа Андрея Белого. Из самарского Театра драмы — «История лошади», танцевальная версия «Холстомера» Льва Толстого. А после прошлогоднего триумфа иллюзиона «Алиsа» Красноярского ТЮЗа с особым нетерпением ожидается новая вещь тандема Романа Феодори и Даниила Ахмедова «Биндюжник и король». 

 

Куклы

«Железо» Бориса Константинова в Театре кукол Республики Карелия (Петрозаводск)

Практика публичного оживления предметов переживает в России расцвет. По крайней мере такое впечатление складывается из обилия новых имен в списке номинации «Куклы». Так этот или нет, можно удостовериться, лишь посмотрев отобранные экспертами спектакли из Набережных Челнов («Сак-Сок»), Томска («Сказка о рыбаке и рыбке»), Красноярска («Хармс. Анекдоты. Случаи. Стихи») и, например, великолепного «Цыпленка» петербургского Karlsson Haus. Один из самых интересных участников номинации — главный режиссер Театра кукол им. Образцова, поставивший в Театре кукол Республики Карелии (Петрозаводск) спектакль «Железо», похожий на оживший пластилиновый мультфильм.

 

Эксперимент

«Поле» Дмитрия Волкострелова в театре Post (Санкт-Петербург)

В номинацию «Эксперимент» традиционно попадает все, что не умещается ни в какие другие. В списке 2017 года соседствуют петербургские ветераны номинации Инженерный театр «АХЕ» («Кабинет редкостей»), вокзальный диалог «Разговоры беженцев» (постановка фестиваля «Точка доступа», Санкт-Петербург), удивительный проект петербургского БДТ с участием людей с особенностями развития «Язык птиц» и новосибирская «Снегурочка» (театр «Старый дом»), музыку для которой написал Александр Маноцков. И разумеется, новый спектакль петербургского авангардного театра Post, спектакли которого ежегодно попадают в конкурс, но никогда не оказываются фаворитами жюри. На сей это квантовое исследование повседневной жизни современных белорусских колхозников — спектакль Дмитрия Волкострелова по пьесе Павла Пряжко «Поле».