Москва
Что круче: фильмы или мультфильмы по комиксам DC?
В прокате «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн» — отвязный кинокомикс с Марго Робби в главной роли. В то же время на стриминговом сервисе DC Universe идет не менее прекрасный мультсериал «Харли Квинн». Давно известно, что анимационная вселенная DC ничуть не уступает киношной, а в чем-то даже и превосходит ее. «Афиша» столкнула эти два мира, чтобы наконец выяснить, что круче: мультики или фильмы?
Евгений Ткачёв
7 февраля 2020

«Чудо-женщина» (2009) vs «Чудо-женщина» (2017)

По символической случайности «Чудо-женщина» стала четвертой картиной и в анимационной, и в расширенной вселенной DC, однако нельзя не заметить, что эти фильмы разделяют восемь лет — что тут скажешь, анимация всегда была прогрессивнее. Сюжет мультфильма строится на линии комиксов «Боги и смертные» Джорджа Переса: военный пилот Стив Тревор случайно попадает на спрятанный от людских глаз остров амазонок Темискиру, где знакомится с принцессой Дианой (она же Чудо-женщина).

Теперь Диане нужно сопроводить Стива домой, а заодно вернуть бога войны Ареса, который хитростью сбежал из темницы амазонок. Главный конфликт ленты, понятное дело, строится между греческим божеством и отважными воительницами, но это лишь фон, который призван вскрыть гораздо более сложные противоречия: как мужчине вести себя с женщиной в XXI веке, чтобы его не заклеймили сексистом? Как и той, и другой стороне избавиться от навязанных обществом стереотипов? Можно ли жить в башне из слоновой кости — и чем опасна политика самоизоляции? Арес в этой истории олицетворяет собой токсичную маскулинность, Диана — girl power (что интересно, за восемь лет до #MeToo). Сам же мультфильм отличает очень емкая драматургия — и зашкаливающая жестокость (тут пленных не берут).

Что касается вышедшей на волне #MeToo игровой версии «Чудо-женщины», то она следует примерно тому же сюжету — Диана (Галь Гадот) возвращает Стива (Крис Пайн) домой, — но устроена чуть хитрее и длится на час дольше. Нам долго не заявляют главный конфликт, а когда это все-таки происходит, то становится понятно, что он пролегает не между Чудо-женщиной и Аресом (Дэвид Тьюлис), а между мифологическим и реалистическим видениями мира: Диана во всех бедах винит бога война, а Стив — самих людей. Но, кто бы из них ни был прав, важно другое: Чудо-женщина тогда найдет Ареса, когда поймет, за что же она сражается. Безусловно, фильм Патти Дженкинс — прорывное кино (это первый и, что важно, успешный блокбастер, поставленный женщиной), но мультфильм ничуть ему не уступает — и да, он, кстати, тоже был поставлен женщиной: анимационной режисеркой Лорен Монтгомери.


«Зеленый фонарь: Первый полет» (2009) + «Зеленый фонарь: Изумрудные рыцари» (2011) vs «Зеленый фонарь» (2011)

Райан Рейнолдс совершенно справедливо считает фильм «Зеленый фонарь» дном своей карьеры. В «Дэдпуле», например, узнав, что у него появятся суперсилы, он делал замечание по поводу костюма: «Только не зеленый!» А во второй части возвращался в прошлое, чтобы убить Райана Рейнолдса, который только что прочитал сценарий фильма и с энтузиазмом готовится сниматься в нем. Также в недавнем интервью актер включил дурачка и говорил, что ничего не знает о существовании фильма «Зеленый фонарь»: «Возможно, вы имеете в виду «Зеленого Шершня», в котором потрясающе сыграл Сет Роген?» Действительно, кино про летчика-испытателя, который получает волшебное кольцо и становится членом межгалактической бригады, заботящейся о порядке во Вселенной, мягко говоря, не получилось, так что на его фоне любая картина будет выглядеть шедевром. Но дело в том, что мультфильмы «Зеленый фонарь: Первый полет» и «Зеленый фонарь: Изумрудные рыцари» не просто лучше фильма, это сами по себе очень хорошие картины. В «Первом полете», например, совершенно непредсказуемый, захватывающий сценарий, строящийся на предательстве одного очень известного Зеленого фонаря. А «Изумрудные рыцари», не имеющие прямого отношения к предыдущей картине и сделанные по примеру антологии, могут похвастаться по-настоящему хардкорными сюжетами, включающими в себя реминисценция даже из «Цельнометаллической оболочки».  


«Бэтмен: Год первый» (2011) vs «Бэтмен: Начало» (2005)

Еще один случай, когда фильм получился хуже мультфильма. Несмотря на то что нолановский «Бэтмен: Начало» был благожелательно встречен критиками (видимо, на радостях после кэмпового и по-настоящему чудовищного «Бэтмена и Робина» Джоэла Шумахера), это не очень хорошее кино. Начинается кинокомикс, впрочем, за здравие: Нолан по-серьезному хочет взглянуть на Темного рыцаря. Отсюда боль, пот, слезы, путешествие на Восток, организация Лига теней, делающая из психологически травмированного Брюса Уэйна (Кристиан Бейл) ниндзя. Но затем Брюс возвращается в Готэм, и начинается черт знает что: так, венцом абсурда становится монорельсовый поезд с излучателем, который по мере продвижения к главному зданию города испаряет воду в трубопроводе и отравляет все вокруг ядовитым паром. Но даже не глупый финал (за сценарий отвечал один из худших сценаристов Голливуда — Дэвид С.Гойер) ключевая беда фильма, а гепатозные желтые светофильтры, придающие картине какой-то нездоровый оттенок.

Другое дело — мультфильм «Бэтмен: Год первый», снятый по важному одноименному комиксу Фрэнка Миллера, который вернул истории про Темного рыцаря в реалистическое русло. Он тоже рассказывает про становление Бэтмена, но увиденное глазами лейтенанта Джеймса Гордона, которому еще только предстоит стать комиссаром. Пока же этот небезупречный (изменяет беременной жене), но очень человечный полицейский пытается бороться с коррупцией в готэмском департаменте и находит в лице Человека — летучей мыши неожиданного союзника. Мультфильм идеально передает дух книги (по жанру — криминальной драмы), а озвучивающий Гордона Брайан Крэнстон наделяет своего героя чертами Уолтера Уайта из сериала «Во все тяжкие». В общем, все хорошее, что было в «Темном рыцаре», пришло в него из «Года первого» и майкл-манновской «Схватки».


«Сверхновый Супермен» (2011) vs «Человек из стали» (2015)

Обе картины роднит то, что и та и другая — экзистенциальные драмы. В «Сверхновом Супермене» Кларк Кент, получив смертельную дозу солнечного облучения, задумывается о смысле жизни и решает провести последние дни со своей возлюбленной Лоис Лейн. В «Человеке из стали» Кларк Кент (Генри Кэвилл) отчаянно ищет свое предназначение: отращивает бороду, носит дырявые носки, устраивается на рыболовецкое судно, задается, безусловно, серьезным вопросом «зачем защищать людей, если E.T. должен лететь домой?» — то есть проходит через все круги экзистенциального ада.

Эта дихотомия еще только усиливается за счет того, что в фильме мы видим Супермена в момент его становления, а в мультфильме — на стадии его угасания. Удивительно, но, несмотря на то что у «Человека из стали» Зака Снайдера нет мощной литературной первоосновы в лице графического романа Гранта Моррисона (а сценарий и вовсе писал Дэвид С.Гойер), он ничем особо не уступает своему анимационному визави. Обе работы прекрасно дополняют друг друга — и образуют отличный диптих.


«Бэтмен: Возвращение Темного рыцаря» (2012, 2013) + «Смерть Супермена» (2018) vs «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» (2016)

В основу «Бэтмена против Супермена» Зака Снайдера легли два экранизированных аниматорами комикса: «Темный рыцарь: Возрождение легенды» и «Смерть Супермена» (причем у «Смерти Супермена» до этого уже была экранизация, однако версия 2018 года считается наиболее близкой к первоисточнику). Надо ли говорить, что снайдеровская постановка проигрывает мультфильмам? При, безусловно, мощном визуале у картины чертовски плохой сценарий: опять Дэвид С.Гойер постарался. Мало того, что у него противостояние Бэтмена и Супермена высосано из пальца (в «Темном рыцаре: Возрождение легенды» супергероев стравило правительство, у Снайдера — отсутствие здравого смысла), а христианские аллюзии принимают комичный оттенок (Человека из стали, как и Иисуса, протыкают копьем), так еще один из ключевых сюжетных финтов строится на том, что маму Кларка Кента зовут так же, как и маму Брюса Уэйна — Марта. Так и представляем себе, как сценарист, осознав это, радостно прыгал, бил в ладоши и кричал: «Ай да С.Гойер! Ай да сукин сын! Как удачно срифмовал!» Справедливости ради, впрочем, заметим, что режиссерская версия фильма намного лучше прокатной, но все равно это неидеальное кино.


«Бэтмен: Нападение на Аркхэм» (2014) + «Отряд самоубийц: Строгое наказание» (2018) vs «Отряд самоубийц» (2016)

Как и «Бэтмен против Супермена», «Отряд самоубийц» Дэвида Эйра («Ярость» и «Яркость») пал жертвой плохого сценария. У фильма были отличная промокомпания и очень запоминающиеся трейлеры (настолько, что студия доверила компании Trailer Park делать монтаж картины) — они-то и сделали ему кассу. Надо, впрочем, признать, что режиссерская версия «Отряда» выглядит стройнее и сноснее кинотеатральной, но и в ней тоже сквозят компромиссы. Так, история Джокера (Джаред Лето) и очаровавшей всех Марго Робби в роли Харли Квинн на самом деле была мрачной драмой, а не романтической сказкой (Джокер избивал девушку, а ближе к концу выталкивал из вертолета, чтобы убить, а не спасти; в финале же он бросал в отряд гранату, когда Харли отказывалась с ним идти, — эта сцена, кстати, осталась в трейлере). Эти сглаженные углы и высосанный из пальца конфликт (по сути, «Оперативная группа Икс» вынуждена разгребать неприятности, которые сама же и создала) сослужили фильму дурную службу. Намного приличнее в этом смысле выглядит анимационный парафраз «Отряда» — «Нападение на Аркхэм» (о том, почему он лучше, мы писали тут). Но обе эти картины превосходит недавний мультфильм «Отряд самоубийц: Строгое наказание», поставленный по сценарию одного из отцов-основателей анимационной вселенной DC Алана Бернета.

Для Бернета этот проект стал одним из последних перед уходом на пенсию — и он, кажется, вложил в него всю творческую ярость, накопленную годами. Это абсолютно панковское кино, стилизация под грайндхаус — с поцарапанной пленкой, как у Родригеса и Тарантино, и таким же зашкаливающем уровнем безумия. Ждем, что Джеймс Ганн снимет нечто подобное — или, по крайней мере, не хуже.


«Лига справедливости: Война» (2014) vs «Лига справедливости» (2017)

В отношении масштабных кроссоверов расширенная вселенная DC тоже не поспевает за анимационной. Студия Warner Bros. Animation сняла четыре мультфильма про Лигу справедливости («Новый барьер», «Кризис двух миров», «Гибель» и «Парадокс источника конфликта»), пока не решила делать единую киновселенную по типу «Марвела». Первой картиной в перезапущенной серии полнометражек стала «Лига справедливости: Война», рассказывающая про то, как Бэтмен, Супермен, Чудо-женщина, Зеленый фонарь, Киборг, Флэш и Шазам противостоят вторгшимся на Землю войскам Дарксайда — одного из самых могущественных злодеев DC.

«Войну» трудно назвать шедевром, тем не менее она все равно выигрывает у игровой версии «Лиги справедливости», которая собиралась впопыхах. Если «Марвел» устроил общий сбор Мстителей только после пяти сольных фильмов про супергероев, то DC — сразу после двух (Темный рыцарь появился в кроссовере «Бэтмен против Супермена», а «Отряд самоубийц» не имеет никакого отношения к «Лиге»). Но даже не это сказалось на качестве фильма, а то, что картину начинал делать Зак Снайдер, а заканчивал Джосс Уидон (вмешалась трагедия: у Снайдера дочь покончила с собой — и он решил сосредоточиться на семье). Главная проблема ленты заключается в том, что она выглядит как «коллективное письмо из Простоквашино», хотя существуют примеры удачных фильмов, которые снимали всем Голливудом. Несуразный финал с участием Степного волка окончательно похоронил картину, а неудача «Лиги» заставила студию пересмотреть свои планы на расширенную вселенную DC (хотя, говорят, что у Снайдера где-то лежит режиссерская версия — возможно, она лучше того недоразумения, что вышло в кинотеатре, но пока ее не торопятся выпускать).


«Лига справедливости: Трон Атлантиды» (2015) vs «Аквамен» (2018)

Тот редкий случай, когда фильм по комиксам DC оказался лучше мультфильма. «Лига справедливости: Трон Атлантиды» — невзрачная история становления Аквамена, в миру известного как Артур Карри. Взойти на престол Атлантиды ему помогают члены Лиги справедливости, после чего он вступает в их ряды. Слабость мультфильма состоит в том, что в нем нет ни капли того безумия, что есть в «Аквамене» (и которое главным образом олицетворяет собой Джейсон Момоа, гавайский Никита Джигурда). Плюс в картине Джеймса Вана (важнейшего хоррормейкера современности: «Пила», «Астрал», «Заклятие») в идеальных пропорциях оказались смешаны приключенческое кино в духе «Индианы Джонса» и элементы фильма ужасов — так, сцена с падшими глубоководными может украсить любой аквахоррор. В целом «Аквамен», безусловно, крайне глупое, но и невероятное веселое (если настроиться на правильную волну) развлечение, сдобренное даже каким-никаким экологическим месседжем.


«Бэтмен: Убийственная шутка» (2016) vs «Джокер» (2019)

Трудно сравнивать эти картины, потому что «Убийственная шутка» откровенно не получилась (в экранизации к важному комиксу Алана Мура приделали абсолютно дурацкий пролог с участием Бэтгерл, который сместил акценты в неправильную сторону), а «Джокер» Тодда Филлипса максимально дистанцировался от расширенной вселенной DC (в начале фильме нет ее заставки — и он не имеет никакого отношения к другим работам). Что, однако, роднит эти картины, так это то, что они умножают альтернативные биографии Джокера. В «Убийственной шутке» показано, как Джокер пытается свести с ума комиссара Гордона в парке аттракционов, пытаясь доказать один простой тезис — чтобы слететь с катушек, нужен всего лишь один плохой день. В «Джокере» же показано, как бездействие готэмских элит приводит к народному бунту, невольным идеологом которого становится Артур Флэк (Хоакин Феникс). Про «Джокера» было очень много всего сказано в конце прошлого года — и, разумеется, на круг он получился круче «Убийственной шутки» (мультфильма, а не комикса), но в скобках все же заметим, что как бы фильм ни дистанцировался от вселенной DC, вряд ли он собрал бы такие деньжищи, если бы назывался, допустим, «Артур Флэк». Это не самостоятельный фильм, а интересный генезис кинокомикса, который является яркой альтернативой «Марвелу».   


«Бэтмен и Харли Квинн» (2017) vs «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн» (2020)

Конечно, у «Потрясающей истории Харли Квинн» (в оригинале — «Восхитительного освобождения (или буквально — эмансипации) одной Харли Квинн») гораздо больше общего с новым мультсериалом, нежели с мультфильмом 2017 года. И там и там героиня расстается с Джокером и пытается жить своей жизнью. Тем не менее «Хищных птиц» и «Бэтмена и Харли Квинн» роднит то, что в обеих картинах Харли объединяется с супергероями, чтобы творить хорошие дела: в фильме она защищает девочку от мафиози Черной маски, а в мультфильме помогает остановить свою подругу Айви (или Ядовитого Плюща), которая вознамерилась очистить планету от людей. В игровой версии, разумеется, еще больше феминизма, и вообще картина — яркий представитель female gaze (исполнительница роли Харлин Квинзель Марго Робби выступила продюсером, в то время как режиссеркой стала Кэти Янь («Мертвые свиньи») — этническая китаянка и протеже Цзя Чжанкэ).

Скажем прямо: фильм получился совершенно не хуже мультфильма и мультсериала. В «Хищных птицах» есть задор, энергия, экшен, драйв и своевременность (Харли Квинн давно заслужила сольную ленту, а Марго Робби является идеальным воплощением этой героини на экране). При этом «Хищные птицы» — нечто большее, чем женская версия «Дэдпула» или «Джона Уика»: это кино со своим максимально красноречиво выраженным киноязыком и эстетикой. Большая удача — особенно на фоне несуразного сериала The WB (ныне The CW).


«Чудо-женщина: Родословная» (2019) vs «Чудо женщина 1984» (2020)

Вместе с сиквелом фильма «Чудо-женщина» на маленьких экранах вышел мультфильм «Чудо-женщина: Родословная», который по-новому рассказывает историю принцессы амазонок Дианы. Сюжет, который в анимационной картине 2009 года занимал все время, в «Родословной» умещен в пролог: Диана вместе с пилотом Стивом Тревором покидает Темискиру, а затем всячески пытается обжиться на большой земле. В мультфильме остро встает тема отрыва от родных корней и обретения новой семьи среди незнакомых людей. Также Диана возвращается домой, как Одиссей на Итаку, чтобы одолеть Медузу Горгону и разобраться с призраками прошлого.

С призраками прошлого Диана (Галь Гадот) будет разбираться и в «Чудо женщине: 1984» (кинематографисты все никак не могут отпустить восьмидесятые). По сюжету влиятельный бизнесмен Максвелл Лорд (Педро Паскаль, который по иронии судьбы играл и в закрытом после пилота сериале «Чудо-женщина») просит защиты у Дианы Принс от археолога Барбары Энн Минервы (Кристен Уиг), которая по вине одного из его магических артефактов превратилась в Гепарду (в обмен Лорд обещает воскресить пилота Стива Тревора (Крис Пайн)). Не будем загадывать, но, кажется, и в этот раз фильм должен оказаться не хуже мультфильма: женское кино у DC пока получается лучше мужского.