Райан Гослинг еще в детстве начал сниматься на телевидении, но известность обрел не сразу. Его можно было увидеть в ужастиках «Боишься ли ты темноты?» (1990–2000) и «Мурашки» (1995–1998), детективе «Приключения Ширли Холмс» (1997–2000) и подростковой комедии «На волне успеха» (1997–1998), но первую свою большую роль на ТВ он сыграл в «Молодости Геракла» (1998–1999), вышедшей на рубеже веков и тысячелетий. То был приквел популярного сериала «Удивительные странствия Геракла» (1995–1999), который в России пользовался не меньшей популярностью, чем на Западе. Все потому, что его показывали на СТС, который в конце девяностых — начале нулевых был одним из главных развлекательных каналов в стране.
Однако никакой «Молодости Геракла» с Гослингом могло и не быть. Дело в том, что в полнометражном пилоте сына Зевса сыграл другой актер — американец Иэн Боэн. Он должен был исполнять его роль и в сериале, но Боэн отказался лететь в Новую Зеландию, где проходила основная часть съемок, а канадец Гослинг согласился (похожая история, кстати, случилась и с Люси Лоулесс, ведь изначально Зену в спин-оффе «Геракла» «Зена — королева воинов» (1995–2001) должна была играть Ванесса Эйнджел).
MCA Television Entertainment Inc.
В итоге Гослинг снялся во всех 50 сериях «Молодости Геракла», которая стартовала одновременно с пятым сезоном «Удивительных странствий Геракла», но завершилась чуть раньше, чем их шестой (финальный) сезон. К этому времени телевизионные рейтинги «Геракла» и «Зены» начали падать — и хотя на их фоне «Молодость» смотрелась молодцом (популярнее ее на канале Fox Kids были только «Могучие рейнджеры»), сериал не стали продлевать на второй сезон. Быть может, после закрытия флагманского шоу в нем уже не было смысла. А может, для продолжения не нашли денег.
Отличительная особенность «Молодости Геракла» заключается в том, что она создавалась по не совсем обычной системе. Если традиционно в сериалах зараз снимается только одна серия, то «Молодость» снималась блоками по четыре эпизода одновременно. Причем эти серии не обязательно должны были быть связаны сюжетно — главное, чтобы в них были одни и те же локации, декорации и актеры. Это позволило шоураннерам сильно сэкономить — и сделать максимально зрелищный сериал при ограниченных средствах (бюджет 50 эпизодов составил около 20 млн долларов).
Впрочем, в сериале все же есть несколько единых четырехсерийных блоков. Например, сюжетная арка про Орфея (Кирен Хатчисон) и Эвридику (Морган Риз Фэйрхед) — одно из главных украшений шоу. В ней исследуются подростковые проблемы, актуальные в том числе в конце девяностых. Скажем, в первой же серии «орфического цикла» поднимается тема сект (Эвридика и Орфей состоят в культе Вакха), которые лучше обходить стороной. Затем разговор заходит о том, что стоит за токсичной славой рок-звезд (Орфей превращается в дико популярного музыканта), как бывает тяжело отказаться от этой славы — и как она отравляет жизнь близких артистов. В финале, кстати, вовсе не Орфей, а Геракл спускается за Эвридикой в ад — и, знаете, трудно найти более гуманистические сериалы, чем те, что делали Сэм Рейми и Роберт Дж.Таперт на студии Renaissance Pictures в девяностые. В них есть уважение ко всем: женщинам, детям, старикам, кентаврам и Минотаврам.
MCA Television Entertainment Inc.
Помимо этого, в «Молодости Геракла» есть опередившее свое время дайверсити — может, не такое масштабное, как в «Ведьмаке», но зато не такое лобовое. Так, Тесея сыграл темнокожий актер Мфундо Моррисон, а наставника Геракла, кентавра Хирона, — легендарный новозеландец Натаниел Лис. Также в сериале можно найти немало аллегорий. К примеру, в древнегреческих амазонках нетрудно угадать метафору феминисток третьей волны. А в фигуре подруги Геракла Лилит (Джоди Риммер), первой девушки в стенах академии воинов, — манифестацию girl power (все потому, что одной из исполнительных продюсерок сериала была феминистка и лесбиянка Лиз Фридман, работавшая также над «Зеной»). Да и сам Геракл максимально далек от понятия «токсичная маскулинность», как и его верные друзья — балагур Иолай (Дин О’Горман) и будущий царь Ясон (Крис Конрад). А если кто и является ее олицетворением, так это бог войны Арес (Кевин Смит). Но даже он, как мы затем увидим в «Зене», не безнадежен.
Вообще, взять на роль молодого Геракла щуплого Гослинга было довольно остроумным решением. Райану тогда было всего 17 лет. Чтобы подготовиться к роли, он посещал того же тренера по боевым искусствам, что Кевин «Геракл» Сорбо и Люси «Зена» Лоулесс. Но все равно Гослинг был настолько высоким и худым, что художникам пришлось перешить его костюм, чтобы свести к минимуму худобу (а на руки артиста нанести макияж, чтобы добавить контуры мышцам).
Это пошло на пользу образу, ведь молодой Геракл побеждал врагов не только полубожественной силой, но и интеллектом. Был не качком, а рефлексирующим юношей, которому не чуждо самокопание, как и гослинговскому Кену в «Барби». Иными словами, Гослинг был всегда больше Геракла. Возможно, поэтому он и стал звездой, а Кевин Сорбо — нет.
Как и многие другие сериалы Renaissance Pictures, «Молодость Геракла» опередила свое время: она до сих пор смотрится свежо и современно. Так бы сейчас, наверное, выглядел «Ривердэйл», если бы его действие происходило не в одноэтажной Америке, а в Древней Греции. Ведь, с одной стороны, это образцовый метаконструктор, который остроумно пародирует или обыгрывает клише поп-культуры: например, в «Геракле» есть сюжет, позаимствованный из мифа о Пигмалионе и Галатее, с участием бога Гефеста (Джейсон Хойт) и созданной им девушки; есть влюбленная в менестреля царевна по имени Dido (!); Иолая чуть не насилуют ветви деревьев, как в «Зловещих мертвецах» Сэма Рейми, а в другом хоррор-эпизоде герои сталкиваются с песчаным скатом, похожим на червя из «Дюны» (похожее чудовище, к слову, было и в «Удивительных странствиях Геракла»).
А с другой стороны — шоу пытается поговорить о важных вещах через толстый слой метаиронии. Среди них — экоактивизм (когда богиня Артемида превращает Иолая в оленя, он меняет свое отношение к охоте на золотую лань, а когда Иолай берет под опеку василиска, то понимает, что такое ответственность), вопросы веры и религии (когда в академии появляется ученик по имени Пифагор (Кристофер Браун), который говорит, что не верит в богов, это приводит в смятение не только главных героев, но и самих богов) и, разумеется, отношения полов, родителей и детей и просто родных людей. Последним темам, пожалуй, уделено больше всего внимания.
MCA Television Entertainment Inc.
Так, к примеру, пока Геракл, Иолай и Ясон учатся понимать женщин, Лилит постоянно приходится доказывать, что она ни в чем не уступает парням. Пока Лилит ищет взаимопонимания со своей старшей сестрой, а Иолай — с родителями, Геракл пытается преодолеть ревность к возлюбленному своей матери Алкмены (Шэрон Тайрелл). А еще на протяжении почти всех серий юноша, страдающий от того, что сейчас назовут daddy issues, отчаянно ищет встречи со своим отцом Зевсом, которая по всем законам драматургии состоится в финале. Сложные отношения с сестрой обнаружатся и у нелюдимой владелицы трактира Коры (Анджела Мари Дотчин), про которую ближе к финалу нам объяснят, почему она такая бука.
Наверное, с точки зрения визуальных эффектов «Молодость Геракла» сегодня выглядит несколько устаревшей (хотя над ней работали те же умельцы, что и над питер-джексоновским «Властелином Колец»). И наверное, сериал не похож на престижное телевидение — скорее на «античный ситком», только без закадрового смеха (серии по 20 минут, всего несколько локаций, среди которых академия, трактир Коры и царский дворец в Коринфе). Но это и неважно, ведь с драматургией в «Молодости» все в полном порядке. Сериал все еще смотрится захватывающе, а местами и вовсе проникновенно. В первую очередь это, конечно, заслуга сценаристов, которые с олимпийским спокойствием доносили до зрителей «простые истины» и мягко брали на себя воспитательную функцию.
«Молодость Геракла» завершилась в 1999-м — в лучший год в истории кино. Через несколько лет Гослинг сыграет свою первую большую кинороль в «Фанатике» (2001), отмеченном не только Гран-при «Сандэнса», но и главным призом XXIII ММКФ (вот были времена!). А после слезливой мелодрамы «Дневник памяти» (2004) и вовсе станет большой звездой.
Его коллеги, к сожалению, не добьются такого же успеха. Самые известные фильмы Дина «Иолая» О’Гормана — трилогия «Хоббит» (2012, 2013, 2014), где он сыграл гнома Фили, и драма «Трамбо» (2015), в которой он перевоплотился в Кирка Дугласа, играющего Спартака в фильме Кубрика. Крис «Ясон» Конрад до «Геракла» мелькнет в четвертом «Малыше-каратисте» (1994) и второй «Смертельной битве» (1997), а затем осядет в сериалах старшего и чрезвычайно талантливого брата Стивена: «Патриот», «Предприятие „Божий дар“» и «Смиты из Ультра-Сити».
Джоди «Лилит» Риммер так и останется чисто новозеландской актрисой, которую в последнее время можно было увидеть в «Могучих рейнджерах: Сталь ниндзя» и «Sweet Tooth: Мальчик с оленьими рогами». Но это ничего: «Молодости Геракла» вполне достаточно, чтобы они навсегда остались в памяти благодарных миллениалов, по выходным смотревших СТС.