Москва
10 августа 2018

9 интересных и полезных книг про школу

Катерина Антонова
Четыре — про особых детей, две — про обычных детей, одна про родителей и одна — про учителя.

«Мучные младенцы» Энн Файн, перевод Марии Людковской

Книга про школу, какой она должна быть

Глубокая и трогательная книга о том, как в одной школе в классе для трудных подростков, практически неуправляемых и в принципе, на первый взгляд, мало вменяемых, провели психологический эксперимент. Каждому ученику дали холщовый мешок муки, сказали, что за ним нужно присматривать, как за настоящим ребенком, и вести дневник наблюдений — за собой, за младенцем, за окружающим миром. При более внимательном взгляде на героев этой книги, конечно, оказывается, что каждый из них — не просто и не только трудный подросток, а нормальный человек. Просто человек со своими особенностями, которые есть у каждого из нас. И иногда от их вывертов хочется лезть на стену, иногда плакать, а иногда просто стать чуть добрее и внимательнее — к людям и к миру, который всегда более сложен, чем нам кажется, и не делится только на плохое и хорошее. 

«Саймон вскочил на ноги, как ошпаренный. Кукла! Да она даже не кукла. Она же просто глупый безжизненный мешок муки. Она даже не она. Она это оно. Что с ним случилось? Почти три недели он обсуждал свои проблемы с мешком муки. Он что, с ума сошел? Ведь это просто часть дурацкого школьного проекта. Она же ненастоящая. Они все ненастоящие. Схватив пакет с мучными младенцами за углы, он рывком перевернул его. Мешки с мукой вывалились на пол. Вот что они такое. Просто мешки с мукой! Мучные мешки»

Купить книгу

 

«Как курица лапой» Энн Файн, перевод Дины Крупской

Книга о школьной дружбе на всю жизнь

Повесть о мальчишках, одном — с тяжелой дислексией и дисграфией, другом просто очень одиноком. Оказавшись за одной партой, они начинают помогать друг другу. Один учит другого писать более или менее нормально и в принципе выносить свой персональный ад под названием школа, а другой неосознанно, ковыряясь в своих каракулях и мучаясь комплексом неполноценности, знакомом каждому дислексику, учит первого брать на себя ответственность за тех, кто рядом, и быть причастным к тому, что происходит вокруг. Добрая и нежная книга про детей, которым очень повезло с родителями, учительницей и друг с другом. 

«Я сполз по стене и сел на корточки, уронив голову на руки. Вот удача так удача. Я пробил себе дорогу в школах, где школьная форма такая колючая, что весь исчешешься, и в школах, где приходилось по пять раз на дню вставать и молиться, и в школах, где тебя заставляют переписывать домашку, пока не избавишься от всех ошибок. Но в подобные места меня еще не заносило»

Купить книгу

 

«Привет, давай поговорим!» Дрейпер Шерон, перевод Ольги Москаленко

Книга про инклюзию в школе

Жесткая, наотмашь бьющая своей безжалостной точностью, совершенно необходимая, глубокая и максимально честная книга про то, как это трудно — инклюзия в школе. Как много терпения и труда со стороны взрослых это требует. Как много мужества и сил нужно детям. Обычным, которые переживают свои трудности, проходят свой переходный возраст, ищут свое место в группе, в классе, в мире, — и особым, которые помимо всех тех же сложностей должны справляться еще и с другими, вызванными болезнью. Может быть, если бы эта книга была в школьной программе российских школ, наши дети меньше бы толкались локтями. Да и мы сами были бы чуть терпимее, прочти мы ее в детстве. Это история про 11-летнюю девочку с феноменальной памятью и ДЦП. Она передвигается на инвалидной коляске и учится в обычной школе в классе для особых детей, где с ними год из года проходят алфавит. Но приходит новая учительница, которая начинает внедрять в школе инклюзивное образование. Девочке дают персонального помощника и суперкомпьютер, она показывает блистательные результаты в учебе, попадает в школьную команду «умников и умниц», которая благодаря ей проходит в финал образовательной олимпиады — и тут ее одноклассники и учитель предают ее. Улетают на финал в Вашингтон без нее, потому что стесняются ее: у нее могут потечь слюни, она не контролирует движения своего тела, она не умеет говорить — только мычать или кричать. И их команда проигрывает. И никакого примирения в конце не происходит. Никакой розовой сказки. Просто рассказ про веру и предательство, силу и слабость, честность и подлость среди 11-летних детей и окружающих их взрослых.

«Вдруг с места поднялась девочка с длинными распущенными волосами и подошла ко мне. Чуть нагнувшись, она заглянула мне прямо в глаза и улыбнулась. Да, это она недовольно смотрела на тех ребят, которые смеялись, когда нас только привели.
— Меня зовут Роуз, — приветливо сказала она.
Я улыбнулась в ответ, изо всех сил стараясь не дернуться, не испугать ее случайным движением руки или ноги, резким звуком. Набрав побольше воздуха, я попыталась представить медленно накатывающие на берег морские волны. Помогло. После пары глубоких вдохов и выдохов я показала на планшете: «Спасибо». Думаю, Роуз меня поняла. Потом я включила коляску и подъехала к ее стулу. До конца урока мы сидели рядом. И все было хорошо, мое тело ни разу меня не подвело. Только урок очень быстро кончился»

Читать книгу

 

«Матильда» Роальд Даль, перевод Елены Суриц

Книга про школьные страхи — и их преодоление

Светлая, веселая и местами очень страшная история про девочку, которая отличается от других: она научилась читать едва ли не раньше, чем заговорила, она кажется совершенно чужой в собственной семье, а еще она телепат — умеет управлять предметами силой мысли. У нее есть враг — чудовищная, как сто детских кошмаров, директор школы мисс Таррамбах, и друг — добрая и несчастная до встречи с Матильдой учительница мисс Ласкин, похожая на прекрасную фею. Вместе они победят Таррамбахику, которая проделывает со своими учениками все, что в снится родителям всех школьников в самых жутких кошмарах: таскает их за уши, швыряет об стену, запирает в темном чулане с торчащими из стен гвоздями, насильно кормит жирным шоколадным тортом и постоянно орет. Но изобретательная Матильда придумает, как избавить школу от злобной Таррамбах, а мисс Ласкин уговорит родителей Матильды оставить девочку с ней, когда те соберутся переезжать. 

«После перемены все опять собрались в классе. Мисс Ласкин встала в дальнем углу. Все затаили дыхание и в страхе ждали, что будет. И вот, словно грозный великан в зеленых брюках и сатиновом халате, в класс военной походкой вступила громадная мисс Таррамбах»

Купить книгу

 

«Три четверти» Анна Красильщик

Книга про буллинг - не столько для детей, сколько для родителей

История про один школьный год одной девочки-подростка  из одной совершенно нормальной семьи: мама, папа, бабушки, дедушка, младшая сестра, переезд в новую квартиру, переход в новую православную школу семейного типа, в которой сначала все было хорошо, а потом все стало плохо. В книге нет никаких выводов и душераздирающих назидательных сентенций, только очень подробный рассказ про то, как чувствует себя девушка, когда впервые влюбляется, когда совершает первое свое предательство, когда у нее умирает дедушка, когда ее вдруг начинает травить весь класс. А ее родные — все действительно хорошие, нормальные люди — ничего этого не замечают, списывая все на переходный возраст. И спохватываются, закрутившись, как это бывает, между командировками и младшим ребенком, когда девочка уже  готова покончить с собой. Но все обошлось — и главная героиня просто перешла в другую школу. И выросла.

«Домой из школы я шла одна. Я посчитала все шаги до метро. Я не наступила ни на одну из полосок между плитами на станциях и в переходе. Я засекла на всех станциях. Я молилась богу, не знаю какому: «Господи, сделай так, чтобы они меня простили. Господи, сделай так, чтобы я снова была нормальная»

Купить книгу

 

«Дневник мамы первоклассника» Маша Трауб

Книга про школу для родителей

Книжка-бестселлер с немыслимым количеством переизданий, книжка-антидепрессант, книжка — пособие по выживанию в условиях первого класса ребенка, потому что в ней честно, обаятельно и с огромным чувством юмора рассказано все, что не понаслышке знает каждый родитель современного российского школьника. Весь этот ад с домашними заданиями по окружающему миру, зимней физрой на лыжах, огрызками в рюкзаке, ежедневными подъемами затемно и желанием сохранить нормальную жизнь, хотя вообще-то в условиях школы это малодостижимая задача. 

«Мне понравилось подписывать. Это такой ажиотаж начала года — сначала красиво, высунув от старания язык, заполняешь дневник, а потом забрасываешь его куда подальше. А еще я помню, как учебники оборачивали в бумагу — раскладываешь лист, сгибаешь, разглаживаешь, переворачиваешь. И сверху, по голубому листику-трафарету, пишешь, какой учебник. Давно забытый навык. Кстати, мне он очень в жизни пригодился — я, например, очень хорошо подарки упаковываю. Да, в двенадцать ночи воспоминания нахлынули — про прозрачные обложки-пленки для тетрадей, про пеналы на магнитах, про первые дипломаты вместо портфелей. Но это уже в старших классах. У нас не только мальчики, но и девочки с дипломатами форсили…Так вот, я заодно подписала мешок для сменки и куртку. Еще я хотела подписать сменные ботинки, но впала в ступор – оба подписывать или только один?»

Купить книгу

 

«Приключения П. Осликова, ребенка, который хотел как лучше» Елена Соковенина

Веселые истории про мальчика Петю и его жизнь дома и в школе

Написаны они мамой мальчика, так что никакой теории. Только практика, только хардкор. Достаточно прочитать названия глав, чтобы быть уверенным: и родителям, и детям книжка понравится, потому что отзовется в душе чем-то очень близким и родным. «Как П.Осликов был симулянтом», «Как П.Осликов был максималистом», «Как П.Осликов стеснялся», «Как П.Осликов был ненастоящим», «П.Осликов и вопросы чистоты». 

«А? Кто спит? Да не сплю я на уроке. Я сейчас, Мария Степановна, я просто считаю. Блин, задумался как-то. До конца урока пятнадцать минут, а у меня всего одна задача решена, вам отсюда видно? Ох ты, Маша-то, оказывается, на меня все время смотрит!  Во глазастая тетка наша Маша. Ой, Мухина руку подняла. Все решила, что ли? А нет, выйти просит. Может, тоже попроситься выйти, догнать Мухину и спросить, какой у нее вариант? А если у нее первый? Тогда лучше не надо. Можно было бы списать у Сережки, но Маша сто процентов увидит. Тогда все, кранты мне»

Купить книгу

 

«Я хочу в школу» Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак

Школьники против чиновничьего произвола

Ставшая классикой повесть о том, как старшеклассники защищают свою школу, которая им — как второй дом. Они единственные в городе, кто хочет идти учиться, потому что это интересно, непредсказуемо, осмысленно, потому что в школе с ними общаются уважительно, ценя в каждом неповторимого, не похожего ни на кого человека. Но всему этому приходит конец, когда однажды после очередной проверки их любимую 34-ю школу закрывают, а учеников распределяют по соседним учебным заведениям. И тогда «Птицы» придумывают, как спасти свою alma mater. И спасают ее.

«— Понимаете, мы за школу что угодно сделать можем, хоть подделать письмо, хоть убить!
— Это она в переносном… — попытался уточнить Дима, но Юлю уже несло.
— Она нам как дом была, как семья, ясно?! Мы туда каждое утро хотели! Вот ваши дети хотят в школу по утрам?
Лица членов комиссии затуманились. Каждый вспоминал своих детей… да и свое детство. «Хочу в школу»? Нет, такого они припомнить не могли»

Купить книгу

 

«Географ глобус пропил» Алексей Иванов

Строго для старшеклассников

На самом деле, конечно, это роман для взрослых. Потому что школа там — лишь место действия, да и то не единственное. Но так как принадлежит этот роман одному из самых крупных современных авторов и так как старшеклассники — это, безусловно, уже совершенно взрослые люди, то его можно и нужно дать им прочесть. Что в нем? История про кризис среднего возраста одного лишнего человека в 90-е? Да, но не только. История взаимоотношения двух поколений, отцов и детей? Да, но не только. Рассказ о несостоявшемся романе учителя и старшеклассницы? Да, но не только. Про кризис в семье? Да, но... Про мужскую дружбу? Да, но... Про романтику байдарочных походов? Да, но... Ценность этого романа в том, что невозможно в одном предложении определить, о чем он. Потому что это очень хороший роман. Один из лучших в современной русской литературе. 

— Зачем, Виктор Сергеевич, мы вообще учим эту ерунду, морально устаревшую сто лет назад?
— Возьми, Старков, у Шакировой учебник и посмотри в нем на последней странице фамилии авторов, — посоветовал Служкин.
Весь класс тотчас же начал заинтересованно изучать последнюю страницу, только Шакирова стучала кулаком в широкую спину Старкова.
— Есть среди фамилий авторов Служкин?
Красная профессура, растерявшись, снова перечитала список.
— Есть! — с последней парты на всякий случай крикнули двоечники Безматерных и Безденежных, которым полагалось бы находиться не в девятом «А», а в зондеркоманде.
— Нету меня, — игнорируя двоечников, сказал Служкин. — Тогда я не понимаю, Старков, почему ты задаешь этот вопрос мне»

Купить книгу

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все