Все развлечения Москвы
7 шуток и историй о Павле Пепперштейне — к открытию выставки в «Гараже»
В «Гараже» открылась выставка, пожалуй, самого интересного и заслуженного молодого отечественного классика — Павла Пепперштейна. Он работает так много и так быстро, что за ним как будто бы невозможно уследить, а как музею удалось представить его ретроспективу — вообще сложно понять. Рассуждать о его ироничном искусстве в предельно сложных терминах — дело не самое очевидное, поэтому «Афиша» попросила куратора выставки, Екатерину Иноземцеву, вместо этого о ней пошутить — на выходе получилось несколько истории и тонких и точных наблюдений о современном классике.
28 февраля 2019

#1 - О биоритмах

Шутить про Павла Пепперштейна трудно: он сам сможет перешутить кого угодно. А еще он изо всех сил поддерживает миф о неуловимом художнике с самым чудным расписанием жизни. Впервые в моей обширной биографии рабочий день начинается не раньше 14.00 — из-за биоритмов Паши. Чему, кстати, искренне радуется команда музея.

 

#2 - О бесконечности

Паша настолько плодовит, что Нобелевскую премию мира нужно будет дать человеку, который составит каталог его произведений: он производит феноменальное количество работ, которые бесконечно всплывают, исчезают — чтобы потом вновь обнаружиться.

 

#3 - О детстве

Не шутка, а быль: кажется, что художник Пепперштейн не поменялся с 7 лет. Его система и метод сформировались уже тогда, в детстве, и практически не менялись — конечно, с известными поправками. В этом можно воочию убедиться на выставке: мы показываем около 100 рисунков, графических циклов и альбомов, созданных художником с самого раннего детства. Кстати, по свидетельству родителей, первое слово Паши было «кан», что значит карандаш.

 

#4 - О партнерстве

Тоже не шутка: это удивительно деятельный художник, способный выстраивать коммуникацию практически с любым внешним или внутренним партнером. Так, например, в рамках нашей выставки каждый из отделов и департаментов умудрился придумать вместе с ним что-то особенное: от сувениров до книг.

 

#5 - О колобке 

Один из самых стабильных образов в искусстве Пепперштейна — это сферическое существо вроде колобка, которое отчасти напоминает о стратегии самого художника. Он, как колобок, перекатывается по ландшафтам культуры и искусства, нигде не останавливаясь и вечно продолжая движение. Добиваться от него в разговоре финальности и серьезности бессмысленно, зато он щедро одаривает собеседника своим чутким слушанием, а дальше может случиться решающая в жизни каждого беседа, от которой можно и нужно получать удовольствие.

 

#6 - О зрителях

Паша — это абсолютно самовоспроизводящаяся система. Его деятельность больше всего напоминает орнамент: он невероятно насмотрен, начитан, и информация в его голове укладывается как будто в разные поры. В итоге возникает причудливая структура, больше всего напоминающая ничем не ограниченный раппорт, который свободно распространяется, меняется, делая отдельные фрагменты более видимыми или, наоборот, что-то скрывая. Кстати, любая зрительская реакция (неважно какого зрителя) — интегральная часть этого орнамента, она подстегивает его дальнейшее движение.

 

#7 - О Ленине и погребальной культуре

Одно из центральных произведений на выставке «Лиственный зал в колхозе «Календарный» представляет собой инсталляцию, в центре которой в хрустальном саркофаге лежит Ленин с девушкой в ожидании скорого воскрешения. Он как будто уснул волшебным сном и скоро очнется. Когда мы рассылали этот проект для просчета возможным подрядчикам, то странным образом нам пришел запрос из Музея погребальной культуры в Новосибирске на предмет проведения выставки в «Гараже». Вот теперь и думаем.