Москва
30 мая 2024

10 новых книжек мая для детей и подростков

Евгения Сосина
Окончание приквела о «Школе Добра и Зла», новая история про Лиса и Поросенка, атмосферный хоррор для подростков, новеллизация фильма про Алису Селезневу и многое другое.

«Школа Добра и Зла. Падение»
Соман Чайнани. «Эксмодетство»

Заключительная часть истории

Сначала Соман Чайнани создал цикл книг «Школа Добра и Зла», который с первой же книги покорил любителей фэнтези по всему миру. Затем автор начал писать приквел: в первой части читатели узнали о создании легендарной школы ведьм и волшебников, а во второй Чайнани поведает о вражде ее основателей.  Купить

«До того, как Директорами школы стали Райан и Рафаль, был и другой.
Веснушчатый юноша с темно-рыжими кудрями, который представился Сториану, как и все Директора школы, которые хотели ею править.
Перо, длинное, стальное, заостренное на обоих концах, с похожим на глаз наконечником, оценивающе взглянуло на мальчика.
А затем заговорило:
В обмен на бессмертие,
В обмен на вечную молодость
Я выбираю тебя.
Душу, которая добра в той же
степени, что и зла.
Но каждый Директор школы должен
пройти испытание.
Твое испытание — равновесие
Между добротой твоей души
И злой тенью.
Ни одна из сторон не должна
победить.
Нарушишь равновесие — провалишь
испытание.
Ты высохнешь и умрешь.
Тебя заменят.
Подними руку, чтобы скрепить эту
клятву.
Мальчик поднял руку, и клятва была скреплена кровью.
Но долго он не продержался.
Новые Директора нашли его меньше года спустя.
Дрожащий голос в тенях.
Высохшего старика.
Провалившего испытание.
— Что произошло? — успели спросить они, прежде чем он умер.
Но это неверный вопрос.
Они должны были спросить, кто он».

«Большая книга мостов»
Айрат Багаутдинов. «Альпина.Дети»

Занимательное чтение для будущих инженеров

Все об эволюции мостов: какие они бывают, как строились и преображались от века к веку. Читатели узнают, какие задачи решают инженеры, проектируя переправы. Увидят мосты, ставшие шедеврами архитектуры. А также пополнят словарный запас инженерными терминами: «арки», «фермы», «кружалы», «пилоны». Автор книги — историк архитектуры, экскурсовод и лектор Айрат Багаутдинов. Купить

«Когда человек построил первый мост, он показал природе, что способен сам изменять мир, подчинять его своей воле. Только самые талантливые, трудолюбивые и опытные инженеры могли справиться с такой непростой задачей. С течением времени, по мере развития человечества, конструкции мостов становились все более сложными и совершенными. Поэтому история мостостроения — это еще и история человеческого разума и развития цивилизации.
Наша книга — тоже мост! Во-первых, буквально: на каждом развороте нарисован мост, который приведет вас к следующему этапу истории мостостроения. А во-вторых, мы хотим, чтобы страницы этой книги стали для вас, дорогие читатели, мостиками к новым идеям, открытиям и собственным изобретениям. И кто знает, вдруг она поможет вам в выборе будущей профессии?»

«Миссия „Лучшая подруга“»
Зоран Дрвенкар. Издательство «МИФ» 

Книга о поисках дружбы

Пандекраска Пампернелла — самая настоящая принцесса. В одиннадцать лет у нее есть все, включая личного парикмахера, готового лететь с утра пораньше в любую часть света, чтобы соорудить Пандекраске новую прическу. А вот подруги у нее нет. Героиня находит трех кандидаток: в Монголии, Ирландии и Индии. И отправляется в путь, чтобы познакомиться с каждой и выбрать из них самую лучшую. Купить

«Взволнованная, она торопливо ступила на мостик, на дальнем конце которого сидел человек.
Услышав ее шаги, тот поднял голову от блокнота.
Ноги человека болтались в воде, и был это не кто иной, как ваш покорный слуга. Поправив очки, я поинтересовался, когда же Пампернелле Пандекраске наскучит дрессировать своего глупого сокола.
— В который раз ты уже пытаешься?
Пандекраска Пампернелла начала считать на пальцах. Это заняло у нее пару минут.
— В восемьдесят третий, — наконец ответила она и бросила взгляд на блокнот, где я фиксировал все, что случалось с нашей героиней, поскольку был ее официальным биографом и сопровождал ее со второго года жизни.
„Не может быть! Ни у кого в два года не бывает биографа!“ — должно быть, воскликнете вы.
Ваше право усомниться, ведь вы не знакомы с Пандекраской Пампернеллой. Но стоит этой девочке чего-нибудь захотеть, как ее желание осуществляется. Говорить она научилась в два года, и третьей произнесенной ею фразой стало требование личного биографа.
Первая фраза звучала так: „Ну наконец-то!“
Второй стал вопрос: „Почему у меня до сих пор нет лошади?“
Подав голос в третий раз, она объявила: „Хочу, чтобы кто-то записывал все, что я думаю и делаю. Он может со мной не любезничать, но лучше пусть постарается. Хочу… — тут Пандекраска Пампернелла немного помедлила, вспоминая нужное слово, — личного биографа, и побыстрее!“
Так в этой истории появился я.
Меня зовут Доминго Иглесиас де Сакраменто, но Пандекраска Пампернелла называет меня Дон Плуто, поэтому для всех и вся я Дон Плуто, официальный биограф Ее Высочества, которая прямо сейчас заглянула мне через плечо и прочла, что я записал. Указав на одну из строчек, она заявила:
— Это неправда».

«Сто лет тому вперед»
No Sugar Books, «АСТ»

Официальная новеллизация и классический текст Кира Булычева

В «АСТ» выходят сразу две книги «Сто лет тому вперед». Первая — новеллизация фильма, который вышел на экраны этой весной и собрал противоречивые отзывы — от самых восторженных до резко неприязненных. В числе претензий: новый фильм не имеет ничего общего ни с советской экранизацией, ни с литературным первоисточником. Вторая книга — как раз классическая повесть 1978 года. Можно прочитать обе и сравнить мечты о грядущем современных авторов и Кира Булычева — человека, который верил в будущее.

«Обходя густые заросли, Коля вышел к самому краю бульвара и увидел, как совсем рядом строят дома.
Коля не сразу догадался, в чем дело. На краю дороги, там, где кончалась трава бульвара, стоял молодой человек с большой черной бородой. Он смотрел наверх, через улицу, где возвышался недостроенный дом.
Дом был сделан из того же пористого материала, что Институт времени и школьная лаборатория. Так же, как они, он был построен неправильно. Он возвышался, словно песочный кулич, непонятно было, будут его строить выше или уже можно остановиться. Подъезд дома был полукруглый, окна разные, маленькие и большие, овальные и квадратные. Над подъездом нависал горб, и на нем росло небольшое пушистое дерево.
На верху дома, по пояс возвышаясь над стеной, стояли два человека и держали в руках кипы прутьев и гнутых палок. А человек с черной бородой смотрел на них снизу и командовал:
– Правее ставь!.. Еще правее! Да скорее, пока не затвердело!
Люди наверху втыкали в стену прутья, некоторые прямо, а некоторые под углом.
Скоро вся стена сверху была утыкана палками и прутьями.
– Всё! – крикнул чернобородый. – Начинайте. Только с твоей, Вениамин, стороны поменьше затравки. Я хочу, чтобы Левочкина сторона набрала силу.
Люди на стене нагнулись, достали штуки вроде огнетушителей и распылили на стену порошок. Потом у них в руках оказались шланги, и они принялись стену поливать. Строители напоминали Коле Аркашу с его бубликовым гибридом. Коля даже ожидал увидеть, как из стены полезут зеленые веточки, но ничего подобного не случилось. Зато начала расти сама стена.
Она росла не равномерно, а как бы вытягивалась вдоль прутиков.
— Вениамин, не жалей питательного раствора! — суетился внизу бородач. — Линия получается незавершенная!
Стена постепенно заполняла промежутки между прутьями, но в тех местах, где прутья были выгнуты вперед, стена тоже выдавалась. Вениамин, рискуя упасть, наклонился и стал быстро втыкать новый ряд прутиков. И тут Коля увидел, что получается круглый балкон. Второй строитель, Лева, начал быстро отгибать прутики за спиной Вениамина, и строительное вещество послушно потекло по ним, образуя дверной проем.
— Ну, и как тебе это нравится? — спросил бородач у Коли.
— Вообще-то нравится, — сказал Коля, — хотя, простите, архитектура не очень подходящая.
— Почему же так?
— Я привык, что у домов должны быть углы и прямые стены, — сказал Коля. — Ну, как в старинных зданиях.
— Так это же не от хорошей жизни, — сказал бородач».

«Лето кота Пармезанова»
Елена Еремина. ИД «Питер» 

Веселая сказка для всей семьи

Каждый уважающий себя кот владеет искусством борьбы с ночным тыгыдыком, способен открывать любые двери и умеет петь басом. Этому четвероногих учат в спецшколе — именно туда попадет главный герой книги кот Пармезанов. Новинка от издательского дома «Питер» — смешная история детского писателя и фотографа-анималиста Елены Ереминой, прославившейся своими фотографиями с рыжим котом и африканскими ежиками. Купить

«Через полчаса Серж занес переноску в дверь с табличкой „Школа котов-массажистов“:
— Ну что, успокоился? И стоило так шуметь? Видишь, ничего плохого тебе не сделали.
Пармезанов прижал нос к решетчатой дверце. Что тут у нас? Просторная комната, домики-скворечники на высоких подставках, питьевые фонтанчики, синий диван с большим плюшевым медведем…
Пахнет котами. А где они? 
Серж с переноской в руках неспешно зашагал вдоль ряда вольеров, и Пармезанов увидел котов: серых, черных, рыже-белых, с россыпью пятнышек и в полосочку… Они спали на матрасиках, беспечно раскинув лапы или свернувшись в клубочки.
На залитом солнцем подоконнике дремала черная кошка, похожая на пантеру.
— Привет, Люсинда! Принимай пополнение! Твой новый подопечный — Кузьма Пармезанов, — Серж поставил у окна открытую переноску, прислонил чемоданчик и ушел.
— Кхм. Какой пухляш! Ну да, не спортсмен, — промурчала кошка, когда Пармезанов выбрался из переноски. — И, похоже, любит покушать…
Зато чистенький. Скорее всего, и блох никогда не было. И глаза умные…
„Началось, — заморгал от обиды Пармезанов. — Сама с собой меня обсуждает. Прямо как дома, словно я пустое место“.
Люсинда потянулась, бесшумно спрыгнула на пол и спросила, прищурив светло-голубые глаза:
— Читать умеешь?»

«Лесной квест» 
Бьерн Рёрвик. Издательство «Самокат» 

Новая история про Лиса и Поросенка

Книгами автора и художника Бьерна Рёрвика зачитываются дети из разных стран мира. Во-первых, это легкие и смешные истории. Во-вторых, замечательные авторские иллюстрации, которые можно разглядывать бесконечно. В новой книжке Лис и Поросенок будут участвовать в лесном квесте и бороться за главный приз — крутящийся «карусельный» стул. Купить

«— Можно мы с Поросенком тоже пройдем квест? — спросил Лис.
— Нет! Во-первых, он только для охламонов. Во-вторых, у меня не осталось номеров.
— А это что? — Лис показал на коробку. Из нее что-то вываливалось.
— Этот номер никто не хочет брать. Он в чернике изгваздан.
— А мы возьмем! Мы чернику любим.
Охламонов командир достал из коробки заляпанный номер.
— Очень даже миленький, — сказал Лис.
— Ну хорошо, отдам вам его. Участвуйте. Но чур без глупостей! — строго велел охламонов командир.
Лис с Поросенком получили свой лист и огрызок карандаша и вернулись к дереву номер один.
На ветке сидела огромная птица и таращилась на них.
— „Какая птица живет в этом дереве? — прочёл Лис. — 1) сыч, 2) сычсарыч, 3) синица“.
— Может, синица?
— Скажешь тоже, — фыркнул Лис. — У такой большой птицы должно быть большое имя. Давай отметим самое длинное.
И Лис поставил крестик на „сычсарыч“.
У дерева номер два их ждала перевернутая вверх дном обувная коробка, на которой охламоны аккуратно разложили четыре гриба.
— „Перед вами шампиньон, лисичка, рыжик и трюфель. Где что?“ — прочитал Лис.
— Лисичка, значит, есть, — нахмурился Поросенок, — а свинушки, значит, нет? Вот же охламонство какое! Ладно, сейчас мы все исправим...
И он решительно зачеркнул первое слово и написал поверх „поросьон“.
— Второй гриб похож на лисюфель, согласен? — предложил Лис.
— А третий на трюжик, — подхватил Поросенок.
— И осталась трюфичка.
— Ой, шампуньон забыли! — спохватился Лис.
Поросенку казалось, что это уже перебор, но Лис заявил, что грибов много не бывает».

«Закулисье. Заговор безликих»
Аллан Рексворд. «Эксмодетство» 

Суперновинка для поклонников «ФНАФ», «Зайчика» и «Привет, сосед!»

Бесконечный лабиринт с желтыми комнатами. Мерцающие лампы и чьи-то взгляды из темных углов. Еще несколько минут назад Марк ехал на велосипеде по мокрым улицам родного городка. А теперь оказался в незнакомом жутком месте. Главному герою предстоит выяснить, зачем его сюда забросило и как вернуться обратно. Купить

«Я очнулся от нарастающего электрического гудения. Сердце дико колотилось, и в голове тоже неприятно стучало. Пару минут я лежал с закрытыми глазами, растянувшись на мокрой поверхности. Только вот это был совсем не асфальт. Коврик? Когда я приоткрыл глаза, в них тут же ударил яркий свет.
Промокший до нитки, я еле-еле смог подняться и огляделся. Огромная комната, со всех сторон возвышаются стены, оклеенные обоями противного желтого оттенка с небольшой прозеленью. В нос ударил отвратительный гнилой запах. Я даже знать не хотел, чем именно так воняло. На потолке периодически загорались отдельные световые панели, которые раздражающе гудели, но закономерности в этих вспышках не было. Словно при перебоях с электричеством в какой-нибудь захудалой гостинице.
Куда я попал? Последнее воспоминание — я грохнулся с велосипеда и больно приложился головой. А где я теперь?
Твердый и влажный пол. Мокрая одежда.
Вокруг стены. Настойчивый гул и неравномерное мерцание ламп на потолке. На голове, похоже, шишка. Нет, это все не сон. Что же тогда?
Должно быть, кома. Да, точно, я впал в кому. И мое тело лежало в больничной палате, опутанное проводами и трубками, а рядом попискивал кардиомонитор. У моей кровати стояли родители — или, по крайней мере, мама Николь — и младшая сестра Эмилия. Они шептали что-то ласковое, пытаясь меня разбудить. Да, наверное, так и было. А что тут еще можно предположить?
Поначалу я терпеливо ждал. Должен же я в какой-то момент очнуться. Или нет? Через некоторое время я внимательно посмотрел на свои умные часы. Было 15:12:45. На смартфоне, который я вытащил из кармана штанов, — то же самое. Сотовая связь не ловила, как и интернет. Время остановилось, местоположение не определить... Ах да, я же в коме.
Чего я, собственно, ожидал?»

«Поэтка»
Татьяна Март. Издательство «КомпасГид»

Новинка для подростков

Девятиклассница Даша любит литературу, пишет стихи, наблюдает за жизнью через призму поэзии и ищет ответ на вопрос: она уже поэт? Чего стоят ее стихи? Девушка получает самую неожиданную подсказку, какую можно вообразить. В тонкой, светлой повести Татьяны Март узнает себя каждый юный читатель, а особенно — читательница.  Купить

«Из заветного блокнота
ПРОСЬБА
Облака проплывают холодные —
Ослепительно-сливочным тортом.
Бьется сердце мое голодное,
Подчиняясь приказу аорты.
Я не крашу в зеленый волосы
И почти не грублю родителям,
Не хожу по дорожным полосам,
Сберегаю нервы водителей.
Я подолгу сижу за книжками,
Я хорошая, даже очень...
Можно вон тот кусочек,
С солнцем-вишенкой?»

«Литература. Герои произведений. Средняя школа»
Александр Архангельский. «Аванта», «АСТ» 

В помощь всем, кто мучится со школьными сочинениями

Блестящий литературный ликбез от известного литературоведа, педагога и автора учебников Александра Архангельского. Теперь любой школьник сможет, наконец, узнать, «что хотел сказать писатель» в том или ином произведении. Автор разложил по полочкам всех: от Митрофанушки до Петра Андреевича Гринева, от Алеко до Мцыри. Купить

«Лучшая, пережившая века комедия Фонвизина „Недоросль“ (ее Денис Иванович начал писать после возвращения из Парижа), как раз и соединила в себе „установки“ старинной назидательности и новоевропейской сюжетности. Фабула проста: в имении Простаковых-Скотининых вынужденно живет родственница владельцев, сирота Софья; госпожа Простакова решает выдать ее замуж за своего брата, большого любителя свиней Тараса Скотинина. Вдруг выясняется, что дядя Софьи, Стародум, не просто жив, но готов сделать ее наследницей 10 000 рублей. Простакова немедленно меняет план и начинает сватать Софью за своего сына Митрофана. В чем-то даже симпатичного, но невежественного и грубого, что неизбежно при хамоватом простаковском образовании и воспитании. За Софью вступаются служилый дворянин Правдин, который приехал с инспекцией, и молодой офицер Милон: он, как выясняется, жених Софьи, потерявший ее из виду, когда Софью увезли в деревню. А теперь случайно ее встретивший. В итоге зло наказано, Стародум всем дает наставления, Милон получает руку и сердце Софьи, на имение Простаковых наложена опека. 
Интрига четко выстроена, зритель получает удовольствие; в полной мере реализована задача автора — просвещение через развлечение. Но и воспитательной целью Фонвизин не жертвует. Одни его герои на собственном примере показывают читателю и зрителю, как не надо жить, другие — как жить надо, третьи — как можно исправиться. И все это в рамках строгих классицистических правил: единство времени (все события умещаются в один день), единство места (они происходят в одном доме), единство действия (никаких лишних ответвлений сюжета). Но читать, как правило, не скучно, потому что на сцене представлены живые чувства. Смешные, трогательные. И различные обстоятельства. Забавные, драматические. А то, что все это сдобрено изрядной порцией поучительных монологов и диалогов, не страшно; все герои группируются по простому принципу — ближе к истине и дальше от нее».

«Охотники за мифами. Проклятие древней гробницы»
Евгений Гаглоев. Издательство «Росмэн» 

Новые приключения Князевых

Неподалеку от знаменитых египетских пирамид обнаружен древний храм богини Сехмет. Такую сенсацию упустить нельзя. Вооружившись камерами, Князевы отправляются за новым сюжетом для своего видеоблога. Тем временем таинственные преступники уже планируют похитить бесценные артефакты из древнего храма. Купить

«С особым возмущением на близнецов уставилась одна очень забавная парочка: крупная широкоплечая женщина, ростом и весом напоминавшая младшим Князевым слона, и ее супруг — маленький, тощий и бледный, с длинными черными усами и короткой бородкой, чем-то похожий на крысу, только в клетчатой рубашке и клетчатых шортах. Когда он снял с головы панаму и принялся обмахиваться, словно веером, Кира и Максим увидели, что он абсолютно лысый.
— Нет, с детьми не отдохнешь, — фыркнула великанша, презрительно покосившись на двойняшек. — Хорошо, что в нашем отеле нет детишек!
— Ты, как всегда, права, дорогая Рогнеда! — торопливо согласился с ней крыс. — А ну, брысь отсюда, мерзкие детишки! — Он махнул на близнецов панамой. — Не мешайте нам слушать этого гада… то есть гида!
— Ой, да ладно… — начала Кира, но прикусила язычок, поймав разъяренный взгляд Рогнеды.
На слонихе была ярко-красная накидка и огромная шляпа того же цвета. Весь ее вид словно говорил: „Я опасна и ядовита, держитесь от меня подальше“.
— Не смотри на них, Феликс! — одернула великанша своего тщедушного мужа. — Они научат тебя плохому!
Кира и Максим удивленно переглянулись».
 

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все