Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
31 декабря 2022

Лучшие комедии 2022 года

Арсений Омельченко, Анна Львова, Юлия Салихова, Евгений Ткачёв
Комедия все еще пребывает в кризисе — чистых представителей жанра выходит не так много, однако «Афиша» нашла больше двадцати по-разному смешных фильмов, которые скрасят ваши новогодние праздники.
В дорогу
2021, Драма

Иранская глушь. На арендованной машине едет семья из четырех человек: флегматичный отец (Хассан Маджуни) с загипсованной ногой, заботливая и нервозная мать (Пантеа Панахиха), активный малыш лет семи (Райан Сарлак) и его старший брат — задумчивый и молчаливый Фарид (Амин Симиар). Он не только водитель, но и причина поездки: родители продали все и спешат к турецкой границе, чтобы тайком вывезти парня за рубеж. По дороге им предстоит пережить немало смешных и драматичных приключений, во время которых зритель постепенно станет пятым членом их семьи.

Показанный в Каннах дебют Панаха Панахи, сына известного иранского режиссера Джафара Панахи, уже 12 лет находящегося на родине под домашним арестом и запретом на профессию (что не мешает ему регулярно снимать и тайком отправлять за границу свое кино). К слову, Панахи работал ассистентом и учился не только у своего отца, но и у другого иранского мэтра Аббаса Киаростами, снявшего знаменитый «Вкус вишни», с которым «В дорогу» часто сравнивают. Это тоже экзистенциальное путешествие на грани жизни и смерти — за последнюю в картине отвечает тяжело больной пес, путешествующий с семьей на правах чеховского ружья. Более тонкой метафорой этого перехода выступает ветхозаветная сцена прощания, с предшествующим поеданием яблок, и невероятно круто исполненная цитата из «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика, когда отец в скафандре-спальнике с маленьким сыном на груди погружаются в космическую мглу под разговоры о Бэтмене, поцарапавшем свою машину. Все эти фишки картины удачно сплетены со знакомым каждому и блестяще разыгранным бытом. Своей трагикомической интонацией фильм напоминает лучшие образцы позднесоветского кино, а его тема оказывается удивительно актуальна уже для сегодняшних реалий нашей страны. Это идеальный дебют для многообещающего продолжателя династии.

Лулу и Бриггс
2022, Приключение

В начале 2022 года Ченнинг Татум вернулся на экраны с фильмом «Лулу и Бриггс». Актерский камбэк стал по совместительству режиссерским дебютом: Татум не только исполнил главную роль, но и попробовал свои силы в качестве постановщика. Сорежиссером стал его давний друг Рид Кэролайн — сценарист обеих частей «Супер Майка» и один из продюсеров «Мачо и ботана-2», «Удачи Логана», сериала «Товарищ детектив» и документального фильма «Боевой пес: Лучший друг солдата», из которого, очевидно, выросла задумка «Лулу и Бриггса».

В их совместном проекте рассказывается трогательная история дружбы человека и собаки, которые сошлись на почве общей трагедии. По сюжету бывший армейский рейнджер Джексон Бриггс из-за полученной травмы головного мозга вынужден коротать деньки за готовкой сэндвичей в местной забегаловке. Его единственная мечта — вернуться на службу, но для восстановления нужна рекомендация от начальства. После смерти одного из сослуживцев капитан предлагает сделку: Бриггс сможет вернуться в игру, если свозит служебную собаку погибшего сержанта на похороны. Судьба бельгийской овчарки рисуется не столь радужно: по возвращении Лулу планируют усыпить из-за ее буйного нрава и психологических травм, полученных после семилетней службы. Бриггс соглашается на задание и вместе с Лулу отправляется в путешествие, которое изменит жизни обоих.

Казалось бы, совместное детище Татума и Кэролайна ничего нового не предлагает и действует по проторенным голливудским дорожкам. Тем не менее «Лулу и Бриггсу» удается держать ритм и без особых усилий вызывать у зрителя правильные эмоции в соответствии с конкретной сценой и авторским замыслом. Во многом это заслуга Татума, но не как режиссера, а как актера. Усидеть на двух стульях у него пока не получается, однако назвать его первый режиссерский опыт провальным язык все-таки не повернется. Разумеется, не стоит недооценивать работу сразу трех бельгийских овчарок, которые поочередно играли Лулу. Несмотря на то что в начале ленты злая собака в наморднике скорее пугает, к финалу ее грустная мордаха растопит сердце даже самого отъявленного кошатника.

6.8
Я краснею
2022, Мультфильм

13-летняя Мэйлин Ли живет с родителями в Торонто. Она единственный ребенок в семье и, на первый взгляд, идеальная дочь: хорошо учится, занимается в нескольких кружках, а в свободное время помогает матери ухаживать за храмом, который построили в честь ее прародительницы Сунь И (что невольно заставляет вспомнить «Энканто»). Мама девочки Мин возлагает на дочь большие надежды и видит ее в будущем не меньше чем секретарем ООН. Поэтому Мэй приходится каждый день заслуживать одобрение властной женщины и скрывать от нее свои девчачьи увлечения — вроде восторженной фанатской любви к бойз-бенду 4Town (калька с 5ive) и рисунков в дневнике. Однако все тайное рано или поздно становится явным. Мин находит фанфики дочери и устраивает скандал в полной уверенности, что ее идеальная малышка просто попала под дурное влияние. И тогда оказывается, что в каждом тихом омуте может завестись панда. Наутро после прилюдного позора Мэйлин просыпается в образе огромного пушистого красного зверя. Выясняется, что проблема наследственная и передается в семье по женской линии. Перевоплощение происходит каждый раз, когда девочка испытывает сильную эмоцию, — будь то радость, грусть или злость. Теперь Мэй предстоит научиться держать свои чувства под контролем, а еще решить, как поступить с непрошенной красной напастью. Благо рядом оказываются верные подруги, всегда готовые поддержать.

«Я краснею» — мультфильм про преемственность травм и стигматизацию женской энергии. Он про девчонок и для девчонок. Недаром над ним работала практически полностью женская команда (сценарий вместе с Доми Ши писали Джулия Чо и Сара Штрейхер, а продюсером стала Линдси Коллинз). Здесь очень много типично женских шуточек, неприкрытой самоиронии и ностальгии. Несмотря на то, что это попытка показать мир через восприятие 13-летней девочки, сквозь кислотно-ванильную оболочку проглядывает оптика 30-летней женщины, оглядывающейся на себя сквозь годы. И поэтому на первый взгляд сладкая конфета местами немного горчит, как терапевтическая таблетка. История в «Я краснею» проста и по максимуму полна реализма, здесь, как и во многих мультфильмах компании «Дисней» последних лет, нет борьбы добра со злом, все проблемы — внутри, и каждому персонажу предстоит сделать выбор самому.

Режиссер: Доми Ши

На склоне лет испанский олигарх (Хосе Луис Гомес) решает увековечить свое имя — и между строительством моста и кино выбирает последнее. Но снято оно должно быть по высшему классу! Поэтому для сценария выкупают права на бестселлер нобелевского лауреата про двух враждующих братьев, а в режиссеры зовут звезду авторского кино Лолу Куэвас (Пенелопа Крус). На главные роли выбирают две противоположности — обожаемого публикой плейбоя Феликса Риверо (Антонио Бандерас) и театрального мэтра с чеховским именем Ивана Торреса (Оскар Мартинес). Те сразу проникаются друг к другу взаимной неприязнью, а то и ненавистью, которая на репетициях перерастает в настоящее состязание.

На этот раз едкие сатирики и завсегдатаи фестивальных экранов Мариано Кон и Гастон Дюпра («Шедевр») решили от души поиздеваться над собой и коллегами по цеху из области «высокого искусства». Разумеется, представлено кино было на одном из главных фестивалей мира — в Венеции, где оно, правда, осталось в итоге без наград (ценности этих статуэток в фильме посвящена отдельная сцена). Эта умно сконструированная и обезоруживающе саморазоблачительная метакомедия, конечно, не вызовет гомерического хохота, зато позволит несколько раз улыбнуться, задуматься и хитро подмигнуть самому себе и авторам картины — вы-то все понимаете! При этом работает кино на всех — от любителей фестивального кино (если у них осталась хоть капля самоиронии) до фанатов зрительских блокбастеров, посмеивающихся над эстетствующей публикой. Авторы изо всех сил стараются не занимать сторону и в равной мере симпатизируют и издеваются над всеми участниками. Ведь формулы идеального искусства, слава богу, не существует — поэтому в котел этого священного варева идет все: от высшего озарения до пустых амбиций, зависти и сексуальных комплексов. 

Любовь по вызову
2022, Трагикомедия

Учительница на пенсии Нэнси Стоукс (Эмма Томпсон) никогда не испытывала оргазм. После двух лет вдовства она решается попробовать то, во что, казалось бы, не верит, — снимает номер в отеле и приглашает молодого и харизматичного секс-работника (Дэрил МакКормак). Премьера этого истинно женского фильма австралийской режиссерки Софи Хайд («Животные») и комедийной сценаристки Кэти Брэнд состоялась на кинофестивале «Сандэнс». Трагикомедия получила по большей части восторженные отзывы критиков, которые оценили и тонкий подход к провокационной теме, и игру Томпсон и МакКормака.

«Любовь по вызову» — фильм глубоко эротичный, но не вульгарный. Это по-настоящему боди-позитивная картина о пробуждении женской сексуальности, о личных границах и внутренней свободе, победе над комплексами и любви к своему телу. Большая часть театрализованной и ламповой истории разворачивается в пределах одного гостиничного номера. За четыре интимные и эмоциональные встречи вскроется не один внутренний нарыв, а зажатой и неуверенной в себе героине предстоит преобразиться, научиться чувствовать и любить себя. Наблюдать за этой трансформацией вдвойне приятно благодаря искренней химии между только набирающим популярность ирландцем МакКормаком и оскароносной лауреаткой Томпсон. Как рассказал актер в одном из интервью, им с партнершей при съемках даже не понадобился координатор интимных сцен — все сложилось за счет взаимопонимания. Фильм вряд ли получится назвать комедией в прямом смысле этого слова. Однако ироничная картина вполне скрасит романтический вечер и подойдет для просмотра в одиночестве тем, кто не против выйти за рамки и немного задуматься. А здесь есть над чем.

У 30-летнего банковского служащего Ивана Ревзина (Павел Табаков) не было счастливого детства. Пока его ровесники бесились на улице, мама Ивана (Ксения Кутепова) заставляла его учиться. В итоге мальчик вырос во фрустрированного мужчину, от которого к боксеру уходит жена (Валерия Федорович), а босс (Илья Найшуллер) увольняет. Оставшись один на один с непогашенной ипотекой, Иван раз в жизни решает обмануть систему. Притворившись школьником (у Ревзина настолько моложавый вид, что у него до сих пор спрашивают паспорт при покупке алкоголя), он проникает в детский летний лагерь «Юный лидер», в котором его бывший однокашник, а ныне бизнес-коуч Николай Ковпинец (Данила Козловский) проводит для старшеклассников конкурс с многомиллионным призовым фондом. В лагере Иван вступает в контры с вожатым Пашей (Данила Поперечный, которого Найшуллер рекрутировал в проект прямо во время записи этого подкаста), влюбляется в вожатую Леру (Ингрид Олеринская) и заводит дружбу с двумя подростками-зумерами — Арсеном (Глеб Степан Каллистов) и Настей (Валентина Ляпина), которая без ума от Японии, аниме, манги и Вани.

В Голливуде такие фильмы, как «Молодой человек» (а эта картина сделана по всем голливудским лекалам), называют feel good movie, «позитивным кино», а в России — сказкой. Сказку о потерянном времени (эти слова для большей наглядности появятся в финале на школьной доске) и снимает Александр Фомин. Герой попадает в зачарованное царство, где его никто не понимает (вместо рэпа этот Иван-дурак слушает рок из нулевых и использует слова, вышедшие из обихода), и сражается за сердце красавицы с Кощеем Бессмертным, сидящим на своем злате. Надо ли говорить, что для героя Козловского лагерь одна большая коррупционная схема? Впрочем, если в фильме и есть политическая сатира, то она очень осторожная: авторы, подобно Колобку, лавируют между сказочным памфлетом и романтической комедией, при этом устами Ксении Кутеповой, играющей мать главного героя, постоянно напоминая, что правильный путь — самый трудный.

В ритме ча-ча-ча
2022, Трагикомедия

В центре истории — 22-летний Эндрю (Купер Райфф), который окончил колледж и теперь работает продавцом хот-догов в местной забегаловке. Он живет в доме родителей и делит одну комнату со своим младшим братом. В свободное время водит братишку на бар-мицвы одноклассников. Когда на очередной вечеринке становится скучно, Эндрю удается развеселить толпу детишек. Это впечатляет еврейских мамочек — и они тут же предлагают вчерашнему выпускнику колледжа должность организатора детских праздников. На той же вечеринке Эндрю знакомится с молодой матерью-одиночкой Домино (Дакота Джонсон), которая сопровождает свою 15-летнюю дочь с расстройством аутистического спектра Лолу (Ванесса Бургхардт). Между Эндрю и Домино тут же возникает взаимная симпатия, но романтические отношения у них как-то не складываются. Она не хочет портить молодому парню жизнь своими взрослыми проблемами. Он пытается доказать, что готов нести ответственность. Они живут в разных мирах, и в этом основная проблема. Домино нужны обязательства, но для этой роли у нее уже есть кандидат, просто он всегда в разъездах. В общем, каким бы очаровательным и заботливым ни был Эндрю, на роль отца 15-летней дочери он не тянет. Оба это понимают и сдерживают желание стать ближе, но отказаться от общества друг друга все же не готовы.

Складывается впечатление, что перед нами классический ромком с любовным треугольником. На деле все оказывается немного иначе. «В ритме ча-ча-ча» — это фильм не столько о любви, сколько о дружбе и взрослении людей из разных миров и поколений. 29-летняя Домино хоть и кажется умудренной опытом, но так же как и 22-летний Эндрю находится на перепутье взрослой жизни, а еще сомневается во всех своих решениях. По идее, в центре внимания должна быть история Домино и Лолы — Купер вдохновлялся жизнью своей мамы и тем, как она воспитывала его сестру с инвалидностью. Но в итоге он слишком много времени уделяет своему экранному альтер эго, поэтому трудности матери, которая в одиночку растит дочь, показаны по большей части через призму восприятия молодого парня. Возможно, это никакой и не минус, просто Купер в очередной раз обманул ожидания и показал не совсем то, чего от него ожидали. «В ритме ча-ча-ча» это трогательное кино о двух людях, которых судьба в определенный момент жизни сталкивает друг с другом. Фильм не скатывается в банальную романтическую комедию с избитыми жанровыми клише, а предлагает посмотреть на историю влюбленности и взросления под другим углом. Основная мысль, которую транслирует это кино, — каждому нужен понимающий человек рядом, и вовсе не обязательно проводить знак равенства между любовниками и собеседниками.

Владелец семейной фабрики по производству весов Хулио Бланко (Хавьер Бардем) готовится к приезду комиссии, которая должна вручить ему очередное звание лучшего бизнесмена. Однако за неделю до решающего дня все начинает выходить из-под контроля. Уволенный сотрудник разбивает лагерь под окнами цеха и вещает в рупор, какой Бланко негодяй. Друг детства из-за личных переживаний грозит развалить всю отлаженную цепочку производства, пожилой рабочий просит взять шефство над его непутевым сыном, а в стенах завода появляется привлекательная стажерка, мимо которой босс явно не может пройти.

Корпоративная сатира о властном начальнике не первая совместная работа испанского режиссера и сценариста Фернандо Леона де Араноа и Хавьера Бардема. Помимо «Эскобара», актер сыграл одну из главных ролей в драме «Понедельники под солнцем» (2002), где сюжет так же закручивался вокруг трудовых отношений. Но если в «Понедельниках» мир был показан глазами оставшихся на обочине жизни работяг, то на этот раз это история об их боссе. Совместными усилиями де Араноа и Бардему удалось создать сложный образ харизматичного педанта, который не остановится ни перед чем, чтобы соблюсти так необходимый ему баланс. Жирная метафора весов красной нитью проходит через весь фильм. Здесь и прибор для скота, на котором Бланко взвешивает потенциальных любовниц, и довольно продажно смотрящаяся Фемида на рекламном постере, и аллегоричная композиция у входа, чашам которой вечно что-то мешает держаться на одном уровне. Чтобы вернуть все на круги своя, придется запачкать руки и припрятать пулю. Причем Хулио Бланко — корпоративный «крестный отец» — пойдет на это без особых раздумий. Ведь если в «Старикам тут не место» судьбу жертв героя Бардема решала монетка, то тут все понятно и без нее — детали механизма будут существовать, пока весы идеально откалиброваны.

Прорваться в НБА
2022, Трагикомедия

Стареющий трудяга Стэнли Шугерман (Адам Сэндлер) уже много лет вкалывает скаутом NBA в надежде стать тренером. И только ему достается заветная должность, как руководство командой переходит к молодому самодуру (Бен Фостер), который вновь посылает его колесить по свету в поисках талантов. Но тут в испанской подворотне ему попадается настоящий самородок — парень по имени Бо Крус (Хуанчо Эрнангомес). Стэнли решает во что бы то ни стало показать миру его талант, вот только никто, кроме него, не верит в здоровяка из глухомани, да еще с криминальным прошлым.

Проект мечты Адама Сэндлера — давнего и яростного фаната американского баскетбола. Добрая половина людей на экране — реальные звезды NBA от ветеранов калибра Кенни Смита, Дока Риверса и Дирка Новицки до молодежи в расцвете сил вроде Энтони Эдвардса или Хуанчо Эрнангомеса, игрока Utah Jazz, исполнившего в картине главную роль. Снимать картину  Сэндлер позвал Джеремайю Зэгара, впечатленный его дебютной инди-драмой «Мы, животные». Тот поначалу отнекивался, но постепенно проникся энтузиазмом Сэндлера и загорелся идеей по-новому снять баскетбол в кино. Пару лет назад карьеру Сэндлера перезапустили «Неограненные алмазы» братьев Сафди (там его герой, кстати, тоже спускает все деньги на ставки на NBA), после которых к нему наконец стали относиться как к серьезному артисту. Но вместо того чтобы почивать на лаврах, он пустился в очередную авантюру — ведь, как известно, невозможно переиграть животных, детей и профессионалов своего дела. Удивительно, но в этой картине, местами смахивающей на документалку, он выглядит самым живым персонажем даже среди реальных людей. Пожалуй, секрет этой магии заключается в том, что Сэндлер, как и его герой, по-настоящему горит баскетболом. И зритель поневоле тоже сдается под напором этого незамысловатого драмеди — и с одинаковым азартом переживает вместе с героями их спортивные и бытовые драмы.

Двое друзей — заучка Кунле (Р.Дж.Сайлер) и балагур Шон (Дональд Элиз Уоткинс) — решают первыми среди темнокожих студентов пройти легендарный ночной тур по самым крутым вечеринкам округи. Но их ждет неприятный сюрприз, а именно — белая девушка в отключке прямо посреди их дома. Парни решают, что звонок в полицию — не лучшая идея, ведь там не поверят в нелепую случайность. Поэтому друзья решают по-тихому довезти девушку до больницы и сбежать. Но все, конечно, идет не по плану.

В 2018 году короткометражка режиссера Кэри Уильямса и сценаристки Кристен Давилы взяла приз жюри фестиваля «Сандэнс» и попала в «Черный список лучших сценариев». Но друзья решили не отдавать работу кому-то на откуп и сами взялись за полнометражную постановку, дописав историю до полутора часов и сменив актерский состав на более профессиональный. По аналогии с модными нынче elevated horrors («возвышенными хоррорами») можно заподозрить Уильямса и Давилу в попытке создания некой elevated comedy («возвышенной комедии») — уж очень близки их методы и подход к материалу. Так же как там «не страшно», здесь, скажем так, «не очень смешно». В отличие от классической комедии, в том числе в ее социльно-обличительном, памфлетном изводе, серьезные вопросы не обыгрываются здесь в комическом ключе. Наоборот, авторы берут молодежную комедию про придурковатых студентов в ее самом чистом стереотипном виде, а потом безжалостно коверкают, заставляя ситуации не столько веселить, сколько будоражить нервы и совесть. Не думаю, что прием приживется, но в качестве эксперимента смотрится занимательно.

Молодой парень Угъен (Шераб Дорджи) работает учителем в столице Бутана и мечтает бросить рутину и начать карьеру певца в далекой Австралии. Но по контракту ему нужно доработать свой пятилетний срок, и руководство, чтобы вразумить юношу, отправляют его в школу горной деревни Лунана — самую далекую в королевстве, а может, и во всем мире. Здесь он знакомится с удивительной гармонией жизни оторванных от цивилизации людей, чей быт почти не изменился за сотни лет. В их странных песнях, жажде жизни и знаний (деревенские жители уважают профессию учителя куда больше, чем он сам) Угьен находит источник для собственного духовного роста.

Второй известный фильм из королевства Бутан, где, по мнению официальной пропаганды, в промышленных масштабах производят счастье. В честь режиссера первого фильма Кхьенце Норбу («Кубок»), у которого дебютант Паво Чойнинг Дорджи работал ассистентом, здесь назван тот самый як, скрашивающий жизнь учителя своим незаменимым навозом (им здесь растапливают печи). Из-за проволочек с документами фильм не смог попасть в прошлогоднюю оскаровскую программу, но в этом году уже сумел побороться за заветную статуэтку. Пожалуй, самое сложное в этом незамысловатом кино угадать неуловимую авторскую интонацию. Дорджи умудряется не запачкав ног (подобно деревенским пастухам) пройти по узкой дорожке между социалистической пропагандой и сентиментальным руссоизмом деревенской пасторали. А потом сидеть и посмеиваться над всем этим в австралийском баре под песни главного героя. Как и Угъен, он тоже теперь таскает в кармане что-то важное из Лунаны и украдкой поглядывает на свое сокровище, мотаясь по международным фестивалям.

На пике популярности мультсериала «Чип и Дейл спешат на помощь» бурундук Дейл подхватывает звездную болезнь, уходит в сольный проект, который с треском проваливается — в итоге оба шоу закрывают. Друзья разбегаются кто куда — Вжик с Гайкой создают счастливую многодетную семью, Чип становится страховым агентом, а Дейл колесит по фанатским фестивалям наподобие «Комик-Кона», наживаясь на былой популярности. Однако все меняется, когда при таинственных обстоятельствах пропадает Рокфор. Полиция бессильна — и старой команде придется вновь собраться, чтобы начать собственное расследование.

О запуске продолжения популярного мультсериала начала девяностых Disney объявила еще в 2014 году, стремясь подзаработать на ностальгии и сделать из него очередной необязательный (и желательно многосерийный) 3D-ремейк классики в духе «Элвина и бурундуков». По счастью в таком виде проект загнулся, а в 2019-м за него взялась уже новая команда из сценаристов Дэна Грегора и Дага Мэнда и режиссера Акивы Шаффера, известного по комедийному трио The Lonely Island (другой его участник Энди Сэмберг озвучивает Чипа, да и Йорме Такконе досталось несколько эпизодических ролей). Они загорелись идеей сделать не просто сиквел, а постмодернистский ремейк «Чипа и Дейла» в духе «Кто подставил кролика Роджера?», где люди и популярные мультяшки 80–90-х годов уживаются в злачных предместьях «фабрики грез». Такой парад анимационных камео в последние годы можно было увидеть разве что в «Первому игроку приготовиться» и «Ральфе». К сожалению, смелая задумка удалась не во всем — сценарий трещит по швам от количества метастеба, отсылок и гэгов, и истории отношений двух бурундуков-миллениалов далеко не всегда удается удержать это лоскутное одеяло — местами Чип и Дейл смотрятся откровенно лишними на этом празднике жизни. Но в остальном это весело, дерзко и остроумно.

Режиссер: Акива Шаффер
6.7

Лоретта Сейдж (Сандра Баллок) слишком умна, чтобы писать «женские романы», издающиеся в мягкой обложке, но что поделать, если эротико-приключенческие книжки с пассажами типа «она молилась его набухшему идолу» продаются лучше, чем научпоп и нон-фикшен. К тому же у Лоретты недавно умер муж-ученый, и литература для нее — попытка спрятаться от суровой реальности, чистый эскапизм. Тем не менее исписавшаяся женщина решает, что новая книжка про приключения ее постоянных героев Энджелы и Дэша станет последней. Что не очень радует прототипа Дэша — снимающегося для обложек книг Алана (Ченнинг Татум), красивого, но не слишком умного мужчину, тайно влюбленного в Лоретту. Поэтому, когда писательницу похитит моложавый миллиардер (Дэниел Рэдклифф), чтобы она перевела ему несколько иероглифов, которые должны указать на местонахождение сокровищ, Алан бросится на спасение Лоретты.

Казалось бы, только недавно вышел «Круиз по джунглям», но вот в Голливуде сняли еще один фильм, уже более откровенно вдохновленный классическим «Романом с камнем» (1984) и его сиквелом «Жемчужина Нила» (1985). Что, конечно, не может не радовать: приключенческое кино несколько десятков лет пребывает в анабиозе. Его оказались не в силах разбудить ни «Приключения Тинтина», ни четвертый «Индиана Джонс» (а ведь скоро выйдет пятый!). Одна из причин: непонятно, как в постколониальную эпоху снимать приключенческие фильмы, которые появились на свет в колониальном мире с его тропом white savior («белый спаситель»). Но вот кинематографисты вроде бы нашли подход: в «Круизе» вместо «белого спасителя» были самоанец Скала и решительная барышня в исполнении Эмили Блант, а в «Городе» за Индиану Джонса целиком отдувается Баллок (роль «подружки Индианы» досталась Татуму). В этих перевернутых гендерных ролях уже нет ничего удивительного. Удивительно то, что авторам фильма (братьям-режиссерам Ни) удалось создать что-то действительно захватывающее, смешное и живое. Татум упоительно играет глупого мачо (и, конечно, танцует). Баллок не вылезает из дурацкого комбинезона и называет себя сапиосексуалкой. Даже у Брэда Питта есть небольшая, но запоминающаяся роль. Также в программе: несколько адреналиновых погонь и любовь до гроба (в самом прямом смысле). В общем, есть ощущение, что на комедийном и приключенческом безрыбье этот «Затерянный город» не должен затеряться.

Лондон, вторая половина 1950-х. Овдовевшая уборщица Ада Харрис (Лесли Мэнвилл) в доме клиентки видит роскошное платье от Dior и становится им одержима. С трудом насобирав крупную сумму, Ада летит в столицу Франции за своей мечтой. В Париже тем временем разгорается бунт мусорщиков, а сам дом высокой моды переживает не лучшие времена.

Фильм — третья экранизация романа Пола Гэллико. Снял и спродюсировал его британский режиссер Энтони Фабиан. Картина имела успех и что-то даже собрала в прокате. А Лэсли Мэнвилл (которая, кстати, уже номинировалась на «Оскар» за роль в «Призрачной нити» Пола Томаса Андерсона) получила номинацию на премию «Золотой глобус». Комедия про наивную британку в столице мировой моды — фильм простой и легкий, как кисейная нижняя юбка. Это далеко не новый рассказ о Золушке, главная героиня которого попутно становится феей-крестной для встречающихся ей людей, а заодно обретает субъектность. Несмотря на всю свою ванильно-кремовую сладость, кино выглядит удивительно уместно в наше время, когда порою хочется отгородиться от тревожной реальности за просмотром доброй и красивой сказки. А прекрасного здесь хватает — чего только стоят роскошные наряды от Дженни Биван, которая трижды получала «Оскар» за дизайн костюмов (в том числе за «Круэллу» и «Безумного Макса: Дорога ярости»). 

1998 год. В очередном порыве безудержного идиотизма Бивис и Батт-Хед рушат и сжигают школьную научную ярмарку. Но расчувствовавшийся судья (он вчера посмотрел сериал «Прикосновение ангела») вместо колонии для несовершеннолетних отправляет их в космический лагерь НАСА, где они демонстрируют удивительное рвение в отработке стыковки кораблей (процесс напоминает им секс). В итоге для пиара трудных подростков берут в космос. Разумеется, они обрекают миссию на гибель, а сами попадают в черную дыру, которая переносит их в наше время, где им предстоит то ли остановить, то ли устроить апокалипсис.

Создатель главной мультяшной парочки поколения MTV Майк Джадж уже не раз грозился перезапустить сериал в разных форматах и наконец решился сделать полнометражку на мощностях стриминга  Paramount+ (как ни странно, всего лишь вторую после «Бивис и Батт-Хед уделывают Америку», 1996). Он же, как и в старые (не)добрые времена, озвучил обоих персонажей. Век шаржей недолог — они редко переживают свои прототипы. Но в этом плане Бивису и Батт-Хеду повезло: ведь если поклонение сидящих у телека школьников кануло в Лету, то подлинный идиотизм, боюсь, бессмертен! Зрелище того, как антигерои твоего детства смешивают с грязью все достижения человечества за четверть века, от интернета до новой этики, вызывает какое-то фаталистическое благоговение. Да, они по-прежнему смешны, а значит, и ты по-прежнему чуть-чуть идиот. И судя по критическому консенсусу, не ты один! Не знаю, как на эту парочку реагируют люди, родившиеся в XXI веке, но поколение 80-х и 90-х годов явно радо тому, что эти клоуны снова на арене.

Режиссер: Майк Джадж

История Мориса Флиткрофта (Марк Райлэнс) — скромного портового рабочего, который в возрасте далеко за сорок вдруг решает выиграть чемпионат Англии по гольфу. Чопорные британские аристократы не могут даже представить такой наглости, из-за чего он легко проникает на соревнование. Но позже, осознав, какую угрозу этот деревенщина несет для их герметичного элитарного мирка, они закрывают ему доступ на турниры и даже в самый захолустный гольф-клуб. Тем не менее Морис не собирается так просто отступать от своей мечты и идет на хитрость.

Фильм основан на реальной истории «человека с мечтой» Мориса Флиткрофта, который в 1976 году установил абсолютный антирекорд на открытом чемпионате Великобритании, чем вдохновил и убедил многих, особенно за пределами Англии, что гольф — вполне себе народный вид спорта. Снять байопик земляка решил британский актер Крэйг Робертс, не так давно отметившийся небезынтересной режиссерской работой (второй в карьере) «Вечная красота» со все той же Салли Хокинс (здесь она играет жену героя). Сценарий для него написал Саймон Фарнэби, адаптировавший собственную книгу про Флиткрофта. Робертс много экспериментирует со стилистикой, разбавляя рафинированную и нарочито неточную стилизацию под семидесятые элементами магического реализма. Сшивает это лоскутное одеяло чудесный во всех ипостасях Марк Райлэнс, который в этом кино проходит пробы на идеального Дон Кихота нашего времени, с историей которого очевидно рифмуется жизнь Флиткрофта. При этом, несмотря на излишнюю сентиментальность, кино делает одну важную заявку, мимоходом отмечая новую веху в спортивном кино, да и самом спорте. Похоже, что XXI век — время неудачников, «маленьких людей», которые берут долгожданный реванш у разнообразных «избранных» и «поцелованных богом», веками остававшихся в центре внимания культуры и человечества вообще.

Влюбленности Анаис
2021, Мелодрама

30-летняя Анаис (Анаис Демустье) страдает от вечной нехватки денег, но при этом снимает квартиру в Париже, которая ей явно не по карману. После расставания с бойфрендом она начинает крутить роман с 60-летним Даниэлем (Дени Подалидес). Однако неожиданно испытывает интерес к его партнерше — известной писательнице Эмили (Валерия Бруни-Тедески) — и начинает ее преследовать. Полнометражный режиссерский дебют актрисы Шарлин Буржуа-Таке. Подлинно французской картине не избежать сравнений с «Молодой женщиной» Леонор Серрай и «Худшим человеком на свете» Йоакима Триера. В центре сюжета снова инфантильная и невротичная миллениалка, которая без конца бежит в поисках чего-то — то ли настоящей любви, то ли себя самой. Анаис импульсивна, эгоистична, легкомысленна, безответственна — и сама это признает. На пути к своей цели она, словно бульдозер, сминает и разрушает все вокруг, включая собственную жизнь. Однако делает она это, порхая воздушно и беспечно, как бабочка-однодневка, поэтому все персонажи попадаются на удочку ее искрометного обаяния, а ее на самом деле страшные поступки — вроде одержимости и сталкинга Эмили, а также бесконечного вранья — смотрятся ярким и забавным фарсом. Достигается этот эффект, безусловно, благодаря харизме самой Демустье, тонкой режиссерской работе Буржуа-Таке, буйству красок, визуальным клише и особому галльскому шарму. В итоге полуоткрытая концовка после объективного и ожидаемого монолога героини Бруни-Тедески оставляет зрителя в размышлениях о том, что каждому, вероятно, нужна муза, а капризы страсти бывают действительно непредсказуемы. 

Продолжение долгоиграющего мультсериала (готовится к выходу 13-й сезон), в котором рассказывается про приключения семейства Белчер, держащего небольшую бургерную в выдуманном приморском городке в США. У Боба и Линды снова проблемы — если они не внесут платеж по кредиту до конца недели, у них отберут заведение. Вдобавок прямо перед дверью закусочной прорывает трубу, и теперь вход для посетителей перекрывает огромный котлован. Впрочем, самый неприятный сюрприз еще впереди, вернее внизу — на самом дне ямы.

Полнометражную версию своего главного детища шоураннер Лорен Бушар анонсировал еще в 2017 году. Однако запустить ее в производство студия 20th Century сподобились только к 2020-му, как раз когда грянула пандемия — так что часть работы команде пришлось выполнять на удаленке в разных уголках мира. А второй раз картине не повезло, когда она вышла в Америке одновременно с «Топ Ган: Мэверик», чем продюсеры отчасти объяснили скудную кассу. Сам Бушар рассказывал, что задумал полнометражку, чтобы порадовать фанатов шоу и привлечь к нему новую аудиторию. С обеими задачами фильм справляется неплохо. На месте полюбившиеся элементы мультсериала — узнаваемые бытовые ситуации пополам с головокружительными приключениями, проработанные персонажи, обменивающиеся длинными ироничными диалогами, полными рефлексии и вечной неуверенности в себе, и веселые музыкальные номера в духе слетевших с катушек бродвейских мюзиклов. При этом многие герои за полтора часа показывают завидный личностный рост, который не умещался в 20-минутные серии. А для новичков по фильму разбросаны короткие остроумные номера со всеми вводными данными.

Режиссер: Лорен Бушар
Плохие парни
2022, Мультфильм

В выдуманном Лос-Анджелесе, где люди уживаются рядом с антропоморфными зверями, орудует отвязная банда под предводительством Мистера Волка. И даже попавшись, они находят лазейку: воспользовавшись мягкотелостью местного мецената профессора Мармелада, они записываются добровольцами в экспериментальную программу перевоспитания преступников. Вот только филантроп оказывается не так прост, да и строгая мэр города Диана Лисингтон, оказывается, имеет на Волка свои виды.

Известная своими «звериными» франшизами DreamWorks Animation («Мадагаскар», «Кунг-фу Панда») решила снять ответ «Зверополису», для чего купила права на детские книги австралийца Аарона Блэйби. Переписывать историю пригласили Этана Коэна — не путать с Итаном, у этого вместо четырех «Оскаров» «Золотая малина» за сценарий «Холмса & Ватсона». Снимать позвали французского дебютанта Пьера Перифеля, дав ему в подмогу солидную команду озвучивания — компанию Сэму Рокуэллу составили Аквафина, Крейг Робинсон, Ричард Айоади и Зази Битз (так что мульт лучше смотреть в оригинальной озвучке). Начинаясь с многообещающей сцены в духе раннего Квентина Тарантино (самой длинной в истории DreamWorks, снятой одним кадром), мультфильм планомерно снижает планку и пускается радовать менее насмотренного зрителя шутками про пукающую пиранью. Сценарий изо всех сил старается быть одновременно дидактическим и захватывающим, отчего упускает массу возможностей для пародий и метаиронии. Зато сыпет гэгами попроще. А мимоходом поднимает важную тему социальной адаптации преступников и вновь приходит к выводу, что «нет судьбы, кроме той, которую мы сами себе выбираем». Кстати, на будущий год запланировано возвращение героев в праздничном спецвыпуске на Netflix.

Режиссер: Пьер Перифель
Экспресс
2022, Трагикомедия

Живет себе и не тужит в Карачаево-Черкесии паренек по имени Саша Сосланов (Лев Зулькарнаев), которого все называют Сос. Развлекается тем, что делает ставки в букмекерской конторе. И вот однажды его ставка «Экспресс» неожиданно начинает выигрывать. Но есть загвоздка: Сос потерял карточку для получения выигрыша, и теперь у него есть всего три дня, чтобы ее найти. Несмотря на то, что завязка полнометражного дебюта Руслана Братова (режиссера чумовой короткометражки «Лалай-Балалай») напоминает советскую комедию «Спортлото-82», по вайбу она ближе к «Хорошему времени» братьев Сафди. Главный герой такой же неудачник, как и Роберт Паттинсон. Весь фильм он гоняется за «счастливым билетом» — разумеется, в лучшую жизнь. Однако судьба (та еще злодейка) каждый раз обламывает Соса. В фильме много фактурных лиц, ярких типажей и чудесной северокавказской натуры, подчеркивающей тщетность бытия. Скажем, фильм начинается с вида, снятого из канализационного «очка». Таким образом, авторы с ходу показывают нам, в какой безнадежной клоаке живут главные герои и как труден путь наверх, особенно если ты полагаешься на удачу, не веришь в свои силы, а веришь в то, что пирамиды на самом деле построили инопланетяне.

Стареющий актер боевиков, а именно Николас Кейдж собственной персоной, переживает личностный и профессиональный кризис и ищет ту самую роль, которая позволит ему вернуться («Хотя он никуда и не уходил!»). Чтобы расплатиться с долгами, он берется за простую работенку — полететь на Майорку и потусоваться на вечеринке у богатого фаната Хави Гутьерреса (Педро Паскаль). Однако по прибытии его вербуют силовики, чтобы следить за миллионером, оказавшимся торговцем оружием (даже странно, что в кино нет шуток на тему «Оружейного барона») и отличным парнем, одержимым идеей написать для Кейджа тот самый идеальный сценарий.

Этот фильм с одним из самых мемных актеров современности поставил режиссер Том Гормикан, снявший до этого посредственную комедию с хорошими актерами «Этот неловкий момент», а написал сценарист Кевин Эттен. Затащить в проект самого Кейджа было непросто: по слухам, он поначалу хотел сыграть своего яростного фаната и успокоился, только когда на эту роль утвердили Паскаля. Если на бумаге картина смотрелась как проект мечты, то реализация подкачала. Кейдж, как всегда, пыжится изо всех сил, но играть даже в фильме о Кейдже приходится не себя, а прилизанную пародию на усредненного актера боевиков. Да и свои отношения с метаискусством он, кажется, уже выяснил в «Адаптации». А Гормикану и Эттену, похоже, банально не хватило таланта, чтобы довести до ума смелую задумку. У них вышло забавное и милое бадди-муви с хорошим актерским дуэтом, парой-тройкой удачных, хоть и избитых, гэгов и ворохом пасхалок для поклонников Кейджа (а таких немало). 

Страна Саша
2022, Мелодрама

События фильма разворачиваются на фоне солнечного приморского городка. В центре сюжета — обаятельный Саша (Марк Эйдельштейн), который только что окончил школу и не знает, что делать дальше. Его мама София (Евгения Громова) настаивает на поступлении в университет, но Саша каждый день откладывает подачу документов. Вместо этого он помогает своему 30-летнему другу Максу (Дмитрий Ендальцев) с граффити и параллельно ищет подработку художником. Юный Бэнкси быстро находит первого заказчика: ему поручают придумать и разрисовать стену в детской больнице. Уже там Саша сталкивается с реалиями взрослой жизни: никакого четкого техзадания, только минимальные вводные данные вроде «зайчики или мишки — в общем, выбери сам». За придумыванием шедевра его застает ровесница Женя (Мария Мацель), вышедшая из кабинета психотерапевта. Несмотря на трудности в общении с людьми, девушка сама проявляет инициативу и заводит диалог с парнем. Новые знакомые сразу проникаются симпатией друг к другу и отправляются на прогулку по городу. Так начинается романтическая история двух тинейджеров, в лице которых создатели фильма рисуют портрет современных подростков.

«Страна Саша» — кино по-детски наивное, но ничего другого от подростковой инди-драмы о взрослении ждать и не стоит. Не считая шероховатостей в сюжете, в рамках жанра фильм работает как надо и со своей задачей справляется не хуже зарубежных аналогов. Взрослый инфантилизм, подростковая незрелость, проблемы неполных семей, толерантность, ментальное здоровье — это лишь второстепенные вопросы, которые авторы затрагивают в своем фильме. Основной темой от начала до конца остается дилемма главного героя касательно планов на будущее. Вопрос «решил, куда будешь поступать?» сопровождает Сашу, куда бы он ни пошел. Такое давление, скорее всего, испытывал каждый выпускник, независимо от года окончания школы. Целевая аудитория фильма, конечно, современные подростки. Сегодняшние старшеклассники найдут в лице главного героя огромную опору. Он доказывает, что не обязательно принимать решение сейчас, просто потому что так сказала мама. Иногда можно отложить планы на будущее и просто насладиться моментом.

Трагикомедия Ивана Соснина, который до этого снимал альманах «Иваново счастье». В «Далеких близких», хвала небесам, обошлось без гастрономического продакт-плейсмента «Дяди Вани» (все-таки это кино, а не продуктовый магазин), а история крутится вокруг пожилого учителя географии из Хабаровска (Евгений Сытый, последняя роль), который в сети знакомится с женщиной из Москвы (Елена Яковлева), любящей, как и он, разводить баклажаны. Чтобы увидеться с ней офлайн, он берет неоплачиваемый отпуск и навязывается в попутчики к своему взрослому сыну (Филипп Авдеев), перегоняющему автодом из Приморья в Подмосковье. По пути их, разумеется, ожидает масса приключений и встреча с manic pixie girl в исполнении Екатерины Агеевой из «Феи». В общем, это такое feel good movie в духе «Маленькой мисс Счастье» и, наверное, «Витьки Чеснока», но гораздо более оптимистичное. Особый надлом в фильме появляется из-за Евгения Сытого, который в эту роль вложил так много всего, что в финале не прослезится только камень. Однако фильм, в отличие от жизни, заканчивается хорошо, что немудрено, ведь по жанру это сказка (в анамнезе картины — «Волшебник Изумрудного города», что авторы совершенно не скрывают).

Начало девяностых. Баха (Алихан Абильдин) влюблен в Берту (Ольга Обумова), в то время как в самого Баху влюблена его давняя подруга, которую он не замечает. Все вокруг слушают русский рок, музыку перемен, и еще не знают, что скоро не просто кончится лето, а наступят настоящие перемены. Похожая по вайбу на сериал «Мир! Дружба! Жвачка!» подростковая драма, снятая в российско-казахстанской копродукции. Постановщица Яна Скопина — ученица Сергея Соловьева, а фильм — стало быть, трибьют его творчеству. Где-то «Асса» (название отсылает к одноименной песне Виктора Цоя), где-то «Сто дней после детства» (из-за подросткового любовного треугольника). Нынче у постсоветских режиссеров модно делать из смерти какой-то знаковой фигуры метафору происходящих в обществе и стране перемен. В «Асфальтовом солнце» это была кончина Брежнева, здесь — гибель Цоя. После его смерти перестроечному поколению пришлось резко повзрослеть. Скоро кончится лето, больше надежд нету.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все