Драма |
Лоран Канте |
22 сентября 1999 |
1 час 40 минут |
Сын (Джалиль Леспер) отучился в Париже и вернулся домой проходить практику на заводе, где всю жизнь проработал и работает его отец (Жан-Клод Валло). Родители, понятное дело, очень горды предстоящей карьерой сына – ведь он будет проходить практику в собственном кабинете, будучи приближенным к начальству настолько, насколько только можно, вместо того, чтобы как отец, всю жизнь горбатиться у станка. Возвращение в небольшой город происходит не без трений. С одной стороны Франк не может найти язык со своими старыми друзьями, простыми рабочими, с другой – сам он не испытывает большого воодушевления от общения с начальством, с которым он по социальной иерархии вынужден общаться. Франк привносит в работу интересные новшества, которые должны помочь заводу в будущем, и его приглашают продолжить карьеру после обучения. Но однажды он обнаруживает, что управление собирается уволить кучу народа, в том числе и его отца, в нем поднимается праведный гнев против такой несправедливости и он оказывается перед непростым выбором – успешная карьера или борьба с верхушкой по профсоюзную сторону баррикад.
При том, что фильм затрагивает проблемы, характерные для любой страны и нации, он остается до корней волос европейским и даже очень французским. По крайней мере мало где еще подобное развитие ситуации, отталкивающееся от силы профсоюзных организаций, имеет шансы быть органично вписанной в жизненные реалии. Однако во всем остальном – отношение отцов и детей, руководства и подчиненных, остаются те же. У этих «человеческих ресурсов» свои семьи, свои проблемы, свои надежды, но для руководства они – лишь необходимые графы в соответствующих реестрах, которые при оптимизации производства можно почистить ради процветания и благоухания всего большого организма.
Но, имея такую острую социальную начинку, фильм не торопится становиться манифестом о борцах за профсоюзные достижения и их важности. Более того, именно отец, из-за которого вся стачка и началась, отказывается бастовать и не разделяет взгляды сына на всю проблему целиком, а главный кризис и катарсис картины оказываются в плоскости отношений отца и сына, тогда как профсоюзные проблемы уходят на задний фон. Конечно, сын не должен стыдиться своего отца, кем бы тот ни работал, однако его можно понять – отец день за днем, будто дрессированный пес, выполняет одно и то же действие, а когда родственники говорят о том, что без работы он сможет больше отдыхать, то отец их не понимает, ибо он даже по выходным занимается примерно тем же – стоит у станка, только у себя в гараже.
Дополнительную грань остроты социальной проблематики, поднятой в «Людских ресурсах» придает исследование роста разобщенности между людьми по мере их продвижения по карьерной лестницы. Старые товарищи сначала начинают ненавидеть и завидовать, а потом и вовсе перестают замечать ушедшего вверх друга детства, так как тот уже скрывается в облаках социального неравноправия. Впрочем, надо отдать должное, этому уделено лишь две-три сцены во второй четверти фильма.
Конечно, глядя этот фильм, в первую очередь есть желание поностальгировать по британским «рассерженным молодым» 60-х и социальном реализме, но Лоран Канте создает свою собственную, в чем-то похожую по форме и содержанию, схему, но с совершенно по другому расставленными акцентами и предложенными выводами из схожих событий. Так или иначе, этот фильм, снятый на настоящем заводе (это был «Рено», а актеров допускали к машинам только тех, кто действительно умел на них работать), стал невидимой частью несколько другого кинематографического движения – франко-бельгийского нового реализма, который прославили братья Дарденн, Оливье Ассаяс и подобные. А «Людские ресурсы» стал одним из тех самых кирпичиков, ресурсов, без которых этот успех был бы сомнителен.
Про вечную проблему профсоюзов, или во французском отделе кадров работают совсем не женщины бальзаковского возраста
Региональный поезд привозит нашего героя в мутный провинциальный город, где ему после успешной практики в Париже предстоит работать на заводе в отделе кадров. Проблема 35 часовой рабочей недели сейчас уже не актуальна, но все же она крайне неоднозначна для французского общества и отражает особенности менталитета. Рассматриваемая проблема позволяет увидеть то, как ведут себя функционеры на работе, в столовой, на митингах, в зоне для курения с пластиковым стаканчиком внутри.
Фильм невероятно правдив и реалистичен. Исключительно французский фильм. Возможно, слишком странный для русских в контексте различий менталитета.
Неужели такие специфические фильмы окупаются?