Москва

Выставки мая в Москве: Церетели, Васнецовы и советская мода

Дарья Мартыненко
Переоткрытие МАММ, новый блокбастер в Третьяковке, ретроспектива Зураба Церетели, свежие проекты в «ГЭС-2» и следующая глава разговора о советской моде в Музее Москвы — собрали выставки, которые стоит увидеть в мае в столице, пока погода не шепчет.
  • 8.7

    В наконец открывшемся после реставрации Мультимедиа-арт-музее сейчас проходит сразу восемь новых выставок, но отдельного внимания заслуживает экспозиция к 90-летию классика современного искусства Эрика Булатова. На выставке представлено более 100 работ, только семь из них картины, а остальное — рисунки. В таком объеме графика Булатова будет показаны впервые. Они демонстрируют, как зарождается и развивается художественный замысел автора, а иногда работы «мучают» художника десятилетиями, пока, наконец, не найдется одно-единственное решение. В фокусе внимания — рисунки, в которых Эрик Булатов работает со словом. Он пользуется советскими шрифтами, берущими свое начало от русского авангарда, но в пространстве картин и рисунков Булатова эти шрифты семантически работают по-другому. Слова приобретают многозначность, смысловую поливалентность. Например, «живу и вижу» поэта Всеволода Некрасова превращается у Булатова в «живу — вижу», пластическую метафору, где появляется мерцание смыслов.

    Подробнее о выставке
  • 9.5

     

    Главный проект Музея Москвы в 2024 году — экспозиция о том, как менялись жизнь и образ горожанки в первые десятилетия советской власти. Работница и революционерка, актриса и летчица, парашютистка и нэпманша, метростроевка и художница, пролетарская писательница и жена инженера — этот многогранный образ москвички будет представлен не только живописными портретами, но и скульптурой, графикой, плакатами и монументальными панно. Кураторы — искусствоведы Ксения Гусева и Надежда Плунгян — отобрали около двух тысяч экспонатов из более чем тридцати российских музеев и частных коллекций, включая произведения Казимира Малевича, Александра Дейнеки, Екатерины Зерновой, Надежды Кашиной, Александра Лабаса, Аристарха Лентулова, Александра Тышлера, Константина Юона, Петра Кончаловского, Ильи Машкова и других выдающихся художников прошлого столетия.

    Подробнее о выставке
  • Зураб Церетели. Солнечный сад
    до 22 сентября Живопись

    К 90-летию Зураба Церетели — одного из крупнейших мастеров российского современного искусства и основателя ММОМА, сразу на двух этажах здания на Петровке открылась его большая ретроспектива. В экспозиции «хронологическим пунктиром» отмечены яркие эпизоды биографии. Это учеба в Тбилиси, судьбоносные встречи с Пикассо и Шагалом в Париже и работа главным художником МИДа в посольствах СССР в Японии, Бразилии, Португалии, Сирии; преподавательская деятельность в США и оформление Московской Олимпиады; руководство Академией художеств. Церетели была близка идея синтеза искусств — в экспозиции собраны работы от живописи и графики до круглой и рельефной скульптуры, а также эмали, витражи, гобелены и мозаики. Мифологические, христианские, исторические сюжеты и персонажи (Прометей, Св. Георгий и Петр I), важные для понимания его творческой философии, представлены в трех особых залах. Также в маршруте есть графический и скульптурный кабинеты, мастерская-амфитеатр, где в жанре «выставки одной работы» по очереди демонстрируются самые новые, только что написанные живописные полотна мастера, а еще фотографическая галерея его избранных общественных монументов — как в России, так и за рубежом.

    Подробнее о выставке
  • Индекс подобия
    до 22 сентября Видео

    Индекс подобия Земле — показатель, отражающий физическое сходство небесного тела с нашей планетой. Он по сложной формуле помогает оценить вероятность различных сценариев развития жизни на нем, используя Землю в качестве эталон. Взяв за основу этот научный взгляд, на новой международной выставке в ГЭС-2 предлагают погрузиться в художественный разговор о личной сопричастности к экологическим проблемам и самостоятельно определить степень пригодности земли (и Земли) для жизни человека и других организмов. Здесь представлены видео и инсталляции российских (группа «Нежные бабы», Женя Чайка и Женя Гаврилов) и международных авторов (Лукас Бамбози, Ли Биньюан, Ана Вас, Ольга Гротова, Харис Эпаминонда и другие). В центре внимания — видеоработы американской художницы Деборы Стратман — геобиосфера как пространство, где эволюция может происходить помимо человека и даже после его исчезновения. В оформлении использованы вторичные материалы и конструкции из предыдущих проектов «ГЭС-2».

    Подробнее о выставке
  • Нити судьбы, карты истории
    до 28 июля Фотография

    Другой свежий проект в Доме культуры «ГЭС-2» посвящен ответу на вопрос: «Что такое судьба?» В своих работах российские художники Людмила Баронина, Катя Исаева, Родион Китаев и Маяна Насыбуллова исследуют различные грани этого понятия и анализируют, какие существуют представления о нем в мировой культуре. Каждый художник предлагает свой взгляд, но всех объединяет интерес к тому, как сегодня живут категории мифологического и что они могут рассказать о нас. Так художники намечают направления и координаты, в которых можно осмыслить судьбу — говорят о земном и космическом, природном и рукотворном, о свободе воли, выборе и предопределенности.

    Подробнее о выставке
  • 9.3

    Первая выставка итальянского натюрморта в России. В экспозиции — семьдесят произведений из самого ГМИИ и других российских собраний и частных коллекций. Многие из них сегодня хранятся в запасниках и не так известны, как голландские образцы жанра. Однако итальянское барокко тоже невозможно представить без натюрмортов, не только служивших украшением городских палаццо и загородных вилл, но и отразивших дух и мировосприятие той эпохи. Выставка демонстрирует многообразие композиций, в котором итальянское искусство заметно превосходит все прочие национальные школы. Например, в Неаполе живописцы специализировались на цветочных натюрмортах и рыбных уловах, в Бергамо — на изображении музыкальных инструментов, а в Риме в моде были декоративные полотна с цветами и фруктами на фоне парков, которые нередко дополнялись скульптурами. Открывает экспозицию картина Джузеппе Арчимбольдо, в известном смысле предвосхитившего появление натюрморта как самостоятельного жанра.

    Подробнее о выставке
  • 8.4

    Масштабная выставка-блокбастер о разностороннем творчестве художественной династии Васнецовых. На ней покажут более 200 картин, рисунков и театральных эскизов из собрания галереи, а также 14 российских музеев и 6 частных коллекций. В экспозицию войдут лучшие произведения Виктора Васнецова и его младшего брата Аполлинария, которые впервые в русском искусстве начали живописно реконструировать архитектуру и быт Древней Руси, обратившись к новейшим археологическим открытиям своего времени. Третий участник — основатель сурового стиля Андрей Васнецов, знаковая фигура культурной жизни страны второй половины ХХ века. Хотя творчество каждого из них строго индивидуально и не имеет стилистического родства, этих художников, помимо фамилии, объединяло стремление к универсализму и синтезу искусств.

    Подробнее о выставке
  • Юрий Злотников. Неоконструктивизм
    закончилась 15 июня 2024 Живопись

    Персоналка шестидесятника Юрия Злотникова под кураторством Ирины Горловой подготовлена в партнерстве с галереей Pop/off/art. В центре внимания — самая известная серия художника «Сигнальная система», которая в таком объеме ранее не выставлялась. Работы собирались по частным коллекциям, а большинство из них предоставила семья художника. В пятидесятые Злотников создал «сигнальную систему» как азбуку знаков, основанную на воздействии цвета, формы и композиции на зрителя, апеллируя к кибернетике. Заклейменная в предыдущие годы как лженаука, она открыла для художника новые способы познания, изучения психологии людей и мира в целом. Эти работы можно назвать первыми авангардными произведениями второй половины ХХ века, а также началом science art в России. Пространство экспозиции представляет собой белый куб, в центре которого возвышается «остров» — «кабинет» художника-теоретика, где на столах, подиумах и в витринах расположены рукописи автора: тетради, машинописные листы, миниатюрные рисунки, схемы, фотографии.

    Подробнее о выставке
  • 7.9

    В музее, где и так часто можно встретить экспозиции, посвященные авангарду, решили поговорить о роли евреев в развитии российского искусства — угол зрения логичный, но для многих не столь очевидный. После отмены черты оседлости в начале XX века талантливые еврейские художники и литераторы устремились в Москву и Петроград, где благодаря обретенной свободе сыграли важнейшую роль в формировании и развитии советского авангарда. Марк Шагал, Натан Альтман, Иосиф Чайков, Эль Лисицкий, Роберт Фальк, Давид Штеренберг и другие  авторы, принадлежавшие к различным течениям, успешно адаптировали формальные открытия модернизма к своим опытам по созданию нового еврейского искусства. Проследить за их экспериментами не только в искусстве, но и в театре и предлагают в экспозиции: всего собрали более 100 картин и графики из главных российских собраний и частных коллекций.

    Подробнее о выставке
  • 8.6
    Группа «13». В переулках эпохи
    закончилась 2 июня 2024 Декоративно-прикладная

    Музей русского импрессионизма знакомит c группой «13». Так называют объединение московских молодых художников, которое существовало с 1927 по 1932 годы. Все участники были выпускниками Суриковки — в частности, мастерской Владимира Татлина. А в их работах, посвященных динамичной городской жизни двадцатых-тридцатых годов, отражалось искусство старых мастеров, принципы фовизма и импрессионизма. Эти работы и собрали в новой экспозиции, за выбор отвечала приглашенный куратор Надежда Плунгян. В нее вошла графика и живопись Владимира Милашевского, Татьяны Мавриной, Александра Древина, Надежды Удальцовой, которые сопроводит рассказ о судьбе независимых советских художников. Впервые эти работы будут показаны в диалоге с произведениями Эдгара Дега и Жана-Франсуа Милле, Мориса Вламинка и Оттона Фриеза.

    Подробнее о выставке