Москва

Тропами славы: максимально короткий гид по фильмам Стэнли Кубрика

Евгений Ткачёв
Холодный формалист, социальный пессимист, мрачный сатирик и один из величайших режиссеров на свете — к выходу в прокат «Заводного апельсина» Стэнли Кубрика «Афиша» максимально коротко рассказывает про его ключевые работы.
  • 7.3
    Тропы славы
    1957, Драма

    Первый фильм Стэнли Кубрика с Кирком Дугласом: экранизация антивоенного романа Хамфри Кобба про полковника Дакса, вступившегося за солдат, которых армейские чины решили расстрелять в назидание другим. Несмотря на творческие разногласия с Дугласом, «Тропы славы» все-таки остаются фильмом Кубрика. От следующего их совместного проекта — пеплума «Спартак» — режиссер уже отрекся.

    Подробнее о фильме
  • Чернейшая сатирическая комедия про недоумков у власти, солдафонов-психопатов и одного безумного ученого. Кубрик рифмует в этом фильме атомную бомбу с фаллосом, а взрыв — с военным оргазмом. И ставит человечеству (уже не в первый, кстати, раз) двойку за поведение.   

    Подробнее о фильме
  • 8.2
    Заводной апельсин
    1971, Триллер

    Самый скандальный (долгое время был запрещен в Великобритании) и парадоксальный (не нравится ни левым, ни правым) фильм Кубрика. Антиутопия по мотивам романа Энтони Берджесса про юного маньяка-эстета Алекса в исполнении Малкольма МакДауэлла, любящего прибегать к ультранасилию — и поэтому отправленного на перевоспитание к социальным инженерам, которые на самом деле хуже него самого.  

    Подробнее о фильме
  • 7.4
    Барри Линдон
    1975, Приключение

    Самый недооцененный фильм Кубрика. Снятая в подлинных декорациях, в неспешном ритме, при естественном освещении и на насовские объективы (что и по сей день производит завораживающий эффект) экранизация плутовского романа Уилльяма Теккерея. Впрочем, только первая половина фильма — это плутовской роман, вторая — трагедия нравов. А еще в фильме есть звучащая на репите «Сарабанда» Генделя и гениальная актерская работа Райана О’Нила, который отыгрывает три разных психологических возраста-состояния, не произнося при этом практически ни слова.

    Подробнее о фильме
  • 8.3
    Сияние
    1980, Ужасы

    Экстравагантный и перфекционистский (как, впрочем, и всегда у Кубрика) хоррор по Стивену Кингу с гротескной игрой Джека Николсона и призраками (а может, и наваждением) отеля «Оверлук». Больше всего фильм похож на карусель, на которой не может не укачать.  

    Подробнее о фильме
  • Военная драма с типичной кубриковской двухактной структурой: первую половину фильма занимает учебка, вторую — набор эпизодов в разоренном Вьетнаме. И во всем этом нет даже намека на военное приключенческое кино, потому что это антигероический памфлет на идеального мужчину-воина.

    Подробнее о фильме
  • Фильм-сновидение про мужчину и женщину, масштабную оргию, воображаемую измену и институт брака, который в картине как будто бы выдерживает все испытания, не важно, реальными они были или только приснившимися (в то время как брак исполнивших в фильме главные роли Тома Круза и Николь Кидман после этого распался).

    Подробнее о фильме