Лучшие российские сериалы первой половины 2022 года
-
Подробнее о фильме
В 1986 году случилась катастрофа на Чернобыльской АЭС, в 1988-м — первая вспышка ВИЧ в СССР, а в 1991 году Советский Союз прекратил свое существование. Совпадение? Не думаем! Эти чудовищные события можно расценивать как звенья одной цепи. Звенья полураспада. Поэтому и в «Чернобыле» (от HBO, а не от Данилы Козловского), и в «Нулевом пациенте» показано, как система уже дышит на ладан, что стоит ее только подтолкнуть — и все рухнет. Но каждый горазд оценивать историю постфактум. Это сейчас мы знаем, что СССР оставались считанные дни, а в 1988 году все было не так очевидно — даже журналисту-провидцу Карахану в исполнении режиссера сериала Евгения Стычкина. Не верите? Почитайте «Это было навсегда, пока не кончилось» Алексея Юрчака.
Впрочем, «Нулевой пациент» — не только политическое высказывание о судьбах страны, но еще и увлекательный медицинский детектив. Его рамка — история элистинского врача Кирсана Аюшева (Аскар Ильясов), которому первому удалось выявить заболевание. Кирсан — немного сказочный персонаж, такой же добрый, как и доктор Айболит. Он тоже спешит на помощь детям и зверям (только звери в этой истории — теряющие человеческий облик люди, призывающие линчевать зараженных). Возглавляет их местный Бармалей — Клим Перфилов (Николай Шрайбер), который, в отличие от африканского пирата, не родом с жаркого континента, однако его корабль (что сыграет немаловажную роль в сюжете) стоял у его берегов. У Кирсана есть волшебные помощники — московский эпидемиолог Дмитрий Гончаров (Никита Ефремов) и агент КГБ Петр Шилов (Павел Майков), который в этой сказке окажется тем самым Крокодилом, что проглотит Бармалея.
За рамками основной сюжетной арки мы видим истории маленьких простых людей, которые попали в жернова большой истории — и которым обычно не дают голоса (а тут дали). Это и школьная учительница Гиляна (Евгения Манджиева), и калмыцкие Ромео и Джульетта, и парочка гомосексуалов, один из которых (вопреки стереотипам) окажется каратистом. Да, авторы сериала снимают стигму не только с инфицированных (ВИЧ не передается воздушно-капельным путем!), но и с геев. В общем, такого не только захватывающего, но и просветительского сериала, кажется, не было со времен «Звоните ДиКаприо!». Это, однако, не означает, что в «Нулевом пациенте» получилось абсолютно все. Это все еще патриархальный взгляд на историю (даже не будем начинать обсуждать женских персонажей) и это несовершенное с драматургической точки зрения кино (особенно разочаровывает финал). Но это, безусловно, заслуживающий внимание проект, который уверенно ставит действующей системе и режиму нуль.
Е.Т.
-
Подробнее о фильме
Учительница из приморского городка Аня (Светлана Иванова) всю ночь тусит со своими друзьями на яхте, а утром заявляет на них в полицию. По словам девушки, она подверглась групповому изнасилованию. Проблема в том, что ее обидчики — уважаемые в городе люди, которые в ответ на обвинения устраивают девушке публичный остракизм. Помочь Ане вызывается только уходящий на пенсию следователь (Андрей Козлов).
Валерия Гай Германика давно не снимала для телевидения — из вежливости притворимся, что ее сериала о рэпе «Бонус» не было, — так что «Обоюдное согласие» тянет на убедительное возвращение. Это крепкий детектив, визуально стилизованный под типичный сериал эфирного российского канала. Однако снято «Обоюдное согласие» куда эффектнее условного «Следа», а напускная безыскусность — остроумный и эффективный способ подобраться к отечественному телезрителю, чтобы завести болезненный разговор о сексуализированном насилии. И к счастью, одержимость Германики препарированием неприятных персонажей и плотный поток твистов не приводят зрителя к выводу «сама виновата». В России привыкли не доверять жертвам, но недоверие «Обоюдного согласия» распространяется исключительно на систему, призванную защищать своих граждан вне зависимости от пола и социального положения.
В.Г.
Нашу рецензию на сериал читайте по ссылке.
-
Подробнее о фильме
Бандит Борис (Андрей Мерзликин) много лет занимается рэкетом для своего босса (Алексей Серебряков), но теперь мечтает открыть собственную кондитерскую. Планам не суждено воплотиться — Борису стреляет в затылок неизвестный киллер. Однако преждевременная смерть не мешает мужчине очнуться в морге и едва не довести до инфаркта студента-практика (Денис Власенко). Обнаружив, что его не только убили, но и ограбили, Борис решает найти обидчиков.
Большая редкость — бойкая и забавная черная комедия из России, после которой не хочется вскрыть себе вены. Действие сериала Егора Чичканова (режиссера и сценариста, чего по западным меркам хватило бы для звания шоураннера) спокойно могло бы происходить в 90-х: бандиты в кожанках, рэкет, перестрелки на улицах. Да и чувство юмора «И снова здравствуйте» тоже будто бы прямиком оттуда. Казалось, много воды утекло с тех времен, однако безразмерная народная любовь нашего зрителя к творчеству Гая Ричи показывает, что черные комедии о преступниках разных мастей у нас все еще любят. Представители стриминга ivi, на котором выходит сериал, рассказали, что «И снова здравствуйте» побил рекорд по просмотрам в первый уик-энд среди оригинальных проектов сервиса. Придется поверить на слово, ведь цифры стримингов — тайна за семью печатями. Но это тот случай, когда есть основание верить: у Чичканова получился бодрый, энергичный и стильный сериал, который легко смотрится, невзирая на весь праздник некрореализма на экране.
В.Г.
-
Подробнее о фильме
Наталья Кустова (Любовь Аксенова) не только инспекторка пожарной безопасности, но и настоящая дьяволица: беспринципная коррупционерша, бессовестная изменщица и в целом человек с нулевой эмпатией. Но однажды с ней случается трагедия: ее почки вот-вот откажут. Привыкшая добиваться всего сама Наташа пытается решить проблему проверенными методами — взятками и угрозами, — но в реальности ей нужна та вещь, которую она прежде никогда никому не оказывала: помощь.
Сатирическая «Почка» режиссерки Марии Шульгиной (и написанная ей же в соавторстве со сценаристкой Елизаветой Тихоновой) — сериал одновременно прорывной и слегка опоздавший. Кустова — выдающийся для сегодняшних российских сериалов (да и фильмов тоже) образец женской героини, выпадающий из привычных штампов: не жена, не мать, не любовница, не секс-объект. Вместо этого Любовь Аксенова харизматично играет пробивное, прущее с упорством танка чудовище, у которого переворачивается мир: это теперь не она ест других, а сама пытается избежать участи быть съеденной болезнью и сражается ради этого с системой. Кустова — выдающаяся антигероиня, но проблема в том, что зритель провел с антигероями слишком много времени. Мы успели посмотреть «Клан Сопрано», «Во все тяжкие» и другие выдающиеся шоу об очень плохих людях. Сериалы вроде «Теда Лассо» осмеливаются говорить, что хорошие люди тоже могут быть сложными — и получают всеобщие овации. Российские сериалы же продолжают гнаться за концептом, который уже не вызывает особенного шока или удивления. «Почка» населена героями разной степени отрицательности — видимо, для авторок это маркер их «сложности», — и из-за этого сериалом непросто увлечься. «Почку» легко уважать за смелость, подход к темам и необычную героиню, но трудно полюбить. Впрочем, Наташе Кустовой наплевать на чужую любовь, так что, возможно, это и не недостаток в глазах авторок.
В.Г.
-
Подробнее о фильме
Над застенчивым и закомплексованным Женей (Денис Власенко) довлеет токсичная маман (Евгения Дмитриева), повернутая на контроле своей кровинушки. Совершеннолетнего парня эта ситуация вот-вот доведет до ручки, и потому он с радостью соглашается на предложение семейной психотерапевтки (Анна Шепелева) сепарироваться от родителя. Для этого ему придется съехать на другую квартиру семьи, поселиться в одной из комнат, а вторую сдавать жильцам. Самостоятельная жизнь оказывается штукой непростой, и вдобавок на свою голову Женя влюбляется в ершистую соседку напротив — Дашу (Варвара Феофанова).
Большая редкость для отечественного телевидения — нежный и забавный ситком о взрослении. «Мне плевать, кто вы» сценаристок Елизаветы Варвары Арановой и Оксаны Мафагел легко сравнить с «Сексуальным просвещением»: пусть и российскому сериалу, мягко говоря, далеко до инклюзивности шоу Netflix, но это тоже легкая и деликатная комедия о молодых людях, их родителях, отношениях и сексуальности. Несмотря на все шутки о телесности, назвать сериал похабным решится только законченный ханжа. Если вам необходимо скоротать время в ожидании нового сезона «Сексуального просвещения», то это не худший выбор.
В.Г.
Нашу рецензию на сериал читайте по ссылке.
-
Подробнее о фильме
Дебютный сериал Надежды Михалковой, в котором она играет Веру Истомину — свое альтер-эго, тоже привилегированную актрису и режиссера из прославленной кинодинастиии, которая в интервью Катерине Гордеевой не боится приложить крепким словом отечественный кинопром, потому что ее в свой новый фильм позвал сниматься сам Нолан. Однако эта откровенность выйдет актрисе боком: съемки в Голливуде отменятся, а в российском кинематографе она превратится в нерукопожатную парию — с ней никто не захочет больше иметь дела. Иначе обстоят дела ее сестры Татьяны (Анна Михалкова), у которой наоборот нет отбоя в ролях, но вот беда: Татьяну не устраивает качество кино, в котором она снимается. Все изменится, когда Вера получит предложение поставить полнометражный фильм на деньги фонда имени ее покойного отца, а Татьяна согласится сыграть у нее одну из главных ролей.
Грань между реальностью и вымыслом в «Номинации» настолько тонка (скажем, сына Татьяны Истоминой играет реальный сын Анны Михалковой Андрей Баков), что ее легко принять за автобиографический проект (или портрет). Однако документальность сериала, конечно, напускная. «Номинация» — это репортаж из параллельной реальности, очень злая и колкая сатира на российскую киноиндустрию: последний раз так смачно ее пропесочил Жора Крыжовников в сериале «Звоните ДиКаприо!». Занимательно ли это? Не то слово! Если вы хоть немного интересуетесь внутренней кухней русского кино, то «Номинация» проведет вас по всем девяти кругам кинематографического ада: безработица, пробы, чудовищный сценарий, отсутствие бюджета, поиск инвестиций, поиск актеров, навязанные инвесторами актеры или актрисы, отмена съемок и в качестве вишенки на торте, ощущение, что снимаешь не кино, а какое-то говно.
В общем, это максимально честный взгляд на профессию, рефлексия по поводу собственных привилегий (которая у Михалковой была еще в короткометражке «One Mango, Please») и, кажется, первый российский сериал, в котором творческая жизнь героинь преобладает над личной: Вера слишком поглощена работой, чтобы заниматься сексом, а Татьяна не торопится им заниматься с новым возлюбленным, просто чтобы ничего не испортить. Но это не только революционный, но еще вызывающий, провокационный и дискуссионный сериал, в котором все новое несколько болезненно противопоставляется старому. В «Номинации» есть преклонение перед великой культурой прошлого (героиня Надежды Михалковой сама честно признается, что старое кино любит больше) и неприятие всего современного: от дайверсити, до спорного утверждения, что нынешние режиссеры вместо того, чтобы заниматься искусством, гонятся за повесткой (карикатурный шарж на коллег, в которых угадываются Кантемир Балагов и Андрей Звягинцев). Ну что тут скажешь: Тонино Гуэра, конечно, топовый драматург и его вклад в мировой кинематограф неоспорим, однако все же не стоит так фетишизировать классиков прошлого. Это не единственная претензия, которую можно предъявить к «Номинации» — шероховатому, грубоватому, не во всем удавшемуся кино. Однако это, несомненно, незаурядный и дико актуальный сериал, ведь очевидно, что сейчас российскую киноиндустрию ждут непростые времена. Тут есть, над чем подумать, над чем посмеяться, о чем поговорить и даже сломать копья.
Е.Т.
-
Подробнее о фильме
Когда вышли первые эпизоды «Караморы», мы писали, что сериалу Данилы Козловского стоит дать шанс. Мы не ошиблись! На четвертой серии шоу уходит в полный разнос и становится не только дико захватывающим, но и невероятно веселым зрелищем (по-хорошему сериал стоило снять только ради гомерически смешной сюжетной линии Льва Толстого). Однако в этом нет ничего удивительного, ведь сценарист «Караморы» Александр Фомин еще и режиссер недавнего «Молодого человека», который умеет смешивать возвышенное и низкое, серьезное и комичное, а тут дает Мела Брукса на максималках. Вот и «Карамора» — это, с одной стороны, кинокомикс на манер Алана Мура, «Империя под ударом» с вампирами, которая пытается высказаться о природе власти, а с другой — палп-фикшен, чистый фан. Ну как можно не смеяться над фразой «Настоящий революционер никогда не подставит зад капиталисту», произнесенной в борделе?
Как завзятый постмодернист, Фомин черпает понемногу отовсюду. Так, в сериале будет эпичная, в духе «Лица со шрамом» перестрелка в Юсуповском дворце, во время которой Евгений Шварц («Аутло» и «Этерна») примерит на себя роль Тони Монтаны. Будет неудачное самоубийство протагониста, как в «Бойцовском клубе». Будет тайное сообщество, оргии и много голых женщин, как в «С широко закрытыми глазами» (то, что последний фильм Стэнли Кубрика не дает покоя Фомину, стало понятно и в «Молодом человеке»). Однако негоже списывать все заслуги только на сценарий, хоть и отлично написанный. На «Караморе» Данила Козловский показал себя с новой стороны: оказывается, он может играть не только героических героев, но и амбивалентных революционеров. А еще он — компетентный жанровый постановщик. «Карамора» — это и альтернативная история (приготовьтесь к неожиданному сюжетному финту в стиле «Бесславных ублюдков»), и лихой (круче, чем экранизация «Лиги выдающихся джентльменов») стимпанк, и мрачнейшее дарк-фэнтези. Черт, да это в большей степени «Игра престолов», чем финальный сезон «Игры престолов» (тут ни у кого из героев нет иммунитета от смерти, а в финале будет своя Красная свадьба)!
В общем, «Карамора» настолько изобретательно снята, что в какой-то момент забываешь, что смотришь российский сериал. О том, что это отечественное шоу, не дают забыть только женские образы: в боевую ячейку Караморы входит лишь одна женщина (Ольга Бодрова), но она немая, то есть априори лишена голоса. Остальные героини тоже существует в основном для интерьера. Впрочем, есть и исключения. Брутальная грузинка Пация (ставшая украшением сериала Нино Нинидзе) — товарка Кобы (Ваган Сароян). И обращенная оперативником Руневским (Филипп Янковский) в вампиршу Алина (Дарья Балабанова) — главная героиня. За восемь серий она трансформируется не только в вурдалачку, но и в эмансипированную барышню. И это, разумеется, не единственный раз, когда вампиризм выступит метафорой. Главная аллегория, например, скрыта в том, что аристократия — это вампиры, которые сосут кровь из простого народа. Но будет ли лучше, если сменится власть? Неужели мы обречены все время выбирать тиранов? Финал сериала дает очень остроумный ответ.
Е.Т.
-
Подробнее о фильме
Технически «Последний министр» не должен быть в этом списке, потому что мы так и не увидели завершающую серию второго сезона. Ее премьера была запланирована еще на 26 февраля, но после начала специальной военной операции финал перенесли на неопределенный срок — и не факт, что он теперь вообще появится на «Кинопоиске» или еще где-то. Впрочем, ради «Последнего министра» все же хочется сделать исключение — и не только потому, что новые сериалы о политике мы увидим нескоро.
Во втором сезоне выдуманное министерство перспективного планирования осталось тем же местом, где идиотские замыслы возникают и катастрофическим образом (не) реализуются. Второй сезон стал еще злободневнее, смешнее и, как бы это ни было удивительно, нежнее: в мире сериала обитают сплошь циники, психи, мерзавцы и тупицы (или люди на пути к этим состояниям), но авторы относятся к ним с заразительной теплотой. Второй сезон планировался финальным для режиссера и сценариста Романа Волобуева, так что теперь точно с «Последним министром» можно попрощаться. Остается надеяться только на то, что однажды мы все же увидим волобуевскую концовку сериала.
В.Г.
-
Подробнее о фильме
Выскажем непопулярное мнение: расхваленный зрителем (среди которых чаще всего цитировали Стивена Кинга) и прорывной для отечественной сериальной индустрии первый сезон «Эпидемии» — проект в лучшем случае неоднозначный. Эффектная режиссура Павла Костомарова и пробирающий мир апокалиптической хтони едва прикрывали слабоватый сценарий — с неприятными картонками вместо героев и их невыносимыми истериками в качестве карго-драмы. Благодаря этому к финалу сезона весь драйв от операторских выкрутасов вылетал в форточку. Продолжение снято менее изощренно — место Костомарова занял режиссер «Триггера» Дмитрий Тюрин, — но в остальном производит впечатление работы над ошибками.
Второй сезон получился дороже и разнообразнее первого. Герои попадают в языческую деревню, добираются до финской границы, знакомятся с карельской шаманкой (Дарья Екамасова) и даже садятся на поезд — один из главных символов российского постапокалипсиса (смотрите сериал «Выжившие» и видеоигру Metro Exodus). И, что приятно, на этот раз самые ударные моменты авторы припасли на последние два эпизода. Персонажи теперь производят менее отталкивающее впечатление, хоть и героини все еще скованы чисто патриархальными представлениями о женских характерах (а попытки их разнообразить пресекаются радикальным способом). Относительную плоскость героев частично выручает харизма актеров, что особенно заметно на примере нового главного героя: Юра Борисов играет Данилу Багрова здорового человека, практически сказочного в своей положительности и умелости персонажа, которого от превращения в карикатуру спасает только бронебойное обаяние Борисова. Кому-то такой герой может показаться инородным в мире сериала, но только потому, что он символизирует надежду, которой сейчас сильно не хватает.
В.Г.
-
Подробнее о фильме
Русская девушка Лера (Лена Тронина из «Happy End») работает на вещевом рынке, собирается выйти замуж за киргиза Амана (Анвар Осмоналиев) и ради него принимает ислам. На свадьбе до Леры домогается брат жениха и ее начальник Бакир (Куралбек Чокоев); через некоторое время его находят мертвым. Девушку арестовывают по подозрению в убийстве, и вскоре выясняется, что она не та, за кого себя выдает.
На этапе анонсов «Идентификация» привлекала внимание историей о русской невесте в исламской семье. Завязка вызывала опасения — получится ли у режиссерки-дебютантки Владлены Санду и ее сосценариста Никиты Иконникова убедительно и с нюансами репрезентировать киргизскую диаспору? Ожидание не оправдалось — у «Идентификации» эффектный, но очень поверхностный взгляд на эту среду. Спасибо хоть за какую-то репрезентацию народов РФ, но пока что у российских сериалов предельно туристический взгляд на все «нерусское».
Впрочем, Санду и Иконников не столько не справились с задачей, сколько изначально шли в другом направлении. Исламская линия «Идентификации» — лишь часть плотного потока тем, призванных продемонстрировать мрачное разнообразие современной России (и Москвы в частности). Среди ее обитателей встретятся и адвокат Леры с ДЦП (Роман Васильев), и опаленный Афганом следователь (Олег Васильков) — его психологическая травма после войны иллюстрируется лобовой метафорой осколка в голове, медленно убивающего героя.
На самом общем уровне Санду и Иконников говорят про, собственно, проблемы идентификации и токсичном родительстве — и, пожалуй, главный недостаток сериала в том, что эти две глобальные темы так и не встречаются в финале. Но несмотря на шероховатости, это впечатляющая работа даже без скидки на первый опыт: гипнотический, завораживающий триллер, в котором вязнешь вплоть до финала.
В.Г.