Москва

10 фантастических фильмов, к которым приложил руку режиссер «Аватара» Джеймс Кэмерон (а вы и не знали!)

Евгений Ткачёв
«Аватар: Путь воды» Джеймса Кэмерона уже на четвертом месте среди самых кассовых фильмов всех времен и скоро поднимется на третье, где пока тоже находится картина Кэмерона («Титаник»), впрочем, как и на первом (оригинальный «Аватар»). Что же, это прекрасный повод всмотреться в фильмографию режиссера повнимательнее. Для этого «Афиша» вспомнила не самые очевидные ленты в портфолио кинематографиста.
  • Ксеногенезис
    Короткометражный

    Все с чего-то начинали, вот и Джеймс Кэмерон (канадец, ныне живущий с семьей в Новой Зеландии) до успеха «Терминатора» был известен как мастер по спецэффектам и художник-постановщик на студии Роджера Кормана — короля фильмов категории Б. Но прежде чем туда попасть, он в 24 года уволился с работы водителя грузовика и с друзьями (одним из них был Уилльям Уишер — соавтор «Терминатора», который появится в обеих частях франшизы в камео) снял на 35-мм пленку фантастическую короткометражку «Ксеногенезис». Фильм стоил 20 тысяч долларов и идет всего 12 минут, но в столь небольшой хронометраж режиссер успел запихать большинство идей, которые будут волновать его на протяжении всей жизни. Постапокалиптическое будущее, искусственный интеллект, киборги, женщина-воин, двое против всего мира. В фильме можно найти не только отголоски (огромный боевой робот на гусеничном ходу, металлическая рука киборга), но и отзвуки будущего «Терминатора» (закадровый саунд такой же, как и в первом кэмероновском шедевре). Также в картине слышны профеминистские нотки: из схватки главной героини в паукообразной машине с гусеничным роботом потом вырастет поединок Эллен Рипли в экзоскелетном погрузчике с королевой Чужих. Фильм заканчивается на самом интересном месте и доступен в сети.

    Подробнее о фильме
  • На студии Роджера Кормана было снято немало рип-оффов популярных фильмов. Один из самых бесстыдных — «Битва по ту сторону галактики» (известная также как «Битва за пределами звезд»), представляющая собой компиляцию из «Звездных войн» (авторы даже сделали такие же открывающие титры, как у Джорджа Лукаса) и «Великолепной семерки», которая сама была калькой с «Семи самураев». В этом космическом вестерне снялась целая плеяда актеров, которых вы знаете в лицо, а не по имени (Джон Саксон из «Входит дракон», Роберт Вон из «Великолепной семерки», Джордж Пеппард из «Команды „А“» и Ричард Томас из старого «Оно»), но эта картина прежде всего интересна тем, что дополнительным оператором, арт-директором и специалистом по визуальным эффектам на ней выступил Джеймс Кэмерон. Кстати, спецэффекты, в частности модели космических кораблей, лучшее, что есть в этом страшно вторичном, нудном, неинтересном и затянутом фильме.

    Подробнее о фильме
  • Джон Карпентер и Джеймс Кэмерон поработали вместе — и не где-нибудь, а на съемках культового «Побега из Нью-Йорка», который рассказывает о приключениях ренегата Змея Плискина (Курт Расселл) в опустевшем городе, превратившемся в тюрьму строгого режима. На фильме Кэмерон выступил оператором-постановщиком визуальных эффектов. Иными словами, за ним была режиссура эпизодов с физическими спецэффектами, а еще он рисовал задние планы с видами Нью-Йорка, которые затем были скомбинированы с живой съемкой. Работа Кэмерона оказалась настолько впечатляющей, что его позвали доделывать сиквел треш-хоррора «Пираньи». Их съемки закончились катастрофой, однако режиссер успел посотрудничать с Лэнсом Хенриксеном, а еще слег с пищевым отравлением, во время которого ему приснился кошмар, в котором девушку преследовал человек с красным глазом. Остальное, как говорится, уже история.

    Подробнее о фильме Смотреть онлайн
  • Смешно, но будущий режиссер «Чужих» был вторым режиссером и художником-постановщиком на неофициальном ремейке «Чужого» «Галактическом терроре» (другое название «Галактика ужаса»). Этот космохоррор, конечно, не чета шедевру Ридли Скотта, даром что он был поставлен на студии Роджера Кормана, которая в 1982 году выпустила еще один рип-офф «Чужого» «Запретный мир». Но все же в «Галактическом терроре» определенно что-то есть. Например, босхианское путешествие в ад. По сюжету команда космонавтов натыкается на корабль пришельцев, напоминающей пирамиду, и встречается с собственными потаенными страхами, как герои «Неспящих в аду». К тому же не каждый день встретишь фильм, в котором вместе снялись мама Лоры Палмер, Фредди Крюгер и режиссер эротических мелодрам Залман Кинг.

    Подробнее о фильме
  • Андроид
    Фантастика

    Еще один сайфай, снятый на студии Кормана, но на этот раз настолько виртуозный, что он украсил бы любой сезон «Черного зеркала». Трое сбежавших преступников Келлер, Мендес и Мэгги (Норберт Вайссер, Крофтон Хардестер и Бри Ховард) оказываются на космической станции, где любопытный андроид Макс-404 (Дон Кит Оппер) коротает дни за изучением человеческой цивилизации, а местный доктор Франкенштейн — Дэниел (Клаус Кински) — пытается создать совершенную девушку-андроида (Кендра Киршнер). Пока преступники пытаются вернуться на Землю, Макс влюбляется в Мэгги, которая не знает, что он киборг.

    Кэмерон выступил на фильме всего лишь художником-консультантом, но дух его фильмов незримо витает над «Андроидом». Как и картин Ридли Скотта. Есть даже ощущение, что Скотт видел «Андроида», откуда он позаимствовал в «Прометей» робота, который учится правилам поведения среди людей, пересматривая старые фильмы (только если любимая картина Дэвида в исполнении Майкла Фассбендера «Лоуренс Аравийский», Макс предпочитает классику фантастики — «Метрополис» Фрица Ланга). То, что «Андроид» закончится печально, понятно с самого начала, как и то, что роботы в этой истории окажутся человечнее людей. 

    Подробнее о фильме
  • Нация пришельцев
    Фантастика

    Разросшаяся до целой франшизы (пять телесиквелов: 1, 2, 3, 4, 5 плюс сериал) «Нация пришельцев», она же «Чужая нация», — сайфай с задумкой на миллион, а исполнением на троечку. Так, ее концепт потом более лихо воплотит в жизнь Нилл Бломкамп в «Районе №9». По сюжету на Землю (конкретно в США), прибывает корабль с пришельцами-иммигрантами (рабами), которым президент Рональд Рейган дает рабочие места. А поскольку рейганомика славилась ксенофобией (страхом перед чужими во всех смыслах), к инопланетянам относятся как к мусору. У них меньше прав: например, только один пришелец-полицейский (Мэнди Патинкин, «Родина») дослужился до звания детектива. С ним и придется работать человеку-полицейскому (Джеймс Каан), который «инопланетян не очень...».

    Иначе говоря, это такое классическое восьмидесятническое бадди-муви а-ля «Смертельное оружие», где один из напарников не афроамериканец (афроамериканца-напарника убивают в самом начале), а инопланетянин. У фильма довольно примитивный сюжет: ходят копы и расследуют убийство, во время которого они поневоле постепенно становятся друзьями. Но королевскую свиту делает не фабула, а всякие драматургические пружины, которые в конце мощно разжимаются. Например, для инопланетян морская вода как серная кислота. А в напряженном финале, чтобы спасти героя Каана, персонажу Патинкина, до смерти боящемуся воды, нужно засунуть руку в воду. И он, превозмогая невыносимую боль, делает это. И нам в этой грандиозной по накалу сцене показывают, что дружба приносит не только радость, но и боль. И надо быть к этому готовым. Сценарий фильма шлифовал Джеймс Кэмерон (не указан в титрах), и надо полагать, что его драматургический вклад в конечный результат был весом.

    Подробнее о фильме
  • 6.8
    Странные дни
    Триллер

    Накануне миллениума бывший полицейский Ленни Неро (Рэйф Файнс) занят продажей чужих воспоминаний (они передаются через устройство, напоминающее шлем виртуальной реальности), однако вскоре ему придется отвлечься на сообщения преследующего его маньяка и убийство черной звезды рэпа Джерико Уана (Гленн Пламмер). Также в этой истории окажутся замешаны бывшая возлюбленная Ленни певичка Фейт (Джульетта Льюис), его боевая подруга Мейси (Анджела Бассетт), детектив Макс (Том Сайзмор), продюсер и новый бойфренд Фейт Файло Гант (Майкл Уинкотт), а также два отмороженных копа (Уилльям Фихтнер и Винсент Д’Онофрио).

    Первая женщина, удостоившаяся премии «Оскар» за режиссуру, Кэтрин Бигелоу («Повелитель бури», «Цель номер один») недолгое время была замужем за Джеймсом Кэмероном, однако во время брака и после расставания он успел спродюсировать два ее фильма — «На гребне волны» и «Странные дни», а к последнему еще и написал сценарий. Названные в честь альбома The Doors «Дни» — захватывающая антиутопия и, пожалуй, самая недооцененная картина Бигелоу. Фильм из прошлого, рассказывающий о будущем, которое уже успело превратиться в ретро. Это восхитительное кино, взявшее все лучшее от Кэмерона (мрачная футурология, сильная героиня, увлекательный сюжет) и Бигелоу (лихая режиссура и визионерство). Как и в недавнем «Детройте» (в котором режиссерка вернулась к расовому бунту), в «Странных днях» есть отлично поставленные массовые уличные сцены (дыхание хаоса вообще стихия Бигелоу), злободневная социальная повестка и герои, за которых по-настоящему переживаешь. Но больше всего в «Днях» поражает их пророческий тон: благодаря VR-шлемам, полицейскому беспределу и хип-хопу как музыке протеста, Бигелоу и Кэмерон нарисовали будущее, в котором мы уже живем.

    Подробнее о фильме
  • Биопанк-сериал Джеймса Кэмерона про Америку будущего, превратившуюся в страну третьего мира. Главная героиня Макс вместе со своими друзьями сбегает из лаборатории, где из них растили универсальных солдат. Девять лет спустя она работает курьером (и подрабатывает грабителем) и пытается разыскать своих товарищей. Параллельно на них ведут охоту специалисты из организации «Мантикора» — с целью вернуть генетический материал обратно в лабораторию. Кэмерон поставил финальный эпизод.

    Подробнее о фильме
  • 6.4
    Солярис
    Фантастика

    Вышедший к 30-летию шедевра Тарковского техничный, но необязательный ремейк «Соляриса», снятый Стивеном Содербергом и спродюсированный Джеймсом Кэмероном и Джоном Ландау (оба «Аватара»). Это именно ремейк, а не новая экранизация фантастического романа Станислава Лема, которому обе постановки его книжки страшно не понравились (фильм Тарковского так особенно). Поскольку новый «Солярис» снят с уважением, если не сказать почтением, к оригиналу, фундаментальное отличие фильмов заключается в хронометраже: если Тарковскому понадобилось два с половиной часа, чтобы развернуть свою мысль, то Содерберг управился за полтора. Похвальный лаконизм. Другое дело, что вместе с двумя часами из ремейка «Соляриса» выветрился и весь религиозный опыт, который составляет суть ленты Тарковского. Там, где у Андрея Арсеньевича была мистика, у Содерберга — вульгарный психоанализ, кринжовая истерика и синий цветокор, который, очевидно, привнес любящий синеву Кэмерон.

    Подробнее о фильме
  • Экранизировать мангу Юкито Кисиро «GUNNM» (по которой уже было аниме) Джеймс Кэмерон собирался еще в середине девяностых, но в итоге переключился на «Титаник», отложив проект до лучших времен, когда технологии позволят воплотить все задумки. Ждать пришлось почти четверть века, а режиссерское кресло в итоге занял Роберт Родригес, которого после многочисленных сиквелов «Детей шпионов» и «Мачете» уже списали со счетов. А зря: оказалось, что у бывшего соратника Квентина Тарантино вполне хватило пороху, чтобы вдохнуть в дорогой высокотехнологичный проект жизнь и подростковую непосредственность.

    По сюжету через 500 лет Земля представляет собой огромную свалку, над которой нависает летающий мегаполис Залем. Но однажды местный кибер-Айболит, доктор Дайсон Идо (Кристоф Вальц), находит на помойке голову девочки-киборга (за телом еще придется побегать), которая оказывается совершенным оружием давно проигранной войны по имени Алита (Роза Салазар). В новом мире ей предстоит обрести друзей, любовь (Хьюго в исполнение Киана Джонсона чем-то напоминает самого Родригеса), а также встретить заклятых врагов. Кэмерону и сценаристке Лаэте Калогридис удалось удачно подогнать друг к другу несколько довольно громоздких сюжетных арок манги, чтобы получился незамысловатый, но ладно работающий аттракцион с внятным конфликтом. А отработанные еще в «Аватаре» технологии 3D и захвата движения позволили создать объемный и красочный мир с бодрым экшном и крутой боевой хореографией.

    Подробнее о фильме