Москва

7 спектаклей для детей на фестивале «Арлекин» в Санкт-Петербурге

Алексей Гончаренко
С 18 по 26 апреля на сценах театров Санкт-Петербурга пройдут конкурсные и внеконкурсные показы спектаклей, выбранные экспертным советом для участия в престижном фестивале театрального искусства для детей «Арлекин». Обращаем ваше внимание на постановки, приезжающие из других городов.

    «Дым»

    Спектакль без актеров

    Графический роман, в просторечии — комикс, отлично рассказывает серьезные истории, не хуже, чем просто роман. Ольга Лаврентьева нарисовала «Сурвило» о жизни своей бабушки в Ленинграде 30–40-х годов прошлого века. Режиссер Владислав Тутак поставил спектакль-инсталляцию, в котором зрители следуют путеводителю по пространству и могут позволить себе трогать предметы — не просто так, а со смыслом. Не забудьте захватить наушники и включить мобильный интернет.

    «Поход в Угри-Ла-Брек»

    Новое решение новой пьесы

    В мизансценах режиссера Мурата Абулкатинова формальная близость персонажей ничего не говорит о душевной. Эта пьеса Томаса Тидхольма требует от постановщиков работы с пространством: дедушка только успел появиться в доме и сразу же исчезает, дети с домашними прозвищами Хорек и Муравейка ищут его в широких проходах партера и на высоком балконе, в то время как небольшое количество зрителей размещается на сцене. Слово «смерть» ни разу не звучит. Возможно, его и произносит умная собака Вздор, отгадывая задание Проводника, напоминающего Харона. Он что-то шепчет на ухо человеку в красном капюшоне, и тот засчитывает ответ как правильный.

    «Йожикина йолка»

    Беззаботный спектакль

    У спектакля из Кудымкара на первый взгляд странный подзаголовок — «Внучатам о зверятах». Конечно, он не о медведях, не об осликах и даже не о ежиках, а о людях, ведь сказки Сергея Козлова — это философские притчи. И играют в постановке Юлии Беляевой, скажем так, опытные актеры, для которых многие зрители спектакля действительно годятся во внуки. Забота друзей друг о друге приобретает таким образом иное трогательное звучание. Купить билет

    «Василисса»

    В сумрачном лесу

    Недавняя пьеса Марии Малухиной стала популярной и важной для российского театра для детей. В прошлом году московский РАМТ получил главный приз фестиваля «Арлекин» за спектакль в постановке Филиппа Гуревича. В этот раз сценическая версия Виктории Печерниковой будет показана во внеконкурсной программе. Василисса — не премудрая и не прекрасная, а обыкновенный подросток, и сказочные детали — лишь точные, полные иронии краски, подчеркивающие двоемирие, в котором оказался заглавный персонаж. Купить билет

    «Камыр-батыр»

    Колобок-богатырь

    В театральной сказке, сочиненной Марфой Горвиц на известный татарский сюжет (старики лепят себе из теста быстро мужающего сына), все не так просто, поэтому не натянуто, убедительно. Персонажи — не фольклорные архетипы, но и не современные люди Икс со сверхспособностями. Их играют не клоуны, а скорее фрики, им с руки смешные жесты, но трудно говорить о них как о полноценных гэгах. Сам режиссер называет свой подход игровым театром.

    «Книга всех вещей»

    Дела семейные

    Хорошая литература — проза Гюса Кейера — позволила театру заявить сразу несколько важных сегодняшних тем: домашнее насилие, фанатичная религиозность, желание маленького человека не бояться и просто быть счастливым. Время действия книги — 1951 год — не дает российскому зрителю конкретику эпохи местного сопротивления, но исторический контекст не так важен. Режиссер Артем Устинов нашел несколько точных метафор. Так, египетская казнь с нашествием жаб представлена на сцене множеством скачущих теннисных мячиков, а заглавный образ книги заявлен в начале сильным осенним ветром с врывающимися в дом исписанными листьями-листами. Купить билет

    «Беглецы»

    От себя не убежишь

    Ульф Старк известен текстом о дедушке «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?», «Беглецы» — его последнее произведение со схожими персонажами. И дедушка (Олег Исаев эмоционален без сентиментальности), конечно, не бежит, а уходит. Вернее, сначала бежит из больницы, а потом уходит. Режиссер Екатерина Корабельник, работавшая до этого преимущественно в камерных пространствах, осваивает все уникальное здание Театра Виктюка, которое еще называют Домом света Константина Мельникова. Купить билет
     

    Полная программа — на сайте фестиваля.