Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Афиша | СБЕР — генеральный партнёр
Москва
23 сентября 2021

Сурвайвал-хоррор «Выжившие» и другие российские и зарубежные сериалы с кинофестиваля Realist Web Fest 2021

Евгений Ткачёв
В Нижнем Новгороде прошел 3-й (и сразу 4-й, из-за отмены в прошлом году) международный фестиваль веб-сериалов Realist Web Fest, на котором были показаны свежие премьеры короткометражных сериалов, а также сериал традиционного формата — «Выжившие» Андрея Прошкина, у которого сегодня на Okko вышла заключительная серия. Рассказываем про него и другие заслуживающие внимания тайтлы.

Никогда такого не было и вот опять. Россию и, надо полагать, весь оставшийся мир поразила напасть пострашнее коронавируса — тоже вирус, но с куда более быстрым инкубационным периодом, большим процентом летальности и своими, скажем так, особенностями: если человек спит дольше двух часов, то он рискует вообще не проснуться. Как это часто бывает с постапокалипсисом, он застал врасплох сразу нескольких главных героев: только что выписавшегося из психиатрической лечебницы парня (Алексей Филимонов), который не отличает сон от яви; военного наемника (Артур Смольянинов), который пытается наладить отношения с бывшей женой (Дарья Савельева) и дочкой (Виталия Корниенко); его брутальную сослуживицу (Дарья Екамасова); учительницу литературы младших классов (Валентина Лукащук), которая по ночам превращается в женщину с низкой социальной ответственностью, и других.

У «Выживших» Андрея Прошкина необычная экосистема: в дополнение к основному восьмисерийному сериалу (одна серия — час) выйдет еще восемь коротких веб-сериалов — собственно, поэтому проект и показали на «Реалисте». Помимо хронометража веб-сериалы отличаются еще и стилистикой: например, два увиденных эпизода с Егором Корешковым были сняты в ч/б. Помнится, нечто подобное было и в «Лосте», но «Выживших» меньше всего, конечно, хочется сравнивать с «Остаться в живых». Скорее они встраиваются в волну (пост)карантинных сериалов, которые спрогнозировали реальность, в которой мы, к сожалению, живем. Съемки начались до пандемии, а вот продолжались уже в ее разгар — причем в Челябинской области, а точнее, в Златоусте, в котором Прошкин до этого ставил «Игры мотыльков». Выбор южноуральского города для такой истории неслучаен — он и так выглядит, как будто пережил конец света, а большего и не нужно.

Вообще выходить после «Эпидемии» и второй экранизации стивен-кинговского «Противостояния» дело неблагодарное, но «Выжившие» держатся прямо молодцом, а в финале первой серии и вовсе разжижают мозг. Сериал неспешно запрягает, погружая нас в суровый быт провинциального города, от которого за версту несет безнадегой, — и вот, когда мы уже перезнакомились со всеми персонажами, начинается жара. Тихое место превращается в шумное: паника, беспредел, автомобильные аварии — есть эффектная сцена выбивания окна пазика с помощью огнетушителя. Стоит, кстати, сказать, что если первая версия сценария принадлежала Александру Лунгину (у которого Филимонов сыграл в «Большой поэзии»), то вот дописывали его уже бывшие авторы «Афиши» Роман Волобуев и Елена Ванина. Похожий опыт у них был на криптоисторическом экшене «Квест», первый сезон которого (что символично) поставил южноуралец Андрей Загидуллин. Но если «Квест» был легковесной, авантюрной жанровой работой, которая веселила своей игривой интонацией, то «Выжившие» сразу же задают депрессивный тон, который только усиливается за счет того, что Прошкин снимает чрезвычайно гиперреалистический конец света: примерно что-то подобное и ожидаешь увидеть, если по-настоящему бахнет. Однако, несмотря на достаточно мрачный вайб, в сериале есть и смешные моменты: скажем, сцена петтинга в ресторане, и Артур Смольянинов, чокающийся с розовым плюшевым зайцем. Помимо этого в первой серии можно найти типично волобуевские обсессии: нелюбовь к помидорам и непростые взаимоотношения взрослого мужчины с маленькой дочерью (последние также можно было наблюдать и в режиссерской версии «Блокбастера»). В общем, пока сложно сказать, что из всего этого получится, но задел у «Выживших» неплохой, а, значит, есть надежда, что и зрители с героями доживут до конца сезона.

Посмотрев за два дня 43 проекта (и это не считая конкурс пилотов), приходится констатировать, что в мире переизбыток аудиовизуального контента. При этом надо признать, что качество российского продакшена не уступает зарубежному, а иногда даже и превосходит его, что говорит о том, что кино научились снимать везде, а вот рассказывать истории — нет. Многие работы грешат не только неоригинальностью, но и вторичностью — благо их короткий хронометраж (от 10 до 30 минут) не дает сильно заскучать. Далее — одной строкой про самые любопытные работы смотра (в названиях тайтлов ссылка на то, где их можно посмотреть).

Второй сезон «Миллионера из Балашихи» — большой веб-сериальный хит, метящий на большие экраны и рассказывающий про зиллениала, пытающегося поднять деньги на необычном ивент-агентстве. Это действительно остроумное, но вместе с тем и утомительное зрелище с необаятельным главным героем, который так упорно пытается разбогатеть, что понимаешь: не стоит недооценивать влияние «Утиных историй» с их диким капитализмом на первое постсоветское поколение.

Из более комфортабельных и уютных развлечений — австралийский проект «Love, Guns & Level Ups» про двух геймеров (парня и девушку), закрутивших роман во время королевской битвы. Нечто подобное показывали в пятом сезоне «Черного зеркала» (серия «Бросок гадюки»), но там были измученные бытом взрослые афроамериканцы, а тут подростки, наивная романтика, бластеры, много смешных шуток — кстати, бои в виртуальной реальности поставлены довольно круто.

Из сериалов на, скажем так, социально значимую тематику отметим казахский «Sheker» про закладчиков — историю, которую легко представить себе в жизни, но не в большом отечественном кино (и даже сериалах), казахстанцы отработали с мастерством, превратив в лихой и захватывающий триллер, а не в нудный нравоучительный трактат.

Про «Секреты семейной жизни» мы уже писали (в скобках лишь заметим, что Алена Михайлова бесподобна с дрелью), а вот про зумерскую трагикомедию «Сама дура» — нет, хотя, наверное, стоило бы. Это снятая в лучших традициях советского «Чучела» история про школьный буллинг с интересным разворотом: у главной героини (наша любимица Полина Гухман из «Маши» и второго сезона «Мир! Дружба! Жвачка!») есть незрячая сестра (Елизавета Ищенко), которую она немного шеймит. Сестра решает отомстить и выкладывает видео с шеймингом в сеть, тут же подключаются отстаивающие права людей с инвалидностью карикатурные активисты (не менее карикатурные, чем у Анны Меликян), которые Гухман начинают травить. Спорная тема — спорная подача, но Гухман — дивная, Ищенко — тоже, много черного юмора, как мы любим.

Разумеется, многие веб-сериалы были посвящены коронакризису (от классической страшилки про пару, вынужденную терпеть друг друга на карантине, до экоактивизма), но остроумнее всех, кажется, выступила актриса и начинающая режиссерка Ян Гэ («Ню», «Троица»), героиня которой в «Выйти нельзя остаться» застряла в Германии на самоизоляции, а теперь ищет, с кем бы скрасить свой сексуальный досуг.

Повеселила также анимация «Последние дни трэша», рассказывающая про российский антропоморфный trash (в смысле сухой мусор), среди которого случайно затесалась цивилизованная трубочка-активистка Тру из Швеции, привыкшая крутится в колесе сансарной переработки. Когда же шведская гостья узнает, что в России слыхом не слыхивали о переработке и что ей предстоит гнить на отечественной свалке до конца своих дней, она приходит в неподдельный ужас — но ненадолго: скоро выясняется, что незаконную свалку собираются утилизировать, поэтому трэшу (Пакету, Пено и Тру) немедленно надо бежать. Сериал жутко похож на «Отважного маленького Тостера» если не анимацией, то содержанием: никому не нужные вещи отправляются в невероятные приключения, чтобы в итоге предотвратить экологический апокалипсис (тоже актуальная тема).

Настоящим трэшем (но с положительной коннотацией) можно назвать и российского «Полицейского с ютьюба», в котором Федор Лавров играет олдскульного копа, который в участке опускает растатуированного рэпера, после чего ему приходится извиняться в вечернем шоу наподобие «Вечернего Урганта», только с ведущим-псом (!). В этого «Полицейского» легко влюбиться уже после пародии под названием «1хPet», но его можно полюбить и по другим причинам (в частности, выясняется, что у главного героя есть сын-кроссдрессер, который скрывает от отца свою страсть к переодеваниям).

Отдельно хотелось бы выделить еще два веб-сериала.

Во-первых, швейцарский «Section, Marche!», рассказывающий про то, как девушка решила пойти в армию, чтобы стать полицейской (и заодно подать пример). То есть эта такая «Солдат Джейн», но на документальном материале. С первых же дней героиня документирует свое пребывание в армии, отчего моментально вылезает масса интересных деталей (если они, конечно, не постановочные). Первым делом вспоминается верхувенский «Звездный десант», в котором в постгендерном будущем космические десантники (мужчины и женщины) вместе ходили в душевую и раздевалку. Тут до этого, конечно, не доходит, но видно движение в примерно том же направлении. Перефразируя шутку отечественных футболистов: солдатам не важен пол, главное, чтобы это был не Грэм Полл.

Во-вторых, канадская «The Communist’s Daughter» — потешное драмеди, в центре которого история семьи (отец, мать, сын и дочь) леваков, которые разделяют идеалы Советского Союза (у них в подвале даже живет русский эмигрант Олег). Однако на дворе конец 1980-х, звенят города, и коммунистическая утопия идет ко дну, к тому же главные герои переселяются в правый район, так что их убеждения пройдут серьезную проверку на прочность, особенно учитывая то, что дети не особенно их придерживаются. Иначе говоря, это не только семейная комедия, но и рефлексия по поводу двухполярного мира, который канул в Лету с падением железного занавеса: очень канадские дела.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все