Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Афиша | СБЕР — генеральный партнёр
Москва
5 апреля 2021

Почему черно-белая версия «Лиги справедливости Зака Снайдера» выглядит еще круче, чем цветная?

Василий Говердовский, Евгений Ткачёв
На «Кинопоиск HD» вышла черно-белая версия «Лиги справедливости Зака Снайдера», которая кладет на лопатки все современные супергеройские кинокомиксы. Рассказываем про обе версии «Снайдерката» — цветную и монохромную, а также про то, зачем режиссеру понадобилось переводить фильм в ч/б.

Вы наверняка в курсе истории, но на всякий случай ее проговорим. В 2017 году под всеобщее улюлюканье вышла «Лига справедливости» — неудачная попытка Warner Bros. подхватить успех «Мстителей». Боссы студии потеряли веру в Зака Снайдера после прохладного приема «Бэтмена против Супермена» и поэтому после самоубийства дочери режиссера и его самовольной отставки с легким сердцем наняли на его место Джосса Уидона, автора тех самых «Мстителей» и обладателя кардинально иного почерка. В итоге получился монстр Франкенштейна, который не устроил решительно никого. В особенности фанатов, уверовавших в существование «версии Снайдера» и общими усилиями добившихся от студии ее выхода на стриминге HBO Max.

Сюжет остался прежним. После смерти Супермена на Землю прилетает злодей Степной волк с армией парадемонов, смахивающих сразу на гигантских насекомых и летучих обезьян из «Волшебника страны Оз». Тем временем Бэтмен при помощи Чудо-женщины ищет других супергероев, которые могут выстоять против инопланетных захватчиков.

Не меняя общую сюжетную конструкцию и располагая тем же набором сцен, что и кинотеатральная версия (на полу монтажной остались только доснятые Уидоном сцены), «Лига справедливости Зака Снайдера» выглядит и чувствуется полностью новым фильмом. У новой версии другая, более серьезная интонация и много (даже слишком много) свежих мелких деталей. Степной волк превратился из безликого антагониста в нечто вроде проштрафившегося менеджера, изо всех сил пытающегося вернуть прежнее расположение своего начальника Дарксайда, который на этот раз тоже залетает на огонек. У Киборга (Рей Фишер) и Флэша (Эзра Миллер) теперь появились полноценные сюжетные линии вместо прежних огрызков. Четырехчасовой хронометраж позволил Снайдеру сделать намного более внятное кино, чем получилось у Уидона. Правда, оно еще и куда избыточней, и дело не только в эпическом хронометраже — теперь здесь больше героев и больше отсылок к будущим частям, а если вас раздражали многочисленные слоу-мо Снайдера, то до финальных титров вы рискуете не дожить.

Вынесенное в заглавие имя режиссера не врет — это чистейший Снайдер: по ритму, по цветокору, по серьезному настрою (хотя юмора, кажется, немного больше обычного), по его абсолютному нежеланию воспринять своих полумифических героев с хоть тенью иронии (оставим это конкурентам из Marvel). Для фанатов режиссера новая версия «Лиги справедливости» станет поводом открыть шампанское не только из-за победы над студийной системой, но и потому, что их ожидания оправдались: «Снайдеркат» — это ровно то эпическое, гаргантюанское и величественно снятое полотно автора в отличной форме, на которое они и рассчитывали.

При работе над режиссерской четырехчасовой версией «Лиги справедливости» Заку Снайдеру оказалось недостаточно изменить расширение экрана до квадратного 4:3, он еще и перевел фильм в ч/б (причем сразу же, как картина оказалась у него на ноутбуке: в таком виде она пролежала на десктопе два года, режиссер связывает это с ощущением катарсиса). Собственно, одним из его условий при работе над «Снайдеркатом» было то, что он сделает еще и черно-белую версию фильма. Все это можно было бы посчитать пижонством, а то и позерством, если бы не одно но: этот прием не просто работает — благодаря ему и торжественной музыке Junkie XL лента приобретает новое, более глубокое художественное измерение. В таком виде картина становится похожа не на кинокомикс, а на древний эпос или же современный пеплум — полное ощущение, что смотришь фильм Джозефа Л.Манкевича, за спиной которого также мнутся Сесил Б.ДеМилль, Уилльям Уайлер и Стэнли Кубрик. Сам вайб, сама структура «Лиги» с делением на главки и эпилог отсылают нас к классическому кинематографу, к историям про богов и героев, ведь что такое современные супергерои, как не новая инкарнация древнегреческих и древнеримских полубогов, особенно учитывая то, что некоторые из них являются амазонками и атлантами. Но это решение несет не только эстетическое (как в «300 спартанцах»), но и смысловое содержание. При работе над «Снайдеркатом» режиссер отказался от гонорара, чтобы сохранить полный творческий контроль над фильмом. Все это, очевидно, ради Отем — покончившей с собой дочери Снайдера, памяти которой посвящено кино. Видно, как режиссер пересмотрел исходную концепцию картины, чтобы сместить ее в сторону семейной драмы, античной трагедии, непростых взаимоотношений отцов и детей. Напомним, что у каждого персонажа есть какая-то травма, связанная с родителями, — от Бэтмена, потерявшего отца и мать в раннем возрасте, до Супермена, который в «Лиге справедливости» превращается в мессию, Иисуса Христа. Вообще, в своем финальном раскладе — Чудо-женщина и Аквамен решают навестить родителей, Киборг слушает послание от принесшего себя в жертву отца (что характерно Майлза Дайсона), а Флэш навещает папу в тюрьме с радостной новостью — «Лига» вовсе становится похожа на российскую социальную рекламу середины 90-х «Позвоните родителям!». «Снайдеркат» — не просто закрытый гештальт, а своего рода арт-терапия, глубоко личное, выстраданное авторское высказывание, в котором спрятано очень много боли. Поэтому если вас растрогает посвящение Отем на финальных титрах, то знайте, что кавер на «Hallelujah» Леонарда Коэна в исполнении Эллисон Кроу просто добьет.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все