Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Афиша | СБЕР — генеральный партнёр
Москва
21 июля 2023

«Голова-жестянка», «Стоп-слово» и «Париж, 13-й округ»: романтические комедии, каких вы еще не видели!

Евгений Ткачёв
Рассказываем про три необычных ромкома — российскую «Голову-жестянку», американское «Стоп-слово» и французский «Париж, 13-й округ», — каждый из которых хочет вдохнуть в жанр новую жизнь.
Голова-жестянка
2023, Трагикомедия

От новой работы сценариста хорроров Ивана Капитонова стоило ожидать фильм ужасов, недаром ведь его режиссерским дебютом был «Ледяной демон». Однако это оказалась не страшилка, а безумная романтическая комедия, снятая по одноименной книге Серафимы Орловой, тематически перекликающаяся с «Титаном» Жюлии Дюкорно, который тоже лишь формально был боди-хоррором. В центре повествования снова травмированная в результате несчастного случая девушка. Если у героини «Титана» в голове была защита — пластина, то Женя по прозвищу Жесть (Варвара Володина) носит с собой трость, потому что хромает на одну ногу. А еще она сталкерит своего бывшего парня по фамилии Приходько (партнер Володиной по сериалу «Черная весна» Олег Чугунов), записывается в кружок робототехники, который курирует Сергей Гилев, и отчаянно (и с переменным успехом) пытается привлечь к себе внимание.

Очень интересно было бы посмотреть «Голову-жестянку» в постановке какой-нибудь режиссерки. В частности, увидеть, что она сделала бы с архетипом manic pixie dream girl («маниакальная девушка-мечта»), ожившим примером которого является Женя. Но об этом можно лишь мечтать, поэтому остается только разбирать мужское видение Капитонова. Ну что же, это классический male gaze — и, если бы не точечный выбор на главную роль Володиной, если бы не любопытный литературный первоисточник, лежащий в основе фильма, смотреть это было бы невозможно. А так — есть хотя бы о чем поговорить. Например, о том, как мастерски Володина своей живой харизмой сшивает разваливающую на куски картину, ведь в «Голове-жестянке» как будто нет структуры, а, следовательно, и режиссуры.

Фильм распадается на разрозненные куски, эпизоды (в книге это, очевидно, были главы), которые длятся мучительные два часа. Мучительные, потому что какие-то эпизоды удались, а какие-то — не слишком. Поэтому, помимо Володиной, картину спасает цветастая эстетика приморского городка, да выплески настоящего безумия, связанные с экстравагантными поступками взбалмошной героини. Каждую секунду ждешь, что этот абьюзивный ромком (то, как Женя любя издевается над Приходько — отдельная песня) превратится в хоррор про восстание машин. Однако роботы не становятся терминаторами и так и остаются всего лишь метафорой, а главная героиня не пускается во все тяжкие, подобно героини «Титана». Что, право слово, жаль. Еще больше безумия этому фильму не повредило бы.

Стоп-слово
2023, Триллер

Кристофер Эббот, белый воротничок, ждет в номере гостиницы девушку из БДСМ-услуг, которая будет выполнять его пожелания… Стоп, такое кино уже было, и называлось оно «Пирсинг»! Причем фильм Закари Уигона заимствует у картины Николаса Песке не только зачин, но и звезду — Кристофера Эббота. Только если в «Пирсинге» он играл в тандеме с Мией Васиковской, то тут ему в партнерши досталась Маргарет Куолли. Только если в «Пирсинге» БДСМ-триллер превращался в колото-режущий слешер, то в «Стоп-слове» он мутирует в романтическую комедию, каких вы еще не видели! Эббот и Куолли разыгрывают историю «госпожи» и «раба» на какой-то французский манер, превращая трагедию в фарс.

На сей раз герой Эббота не серийный убийца с ножом для колки льда, задумавший расчленить свою жертву, а владелец гостиничной империи, который даже после смерти отца находится в его тени, а также боится перечить властной матери. Героиня Куолли, выполняющая, по сути, функцию психолога, прорабатывает его душевные травмы, однако не с помощью ручки и блокнота, а иных, более изощренных методов. Сказать, что это смешно, значит, не сказать ничего. Эббот пучит глаза, а Куолли незабываемо морщит нос. При этом главного героя неспроста зовут Хэл (Hal звучит как hell, «ад»), а героиню на иудейский манер Ребеккой.

Это не только люди, но и архетипы, а стены в гостиничном номере неслучайно выкрашены в красный цвет. Кажется, что полем битвы полов и характеров выступает сама преисподняя. Кто-то заклеймит «Стоп-слово» (в оригинале фильм называется «Святилище», так же как и рассказ Уильяма Фолкнера, из которого вырос балабановский «Груз 200») претенциозной чепухой и будет по-своему прав. Это слишком уязвимое к критике кино, конфликт которого держится буквально на соплях (иногда в самом прямом смысле). Но верно и обратное. Это захватывающие полтора часа в духе «Малкольма и Мари» Сэма Левинсона или «Интервью» Стива Бушеми (ремейка одного нидерландского фильма). Сила «Стоп-слова» в том, что оно позволяет заглянуть не только в мир безумных (с другой стороны, а кто здоров?) героев, но и внутрь себя. И если вам по пути, то долой стыд!

6.8

Про парижский 13-й район можно снимать не только боевики, но и ромкомы — только удивительно, что за это взялся почетный классик криминального жанра, сценарист «Профессионала» и режиссер «Мое сердце биться перестало», «Пророка» и «Дипана» Жак Одиар. До этого у него уже, правда, была «Ржавчина и кость», но то была хардкорная мелодрама, а «Париж, 13-й округ» — воздушная и нежная картина. Быть может, все дело в том, что она основана на комиксах американского карикатуриста Адриана Томине. А быть может, в том, что одной из авторок сценария стала Селин Сьямма, которая несколько лет назад перевернула мир фестивального кино костюмированной мелодрамой «Портрет девушки в огне» с ярко выраженным квирным «женским взглядом». Так или иначе, Одиар снял волнующее кино о трех миллениалах в поисках любви в большом городе.

Отдаленно сюжетная конструкция фильма напоминает сериал «Тригонометрия» Афины Ракель Цангари. Снова в центре повествования — любовный треугольник, только он все никак не превращается в менаж-а-труа. Сотрудница кол-центра Эмили (Лумина Ванг) влюбляется в учителя литературы Камиля (Макита Самба), которому нравится студентка юридического Нора (Ноэми Мерлан из «Портрета девушки в огне»). У последней еще завязывается онлайн-роман с вебкамщицей Эмбер Свит (Дженни Бет). Большую часть времени герои болтают, ходят на работу, едят и много занимаются сексом. Картина Одиара поставлена с той же степенью эротической откровенности, что и «Жизнь Адель» Абдельлатифа Кешиша (тоже, кстати, экранизация комикса), но без тени сексплуатации.

Интимные сцены здесь служат проводниками во внутренний мир героя и героинь: в частности, благодаря им мы гораздо раньше Норы понимаем, что ее не интересуют мужчины. Еще важно сказать, что «Париж, 13-й округ» снят в благородном и довольно целомудренном ч/б. Только однажды в фильм вторгается цвет — и надо ли говорить, что он оказывается связан с вебкамом? Иными словами, это страшно эстетская картина с расслабленной, но виртуозной режиссурой. Она не разобьет вам сердца, а наоборот — соберет по частям. Как и полагается хорошему ромкому.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все