Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
29 июля 2019

10 новых французских детективов

Ярослав Солонин, Евгений Ткачёв
В прокате идет «Видок: Охотник на призраков» с Венсаном Касселем в роли прославленного сыщика, а «Афиша» рассказывает еще о нескольких свежих французских триллерах и детективах.
9.2
Малыш Кенкен
2014, Драма

Лучший фильм 2014 года по версии самого киноманского журнала планеты Cahiers du cinéma. Изначально «Малыш Кенкен» Брюно Дюмона был четырехсерийным сериалом, но для большого экрана его немного подрезали. В итоге получилась сумасбродная трагикомедия о жизни в маленьком французском городе, где убийства, расизм, измены и удары в спину создают идеальный фон для искусной деконструкции детективных историй. Экспериментатор Дюмон снял свой самый доступный для массового зрителя фильм, в котором издевательство над жанром сыщиков гораздо глубже банальной пародии. Есть сиквел под названием «Кенкен и инопланетяне».

Американка Морин (Кристен Стюарт) — ассистент по покупкам у звезды модельного бизнеса. Она живет в Париже и плохо находит общий язык с людьми, зато ладит с привидениями, а все потому, что когда был жив ее брат-близнец, страдавший, как и она, от порока сердца, они договорились, что если он умрет раньше, то пошлет весточку с того света. Весточку Морин дождалась, только вот радоваться нечему — ее все больше и больше затягивает в потусторонний мир, при этом она попутно пытается разобраться со своим внутренним. «Персональный покупатель» Оливье Ассайяса — это притемненный артхаус, использующий жанровые клише хоррора и детектива, чтобы с их помощью раскрыть психологический портрет главной героини. При этом уже в самом способе заработка и суперспособностях Морин скрыта изящная метафора: она существует на границе материального и паранормального, ведь что может быть более материальным, чем шмотки, и более паранормальным, чем призраки. Из этой метафоры вырастает лоскутное, мозаичное повествование, представляющее своего рода интеллектуальную головоломку: ее разгадка потребует усилий.

Мой сын
2017, Триллер

Жульен Перрин (Гийом Кане) — человек занятой, все время в командировках. С супругой (Мелани Лоран) он в разводе, сына почти не видит, но когда ребенка похищают, это мобилизует Жульена не только на поиски, но и на переосмысление своей жизни. Представьте себе звягинцевскую «Нелюбовь», которая превратилась бы в остросюжетный триллер, — и тогда вам станет понятно, что собой представляет «Мой сын». Важное отличие, однако, заключается в том, что Кристиан Карион не только раскрывает проблемы отчуждения внутри одной отдельно взятой семьи, но и не ставит крест на своих героях, не отказывает им в способности любить. А элементы американского экшена, посаженные в почву европейского кино, мутируют и вырастают в нечто совершенно новое.

Неонуар от Эрика Зонки, рассказывающий про погруженного в депрессию полицейского Франсуа Висконти (Венсан Кассель), который берется за поиски пропавшего подростка и не доверяет никому. От многочисленных современных нуар-стилизаций это кино отличает лихо закрученный детективный сюжет. Но интересен тут не какой-то особый метод, а экзистенциальный тупик, в котором оказывается главный герой. Все бесконечные твисты и сюжетные повороты свидетельствуют о бессмысленности жизни Франсуа. В фильме есть что-то старомодное, от «папиного кино», и это в нем цепляет. Возможно, на этот polar (французский детектив) должен был решиться не самый признанный и продуктивный, но определенно что-то понимающий и смыслящий режиссер.

Кинорежиссер (Матье Амальрик) пишет сценарий шпионского фильма про приключения брата Ивана в Таджикистане и Праге, когда в его тихую и идиллическую жизнь с Сильвией (Шарлотта Генсбур) врывается бывшая жена Карлотта (Марион Котийяр). Новая картина влиятельного французского режиссера Арно Деплешена — неописуемое (скорее все же в хорошем смысле) зрелище. С одной стороны, это гомерически смешной мизанабим (матрешечная конструкция, история внутри истории, в которой секретного агента Ивана Дедалуса играет Луи Гаррель), с другой — оголтелая мелодрама, в которой герой Амальрика мечется между двумя женщинами. Один абсурд накладывается на другой, постепенно превращая «Призраков Исмаэля» в гротескное высказывание о природе творчества — талантливого или нет, не так уж и важно. Все равно до конца непонятно, когда Деплешен говорит всерьез, а когда — издевается.

Нож в сердце
2018, Триллер

Конец 1970-х, режиссерка порно Анна (Ванесса Паради) тяжело переживает расставание с подругой-монтажером Лоис (Кейт Моран). Желая отвлечься, она задумывает грандиозный гей-фильм, однако маньяк с ножом в дилдо убивает одного из ее актеров. Эту историю Анна использует как топливо для съемок новой картины. Смелый вуйаеристский эксплуатейшен Янна Гонсалеса был показан на Каннском фестивале — и, надо признать, эта остросюжетная ЛГБТ-драма никого не оставит равнодушным. Она заимствует зачин у фридкинского «Преследующего», эстетику — у жанра джалло, а мужество — у самой сути кинематографа.

В час пик
2018, Детектив

Пьер Хоффман (Лоран Лафитт) — специалист по французскому языку — устраивается учителем в элитный колледж Святого Иосифа и попадает в экспериментальный класс для одаренных детей. В первые же дни он замечает царящую там атмосферу враждебности, особенно на фоне того, что его предшественник выбросился из окна прямо во время урока. Не испугавшись, Пьер пытается разобраться в случившемся. Педагогический детектив Себастьена Марнье, разыгранный в сеттинге «Учителя на замену»: без мордобоя, зато с изрядным количеством саспенса, который зиждется на страхе старшего поколения перед младшим.

Ники Ларсон (Филипп Лашо) — суперагент, которому доверяют самые сложные задания. Его единственное слабое место — безудержное влечение к женщинам. По сюжету он получает от своей напарницы Лауры (Элоди Фонтан) задание: нужно найти злоумышленников, похитивших эликсир «Духи Купидона», делающий любого мужчину притягательным для женщин. На кону — безопасность и сердца красоток всего мира. Французский аналог Джеймса Бонда, снятый по манге Цукасы Ходзе «Городской охотник», — это комедийный боевик, нашпигованный шутками, балансирующими на грани пошлости и гениальности. Тут все на своих местах — от боевых сцен, снятых от первого лица, до грамотно использованного слоу-мо. В некоторых сценах драк, кстати, участвовали не дублеры, а сами актеры и актрисы: например, та же Элоди Фонтан, неплохо владеющая основами бокса.

Расположившаяся на пятой строчке в подборке лучших фильмов 2018 года авторитетного французского киножурнала Cahiers du Cinéma картина Патрисии Мазюи — это, с одной стороны, искрометная пародия на полицейские процедуралы, с другой — настоящий театр абсурда. Покой тихого городка в Провансе тревожит новость о том, что известный убийца Поль Санчез вернулся. Сначала в это никто не верит (особенно жандармерия). Но вскоре этой мыслью проникается проштрафившаяся полицейская Марион (Зита Анро), которая хватается за это дело как за соломинку, ведь поимка убийцы станет для нее прекрасной возможностью выслужиться. Но вот только является ли Полем Санчезом странный мужчина (Лоран Лафитт), который упорно себя за него выдает. Явление убийцы становится своего рода триггером, который запускает в городе серию трагикомических событий и вскрывает проблемы, накопившиеся в обществе. При всей кажущейся легкости и простоте, фильм Мазюи — это не только отличный портрет современного социума, но и злободневный памфлет о том, как в эпоху фейк-ньюс и постправды люди готовы выдавать ложное за действительное. И все это под чудесную музыку Джона Кейла, которая придает картине дополнительное измерение.

Очередная экранизация приключений сыщика Эжена Франсуа Видока — на сей раз с Венсаном Касселем и от режиссера Жана-Франсуа Рише, который уже снимал Касселя в роли бандита Жака Мерина в дилогии «Враг государства». Стоит сказать, что Рише — неплохой режиссер. До этого он поставил недурной ремейк карпентеровского «Нападения на 13-й участок» и отличного «Кровного отца» с Мелом Гибсоном, но с «Видоком» знатно облажался. Лучше всего «Видока» характеризует название другого фильма режиссера — «Этот неловкий момент». Это действительно очень неловкий момент. Не каждый день встретишь кино, снятое с размахом телеканала «Россия 1» — и в такой же патетично-пафосной и беспомощной эстетике. После него даже «Статский советник» начинает казаться чем-то приличным (неудивительно, что «Видока» в этом году показали на открытии ММКФ). Здесь все смешны: кошмарный палач Дени Лавана, местный Мориарти (Агуст Диль), у которого с сыщиком вырисовывается гомоэротическая линия, «отряд самоубийц» Видока и Ольга Куриленко в роли юркой авантюристки баронессы де Живерни. Особенно Ольга Куриленко.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все